перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Новые русские альбомы: «Браво», Zorge, «Ленинград», N1nt3nd0 и другие

За последние пару недель вышло в свет чуть ли не два десятка заслуживающих внимания новых пластинок отечественного производства. «Афиша» послушала и осмыслила некоторые из них.

«Ленинград» «Вечный огонь»

Группа «Ленинград» продолжает новаторски подходить к формату записи: «Вечный огонь» — это, кажется, альбом-флайер, предназначенный исключительно для того, чтобы напомнить аудитории о больших осенних концертах ансамбля (хотя по-хорошему питерская афиша даже у «Вечного огня» в смысле эстетики выигрывает). После эстрадных опусов «Хны» Шнуров тут возвращается к привычному формату: Юлия Коган выступает в основном на бэк-вокале, а когда все-таки выходит на авансцену, оказывается, что ей попросту нечего петь. Особо нечего, впрочем, петь и самому Шнурову: на «Вечном огне» «Ленинград» достигает больших успехов в изображении своего собственного кавер-бенда. Дежурные покушения на святое (на сей раз — на Летова), дежурные вольные переводы классики (на сей раз — Deep Purple), дежурные оды пох…изму, подружке и кружке, дежурное «бля» для приведения строчки к нужному размеру. Что смущает в «Вечном огне», так это даже не общая безалаберность, а пафос. Шнуров, кажется, недаром спелся с Васей Обломовым — оба они в равной степени презирают собственную аудиторию, и если раньше в песнях «Ленинграда» оно и было, то сочеталось с какой-то отчаянной лихостью, а сейчас не прикрыто вовсе ничем; противно. Можно бы, конечно, сделать какой-то вывод из того, что альбом про то, что все беды происходят примерно оттого, что у людей в головах говно и с этим ничего не поделать, выложен на сайте журнала «Большой город», который призывает этих самых людей к сопротивлению, — но и это, кажется, просто совпало. Песня-локомотив «Вечного огня», конечно, первая, «Любит наш народ»; и разумеется, в ней заложен традиционный шнуровский парадокс: мол, любит народ наш всякое говно, в том числе группу «Ленинград»; но это чуть ли не первый случай, когда тезис никак не хочется домысливать — ну да, любит, ну да, говно. А.Г.

 

«Любит наш народ»

 

Скачать альбом можно здесь.

 

Zorge «Zorge»

Про первый альбом новой группы Евгения Федорова была опубликована рецензия в последнем номере «Афиши», к коей мы и отошлем — ограничившись здесь цитатой. «В смысле музыки отличия от того, что Федоров делал раньше, не сверхпринципиальны — ну да, звук стал более воздушным, панорамным каким-то; ритмических наворотов поубавилось; но в целом органи­ка та же: это крепкий и поджарый мужской рок с массой отменных мелодических решений (любовь Федорова к великим крунерам чувствуется и идет ему на пользу) и живописных моментов, которые сами — что вид с какой-нибудь высокой вершины. Интереснее содержание: в сущности, если говорить о сюжетах и драматургии, Zorge являют собой обновленную и электрифицированную бардовскую песню, в которой к эскапизму в качестве мотивации добавился гедонизм, гиперактивное и безоглядное познание мира. С помощью этой пластинки можно было бы продавать рекламу в каких-нибудь толковых путеводителях — благо она красиво и точно описывает предпочтения их целевой аудитории: небо, солнце, море, воздух; место ближе к окну; благородный алкоголь; хорошее ста­рое кино; масса ни к чему не обязывающих цитат из старых кумиров и из самих себя». Читать рецензию полностью.

 

 

 

Скачать альбом и поблагодарить авторов можно здесь и здесь. Московская презентация альбома — 21 октября в клубе Gogol'.

 

N1nt3nd0 «N1nt3nd0»

