перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

Creep, Гвидо, Débruit, Tuxedomoon и другие

«Волна» разбирает главные пластинки за последние 7 дней: дебют очередных «новых интимных» из Бруклина, второй альбом былой надежды дабстепа, альянс главных людей угрюмого подполья и многое другое.

Creep «echoes»

Альбом-долгострой бруклинского девичьего дуэта, за два года разросшийся до современной версии дебюта UNKLE: поют и читают разнообразные актуальные люди, включая Роми из The xx и Planningtorock

Creep «echoes»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

Когда Creep только появились, это еще называли витч-хаусом, сегодня уже — «новым R'n'B». То есть музыка, вышедшая из хип-хопа, но замедленная и обросшая разного рода виньетками: струнами, клавишами, романтичным гулом синтезаторов и вокалом. По части голосов у Creep все особенно хорошо — разного рода звезды участвуют на каждом треке: имеются вокалистки Lamb, The xx и School of Seven Bells, артистка Planningtorock и Трики (похоже, единственный мужчина на пластинке). Получается (как упомянуто уже выше) такая современная версия проекта UNKLE: отпечаток эпохи, попытка изобразить такой универсальный современный звук и украсить его актуальными голосами.

Чем интересно

Похоже, история сделала новый виток и сейчас, вслед за десятками интересных новых хип-хоп-продюсеров, появился и новый трип-хоп — не как субжанр, а скорее как метод использовать специфический звук для мечтательных инструменталов и минорных песен. Creep хорошо показывают, как этот метод работает, ну и вообще — это просто красиво.

«Days»

Guido «Moods of Future Joy»

Вторая запись одного из «пурпурной бристольской троицы» — той самой, что пять лет назад придумывала на основе дабстепа музыку будущего, которая по иронии теперь звучит безнадежно застрявшей в конце нулевых. Впрочем, самого Гвидо этот факт не сильно заботит

Guido «Moods of Future Joy»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

Немного футуристичнее, чем звучал Гвидо раньше: меньше струнных семплов, меньше попыток делать поп-R'n'B (какими были «Beautiful Complication» и «The Way You Make Me Feel» с прошлой «Anidea») — в общем, манифест электрофутуризма, который за время между альбомами уже стал ретрофутуризмом. С другой стороны, после «Moods of Future Joy» становится понятно, что он всегда таким был: такую стерильную, отстраненную и искусственную электронику сочиняли с момента появления электронной музыки в целом, а фильмы про космос и будущее подобными композициями озвучивали еще полвека назад.

Чем интересно

«Moods of Future Joy» выстраивает образ будущего по Кубрику и Булычеву — того, которое казалось 50 лет назад таким возможным и таким красивым,  того, которое не сбылось и никогда уже не сбудется. Получается двойной ретрофутуризм — и в некотором роде образцовая картина ностальгии по неслучившемуся. 

«NRG»

Excepter «Christisland»

Первая за долгое время студийная запись одной из самых любопытных экспериментальных групп Нью-Йорка: двадцать шесть минут галлюциногенной импровизационной электроники

Excepter «Christisland»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

Excepter — одна из самых неодоцененных американских групп последних десяти лет. Ее создали пятеро диджеев и электронных музыкантов, которые пытались отыскать мистическое начало в хаусе и вообще в электронике — и в итоге получали практически цифровой краутрок. В дискографии Excepter разобраться не так просто, но «Christiland», судя по всему, их первая студийная запись за пять, а то и больше лет. Технически говоря, это EP — две длинные композиции суммой в 26 минут; но переживаний тут хватает на целый долгоиграющий альбом. Как и прежде, это психоделическая импровизационная музыка, сотканная из мычащих синтезаторов, драм-машин и закольцованных сэмплов. Excepter, вообще, в большей степени концертная, чем студийная группа, вот и «Christisland» работает по законам живого выступления: музыка какое-то время раскачивается, как будто музыканты постепенно входят в правильный настрой, а потом начинают происходить настоящие чудеса. Слушать надо залпом, не отрываясь.

Чем интересно

«Christisland» — это своего рода тизер (пускай и очень хороший) грядущей большой пластинки, которая выйдет у Excepter в следующем году. Но по-своему это даже интересно: ожидать чего-то несколько месяцев вообще ценно в наше быстрое время.

