перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Тим Хекер, Bright Eyes, Iron & Wine, The Luyas и другие

В связи с кадровым пополнением мы наконец возрождаем старую рубрику: краткий дайджест свежевышедших пластинок, по разным причинам еще не попадавших в наше поле зрения. Отсюда и далее, с комментариями и примерами.

 

Bright Eyes «The People’s Key» (Saddle Creek)
Новый альбом одного из важнейших (извините) сонграйтеров нулевых сопровождается некоторым количеством факторов, отвлекающих от собственно музыки: с одной стороны, слухи о том, что пластинка последняя, с другой — концептуальным нарративом на космические темы, местами заслоняющим все остальное. Звук Bright Eyes развернули от кантри и фолка обратно в сторону интенсивного инди-рока, но песни от этого хуже не стали; Конор Оберст своих удивительных способностей совершенно не растерял, и несколько хороших вещей на альбоме есть. Хотя да — скорее всхлип, чем взрыв. Да, гитарный рок безо всяких звуковых откровений в наше время слушается немного с трудом. Да, под конец «The People’s Key» вообще начинает казаться, что все это слишком необязательно — но ровно в эту минуту возникает душераздирающая песня «Ladder Song» (которой на альбоме вроде как вообще не должно было быть, ибо написана она была в последний момент): пронзительная элегия под старое фортепиано, посвященная покончившему с собой другу Оберста; и тут все более-менее встает на места. Вспоминаешь, что этим своим голосом, с которым каждое слово звучит так, как будто он с кровью из себя его выдирает, Конор Оберст сообщает иногда жизненно необходимые вещи. Г.П.

 

«Haile Selassie»

 

 

Iron & Wine «Kiss Each Other Clean» (Warner Bros.)
Резко и заново изобрел себя в 2011 году еще и Сэм Бим, человек с самой прекрасной бородой на свете. Со своей группой Iron & Wine (в которой, как правило, один Бим и состоит) от пасторального акустического фолка он вдруг переметнулся к легкомысленному поп-року, вроде того, что играл по радио в 70-е годы. Раньше Бим был известен именно минималистичностью средств, грубо говоря — гитара да поленья; «Kiss Each Other Clean», напротив, удивительно богато аранжирован: тут огромное количество всяческих нюансов, мелких звуковых трюков, весь альбом звучат винтажные синтезаторы, саксофон, какие-то флейты; все притом весьма выдержанно и в меру, обходится без пошлости какого-нибудь Дэйва Мэтьюса. Пуристы, вероятно, расстроятся (уже расстроились), но вообще получилось и неожиданно, и уместно — внезапно выяснилось, что эти тихие песни и на чуть большей громкости могут звучать хорошо и адекватно. Самое важное на альбоме — удивительное блаженное настроение, близкое, пожалуй, к госпелу: каждым словом Бим славит жизнь, но на полутонах, осторожно, будто бы стремясь не потревожить. В принципе, весь смысл альбома заключен в названии одной-единственной песни — «Glad Man Singing». Г.П.

 

«Tree by the River»

 

 

Asobi Seksu «Fluorescence» (Polyvinyl)
Ньюйоркцев Asobi Seksu когда-то ошибочно записывали в фаворитов нового шугейза — на предыдущем их альбоме «Hush» стена дисторшна, свойственная их первым двум записям, вдруг куда-то исчезла, спокойствия поприбавилось, ну и стало понятно, что группа чуть умнее и тоньше, чем казалось, и на месте стоять не собирается. «Fluorescence», в общем, линию «Hush» продолжает, только звучит чуть более по-рокерски, плотно и приземленно. В целом, это дрим-поп в одном из его первичных значений: солнечные жизнерадостные песни с шумящими гитарами, женским вокалом и разлитой по музыке мечтательностью; альбом с легкостью (особенно с таким названием и обложкой) мог выйти лет двадцать пять назад — правда, скорее на лейбле Sarah Records, чем на 4AD. Пластинка хорошая, но обреченная остаться незамеченной — толком объяснить, чем Asobi Seksu лучше полусотни других милых групп с женским вокалом, сложно, хотя болеть за них отчего-то хочется. Г.П.

 

«Leave The Drummer Out There»

 

 

Six Organs of Admittance «Asleep on the Floodplain» (Drag City)
От предыдущего, двадцать пятого альбома Six Organs of Admittance, о котором мы уже писали, двадцать шестая работа чикагского гитариста Бена Часны отличается мало: все тот же призрачный узорчатый дарк-фолк, разве что инструментов, кажется, на этот раз еще меньше. Это предельно простая, неприхотливая, но все равно очень увлекательная запись. Есть ощущение, что Часны просто играет с интересными ему идеями — тут вот так сыграет, тут вот так гитару подключить попробует, тут на синтезаторе поиграет; получается как-то крайне легко и свободно — в хорошем смысле необязательная музыка, при этом местами на удивление красивая, ну и, простите, атмосферная. Да, таких альбомов один человек может выпускать по несколько в год — но хуже от этого никому не станет, а некоторым станет даже лучше. Г.П.