Рэпер Василий Вакуленко, он же Баста, он же Ноггано, выпускает в мир уже третью свою ипостась — для почти любого другого артиста такое умножение сущностей было бы сродни самоубийству, но Вакуленко сейчас, похоже, чуть ли не популярнее Аллы Пугачевой, так что ему и это сойдет с рук. Тем более что материал под стать репутации. Курс тут в самом начале открыто задает вещь «Отмели» — своего рода кавер-версия на лил-уэйновскую «A Milli», и дальше все в том же духе. «N1nt3nd0» — это русский кранк, точнее даже ростовский; телепортация хип-хопа юга США на юг России — с неизбежными зрелищными мутациями. Злой, сухой, очень плотный звук, воющие синтезаторы, на раз узнаваемый хмурый речитатив, виртуозно жонглирующий фонемами (безусловный шедевр в этом смысле — трек «Олина попа»), тачки, стволы, телки, «Крестная семья» и Купе в гостях — русский гангста, русский хастл, да, во многом придуманный, но придуманный невероятно остроумно. Единственное, что тут смущает, — классический выбор лирических героев: в тех же «Отмелях» они отправляются отжимать сына главы местного ЖКХ; при этом понятно же, что по факту в большинстве регионов России глава местного ЖКХ сам кого угодно выжмет и высушит. Ужасно интересно было бы услышать гангста-рэп, сделанный с точки зрения, так сказать, жуликов и воров, — впрочем, это уже мысли вслух, а не претензии к N1nt3nd0; запись в любом случае страшной мощи. А.Г.

 

 

Скачать альбом и поблагодарить авторов можно здесь и здесь.

 

«Браво» «Мода»

Еще одна рецензия из последней «Афиши», авторства Ивана Сорокина. Опять же цитата. «Почему, когда «Браво» вышли на сце­ну Пикника «Афиши», их пришло послушать больше людей, чем, скажем, Кортни Лав? Можно выдумать сколько угодно сугубо музыкальных причин: Хавтан остается одним из лучших мелодистов страны (правда, с тех пор как он стал отдавать Ленцу лишь половину вокальных партий, мелодии стали попроще), ударник Павел Кузин точен как никогда, воздушность звука на высоте. Но это не объясняет того, как песням «Браво» и по сей день удается влет объединять поколения и социальные страты (и такого не скажешь ни про кого из их действующих соратников по рок-революции восьмидесятых). В последнее время все чаще кажется, что это ситуация из разряда «думай о хорошем — я могу исполнить». Стилягам из Москвы всегда удавалось передать шестидесятнический дух даже лучше, чем собственно артефактам из 60-х. И теперь, когда вокруг творит­ся непонятно что, человеку достаточно напомнить о том, что небо безбрежно, а девушки прекрасны, — и вот ты уже готов забыть о любой моде, чтобы вспомнить, где ты не был. О чем мечтал». Читать рецензию полностью.

 

 

Скачать альбом и поблагодарить авторов можно здесь. Московская презентация альбома — 28 октября в Crocus City Hall.

 

«Пони» «Велотрек»

Московская группа «Пони» существует уже восемь лет и все эти восемь лет небезуспешно делает то, о чем мечтают, ну или, как минимум, мечтали, многие русские группы: играет всамделишный западный поп-рок, старомодный, с правдоподобными мелодиями и хрестоматийными аранжировками, но на русском языке. «Велотрек» — их четвертый альбом, и несмотря на качественное отличие от предыдущих (долгое время музыка «Пони» предназначалась, кажется, сугубо для внутреннего пользования, теперь ее можно советовать), тут происходит все ровно то же самое. Тринадцать песен городского романтического поп-рока, по большей части приятного, местами — даже больше (песня «Лето», например, совершенно замечательная). Главный плюс по сравнению с предыдущими работами «Пони» — это изобретательность в аранжировках и записи, не зря же на последнюю потратили целых два года. Ни одна песня в этом плане не похожа на другую: вот неожиданные электронные звуки в песне «Лето», вот электрогитара в «Чарли», какой нет нигде в других песнях, и так далее. Все эти мелочи «Велотрек» сразу поднимают на новый уровень, он, в отличие от прочих альбомов «Пони», да и вообще от большинства альбомов с музыкой подобного толка, слушается не как набор песен разной степени удачности, а как сложная и интересная вещь. Г.П.

 

 

Скачать альбом можно здесь.

 

«Встреча рыбы» «Недолго»

Про переехавшую в Москву челябинскую группу мы писали в прошлом году, потом они поучаствовали в нашем трибьюте «Мумий Троллю» и в Пикнике «Афиши», за это время их название успело стать своего рода мемом (хорошее, значит, название) — и теперь вот созрел альбом. Созревал, вопреки заголовку, долго, писался с размахом — в кредитах числятся аж пять звукоинженеров, продюсировал все авторитетный мастер Павло Шевчук, работающий с тем же «Мумий Троллем» и кем только не. В общем, полировали, полировали — и выполировали. Вроде бы все в порядке: софистицированный арт-поп с духовыми и клавишными, но без гитар, драматический мелодизм, занятный симбиоз влияний в диапазоне от «СБПЧ» и «Аукцыона» до Radiohead и Morphine — это что касается музыки; высокий штиль и сложносочиненные экзистенциальные рефлексии — это что касается текстов. Все на месте, да что-то не так: по этой тщательной, сверхпрофессиональной записи становится понятно, что «Встрече рыбы» отчаянно не хватает самоиронии, способности посмотреть на свою трагическую позу со стороны. Здесь все крайне торжественно, патетично, даже напыщенно, все с больших букв — но эти большие буквы тоже в конечном счете могут образовать плоскость; и в итоге и музыка временами начинает походить на вечерние телевизионные саундтреки, и от старательно проработанных текстов быстро начинает сводить скулы. Самый характерный пример — песня «Ведьма» с рефреном «гори, ведьма, гори»: группа, видимо, имеет в виду отсылку к первоисточнику, но воспринимается-то она все равно как какая-то странная полемика с группой Narkotiki. Это не значит, что здесь нет сильных песен или моментов, от которых захватывает дух, но в целом — хотели Бродского, а получился Гришковец. А.Г.

 

 

Скачать альбом можно здесь. Презентация альбома — 14 октября в China Town.

 

Ifwe «Научи меня драться»

Уже третья в этом году EP питерского романтического дуэта. Музыка примерно такая же, как и на двух предыдущих: те же самые нежные и призрачные песни под электрогитару и электронику. Тем не менее подобная продуктивность только радует: Ifwe продолжают совершенствоваться в написании мелодий и текстов, на «Научи меня драться» всего пять песен, но от каждой невозможно оторваться; заглавная вещь, по-моему, вообще тянет на одну из лучших русских песен года. Поют Ifwe при этом о каких-то надуманных, чересчур романтичных вещах: первая композиция — про несчастных животных в зоопарке, во второй имеется припев «Ты думаешь, легко быть тем, кто юным начинает стареть», и так везде. Поначалу недоумеваешь, а потом проходит: с одной стороны, более, извините, сопливую музыку себе представить сложно, с другой, так красиво и правдоподобно грустить на русском мало кто умеет. Ну и животных в зоопарке все-таки жалко. Г.П.

 

 

Скачать альбом можно здесь или здесь.

 

«Красное Дерево» «К.И.Д.О.К.»

Автор нетленки «Дрова» и участник популярной некогда группы «Многоточие» Михаил Краснодеревщик молчал шесть лет — за это время некоторые люди, поучаствовавшие в новом альбоме, успели даже, увы, скончаться. Сам Краснодеревщик, впрочем, в бодром здравии и по-прежнему являет собой образец речевого артистизма. Другой вопрос, что место сюрреалистической криминалистики «Красного дерева» на новой пластинке заняли в основном другие темы: «К.И.Д.О.К.», в принципе, блестяще воплощает тезис о том, что хип-хоп есть новый шансон — поскольку и высказывается преимущественно на те же темы: тяготы жизненного пути, осложненного проблемами с законом, простые ответы на сложные вопросы бытия и т.д. Плюс к тому — нешуточное инструментальное изобилие: тут тебе и гитары, и духовые, и даже аккордеон, на котором играет сам основной автор альбома. «К.И.Д.О.К.» сильно болтает из стороны в сторону: в начале — традиционные размышления за жизнь и манифесты типа «мы вместе», потом — мощнейший блок из треков «Грешник» (супербенефис Краснодеревщика-эмси), «Сынок» (трогательный диалог с сыном о делах наших скорбных) и «Район, базар и медные трубы» (выдающийся и дико смешной спектакль из жизни улиц); потом и вовсе вдруг все сворачивает на политику и начинаются малоприятные ксенофобские прокламации. Виной тому долгострой или еще что — бог весть; в любом случае «К.И.Д.О.К.» — еще один любопытный ответ на вопрос, что делать рэперу, когда с ним случается средний возраст. А.Г.

 

 

Скачать альбом можно здесь.