 

«Hold But Let Go»

 

 

«СВ Хутор» «Триполи» (Bandcamp; там альбом можно и скачать)
Четвертый альбом Сергея Хуторенко из Стерлитамака, записывающего психоделическую электронику, на которую принято вешать ярлыки типа «чиллвейв» (мы уже говорили о нем немного здесь). «Триполи» — самая гитарная его запись и, по-моему, пока что самая лучшая. По большей части инструментальная расслабленная, седативная музыка, не на что особо не претендующая (по словам Сергея, он музыку вообще пишет для себя и для друзей — но так многие говорят, конечно), но очень красивая и трогательная, а местами еще и придуманная так, что начинаешь чесать в затылке. Чем больше такого в России появляется, тем, на мой взгляд, лучше. Кроме всего прочего имеется удивительный кавер на песню «Белая дверь», утаскивающий Пугачеву в сторону величайшей композиции «Великаны» группы «Центр». Г.П.

 

«Белая дверь»

 

 

Tim Hecker «Ravedeath, 1972» (Kranky)
Чтобы понять все про новый альбом Тима Хекера, достаточно взглянуть на название (которое, по его собственным словам, взялось ниоткуда и ничего не значит) и на обложку (на которой несколько человек скидывают с крыши фортепиано). «Ravedeath, 1972» — монументальный, невероятный, страшный и одновременно с тем совершенно блаженный альбом в традиционном для Хекера жанре дроун-эмбиента — коего жанра Хекер является одним из немногих общечеловеческих представителей. Пользуясь вполне привычными методами — шумами, наложениями, смешиваниями пластов звука, используя в качестве основного источника звука орган («Ravedeath, 1972» записывался в церкви в Исландии), Хекер в очередной раз создает нечеловеческую какую-то музыку. Штучная для нашего времени вещь, многосложное и многослойное переживание; требовательная, донимающая и давящая музыка. При этом — совершенно ускользающая ото всякой конкретики: на «Ravedeath, 1972» как бы невозможно до конца сконцентрировать внимание, эта запись — как перетекающие друг в друга слайды с изображениями призраков. И в конце концов во всем этом страхе и шуме кроется успокоение, искупление, целительная свобода. Кусками «Ravedeath, 1972» слушать не рекомендуем — но вот для примера открывающий альбом трек «The Piano Drop». Г.П.

 

«The Piano Drop»

 

 

The Luyas «Too Beautiful to Work» (Dead Oceans)
Про эту группу я узнал из твиттера Оуэна Пэллетта — он в своей обычной юмористической манере еще в середине прошлого года начал регулярно поминать, как же хорош новый альбом его канадских земляков The Luyas. К музыке Пэллетт тут тоже руку приложил, и его умение выстроить звук одновременно скромный и соборный тут чувствуется — но это даже не главное. The Luyas, монреальская четверка, каждый из участников который играет еще в паре-тройке других тамошних групп, в целом проходят по тому же разряду, что вышеупомянутые Asobi Seksu — их также легко пропустить, а потому обратить внимание кажется особенно важным. Играют они воздушный дрим-поп с девичьим вокалом, воздушный в самом прямом смысле — в музыке очень много пространства, вся она как будто по облакам изящно переступает. Все любимые признаки Канады в ассортименте: струнные и духовые, клавишные узоры, атмосфера тихого коммунального праздника. Девушка поет тонко и как-то лукаво. Ну и песни — песни хорошие, на все мажорные случаи жизни; особенно приятна в этом смысле титульная вещь и нижеследующая. А.Г.

 

 

 

The Psychic Paramount «II» (No Quarter)
Бескомпромиссный минималистический психорок из Нью-Йорка. Втроем The Psychic Paramount производят столько звука, что хватило бы на целый гитарный оркестр; вдохновляются, похоже, одновременно Гленном Бранкой и Стивом Райхом — а также многочисленными безумными радикальными японцами (собственно, до какого-то момента в составе имелся всамделишный японец). То, что они играют, проще всего было бы назвать построком в его самой грубой, грязной и топорной форме — но это будет некорректно: все-таки построк по нынешним временам очень строго ассоциирован с эмоцией, причем зачастую эмоцией навзрыд. У The Psychic Paramount эмоций нет вовсе. Они играют по-хорошему механически, как железо куют. Устроены их сочинения очень просто: зацепившись за какой-нибудь мельчайший фрагмент музыки (будь то рифф или барабанная сбивка), они потом методично выбивают из него дух, неистово повторяют и варьируют; это такой атомарный подход к року, своего рода большой адронный коллайдер. И никакого апокалипсиса, никакого пафоса — только интенсив в самом что ни на есть школьном смысле. Очень громко, очень мощно. A.Г.

 

«N6»

 

 

Orchid «Capricorn» (Doom Dealer)
Ну а эти-то что здесь делают? Вопрос риторический, но закономерный. Действительно: четверо замшелых лохматых людей с электрическими инструментами откровенно косят под Black Sabbath; получается похоже не только на них, но еще и временами на «Арию» с Кипеловым у микрофона или там, прости господи, «Автограф». Короче, музыка, какая должна нравиться Дмитрию Медведеву и Всеволоду Баронину. С песнями по семь минут, запилами, героическим вокалом, мифологией и всеми прочими атрибутами — клипы, да-да, снимают в лесу, и выглядят музыканты ровно так, как можно предположить. Ну и? И то, что я лично, включив этот альбом в наушниках, не только не вырубил после первой песни, но и, когда диск закончился, поставил сначала. Черт его знает почему, но эта вызывающе архаичная, волосатая, пафосная музыка вызывает симпатию и даже некоторую аддикцию — отчасти, конечно, потому, что она еще и смешная, чего авторами, вероятно, не предполагалось. Так или иначе — иногда оказывается, что еще раз утвердить строчку про «гнал свой байк, а не лимузин» совсем не лишне; Orchid — именно тот случай. А.Г.

 

«Eyes Behind The Wall»

Ошибка в тексте
Отправить