 

Milky Toad vs EU «Vol.1»/СВ Хутор «СВ Хутор vs Елочные игрушки»

«Елочные игрушки», кажется, раньше всех сообразили, что главной проблемой новой русской музыки станет отсутствие связи, создание общего контекста и поля — и стали объединять разную музыку самым доступным образом: записывать ее вместе. Все началось с альбома «Дикие», на которым многие впервые услышали Галю Чикис и Кирилла Иванова, потом продолжилось совместными записями с Padla Bear Outfit, «Лемондэй», «Псом и группой», «СБПЧ-Оркестром» и так далее; теперь питерская музыкальная сцена кажется чуть более сплоченой и цельной, чем любая другая (и, возможно, чем она есть на самом деле). Теперь «Елочные игрушки» действуют в масштабах страны — за последний месяц у них вышли две новых совместных записи. Во-первых, с омичем Milky Toad. Альбом называется «Vol.1», все композиции на нем озаглавлены криптическим набором букв и цифр, да и от самой записи остается ощущение зарисовок и черновиков. Коллаборацию на «Vol. 1» трудно расслышать (это не значит, что ее нет, — скорее трудно понять, кто именно что делал), однако кажется, что «Елочные игрушки» взяли управление в свои руки. Альбом вышел достаточно нервный, и два самых спокойных трека, где узнаваемый кассетный ситнезатор Milky Toad как раз слышен, — лучшие. Второй альбом, с человеком-проектом из Стерлитамака СВ Хутор, слушается лучше: музыка больше похожа на результат совместных усилий, будто СВ Хутор и «Игрушки» пытались понять, как соединить любовь первого к теплым и расплывчатым мелодиям с любовью вторых к холодным и четким структурам. Сходятся они в неожиданных местах: имеется, например, бесподобный кавер на Игоря Корнелюка. Г.П.

 

 

Совместную запись «Елочных игрушек» и Milky Toad можно скачать здесь, совместную запись «Елочных игрушек» и СВ Хутора — здесь.

 

Вася Васин «Tzar Vasilich»

Очередной сольный альбом лидера «Кирпичей» выходит через полгода после альбома самих «Кирпичей» — и если там несколько поиздержавшаяся лирическая харизма Васина была подкреплена общей дикостью происходящего и большим количеством веселых коллабораций (хотя альбом все равно, по-моему, так себе), то здесь Василий остается один, ну и соответственно. Все строго по старой школе: простой бит, иногда поддержанный гитарой или мелкими семплами, и как бы смешной речитатив — но именно что как бы. Голосом, интонациями, да и посылом Васин часто почему-то напоминает эмси по прозвищу Кач — и хотя понятно, что на самом деле все наоборот, и это Кач напоминает Васина, тут хочется описывать положение дел именно в такой последовательности. Из умного весельчака артист тут превращается почти в учителя жизни, излагающего памфлеты на актуальные темы: тут тебе и социальные сети, и гопники, и офисные работники, и бездумные тусовщики, и на всех Васин обрушивает свои острые рифмованные сентенции. Проблема в том, что на самом деле не очень острые, с рифмой плоховато (имеется, например, строчка «Скажу вам просто, без пурги: не употребляйте наркотики»), мыслей свежих нет, да и вообще — все это совсем несмешно. Худшее, что может сделать артист того разговорного жанра, в котором подвизается Васин, — это начать занудствовать; увы, так и вышло. А.Г.

 

 

Скачать альбом и поблагодарить авторов можно здесь.

 

Наум Блик «Импульс»

Екатеринбуржский человек Наум Блик, автор альбома «Re: Поэты», где тексты больших русских литераторов были положены на хип-хоповый бит, выпустил альбом, где говорит уже за себя. С музыкой по-прежнему все в порядке (особенно в тех местах, где за нее отвечает битмейкер РЖБ, но и в других тоже): точно и фигуристо порезанный джаз, уместные скретчи, в общем, интеллигентный кач по мотивам Stones Throw. С текстами — хуже. Наум Блик очевидным образом считает, что русский рэп в основном говорит не о том, что хип-хоп может и должен быть орудием просвещения, способом ответить на всяческие Главные Вопросы. Пафос «Импульса» отсюда и происходит: бытовуха, развлечения, интернет — все это тлен, современный человек должен заглянуть внутрь себя и, значит, изобрести себя заново; примерно тот же пафос имеет место в новом альбоме «ДДТ», например. Ничего плохого в этом нет, и даже наоборот — но изложено все крайне серьезно и при этом достаточно наивно; с точки зрения смысла большая часть треков на «Импульсе» смахивает на «Комбу БАКХ» — но они умудряются те же прописные истины оформлять интереснее и как-то деликатнее, что ли. С другой стороны — вот пример русского хип-хоп-альбома, где музыка интереснее текстов; бывает и такое. А.Г.

 

 

Скачать альбом можно здесь.

Ошибка в тексте
Отправить