Mount Eerie «Pre-Human Ideas»

Любопытная выходка плодовитого американского автора Фила Элверума: альбом, целиком состоящий из демо, написанных в Garage Band и предназначенных для того, чтобы обучить концертных музыкантов играть песни Mount Eerie

Mount Eerie «Pre-Human Ideas»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

«Pre-Human Ideas» — это 10 старых песен Mount Eerie, перезаписанных на компьютере, которым для музыки Элверум пользовался впервые — буквально с MIDI-синтезаторами, электронными инструментами, автотюном и в целом цифровым звуком. Первоначально у этих записей был чисто утилитарный смысл, но в итоге автор решил выпустить демо в виде альбома — и получилось забавно и любопытно. Элверум вообще способен на эксцентричные выходки: например, он взял все песни с тех же «Clear Moon» и «Ocean Roar», наложил друг на друга и выпустил на одной пластике, по альбому на сторону. Но «Pre-Human» действительно хорошо слушается: тут показано, насколько беспомощно звучит человеческий голос под автотюном, и одновременно это попытка понять, как близко аналоговый звук можно передать через компьютер (Ответ: что-то в песнях все-таки остается — многие песни становятся даже интереснее.) Нет, это не идеальный альбом, но он точно интереснее, чем многое, что делают иные предсказуемые музыканты.

Чем интересно

Без минимального понимания контекста и творчества Mount Eerie «Pre-Human Ideas» слушать, пожалуй, странно — но, во-первых, это касается половины современных альбомов, во-вторых, это одна из самых примечательных музыкальных эскапад в этом году. 

«House Shape»

ÄÄNIPÄÄ «Through A Pre-Memory»

Совместная запись двух важнейших деятелей обскурантистского подполья — Мики Вайнио, половины угрюмого финского минимал-техно-дуэта Pan Sonic, и Стива О'Мэлли, исследующего возможности тяжелого гитарного звука в Sunn O))) и многих других проектах

ÄÄNIPÄÄ «Through A Pre-Memory»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

Начинается эта пластинка, как ни поразительно, с Анны Ахматовой, которая зачитывает свои стихи («Когда я ночью жду ее прихода/Жизнь, кажется, висит на волоске» и так далее) под угрожающий бит и электрические гитарные раскаты. Дальше — полноценный и очень впечатляющий хоррор: жужжащие и свистящие синтезаторы, вороний клекот голоса, поющий что-то малоразличимое, ноготь, скребущий струну, мордорские заклинания, перегруженные аккорды и электронные помехи: медленная и жуткая музыка про ночные кошмары и то, какой ужас скрывается в потаенных уголках души. Все это — не сильно повышая голос и уж точно без лишней спешки: «Through A Pre-Memory» отлично показывает, что по-настоящему страшные вещи всегда происходят медленно.


Чем интересно

Сам по себе факт альянса двух людей такого калибра уже заслуживает того, чтобы обратить на альбом внимание, — и тем более примечательно, что aanipaa звучит более насыщенно, мощно и интересно, чем то, что Вайнио и О'Мэлли в последние годы делают по отдельности.

Фрагменты альбома

Débruit & Alsarah «aljawal الجوال»

Альянс известного французского битмейкера Débruit и певицы Алсары, живущей в США уроженки Судана

Débruit & Alsarah «aljawal الجوال»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит

Предыдущие записи Débruit были мастерски скроенным полотном из юркой и переливчатой синтезаторной бас-музыки, шагающего и спотыкающегося увесистого бита и звуков из экзотических уголков планеты, но на длинной дистанции неизменно утомляли, смазывая впечатление. С «Aljawal الجوال» такой проблемы не возникает, просто потому что это запись с очень разными приемами и настроениями, насыщенная впечатляющим количеством занятных деталей и первостатейными перчеными мелодиями. Голос Алсары и ее манера петь способны взять за душу даже самого черствого или не толерантного ко всему восточному человека.

Чем интересно

Арабский футуризм — это до сих пор не исчерпавшее себя направление. Ритмическая акробатика француза, соединенная с бархатистым североафриканским фолком и тазобедренной перкуссией, срабатывает на всех уровнях — ее интересно расслушивать в наушниках и под нее можно устраивать дикие танцы в тесной компании.

«Jibal Alnuba - ٥. جبال النوبة»

Tuxedomoon «At Twilight»

Небольшая ретроспектива ранних записей замечательного нью-йоркского авант-пост-панк-ансамбля, сделанных в начале 80-х (когда, собственно, все самое интересное Tuxedomoon и сделали) и выходивших на лейбле Crepuscule

Tuxedomoon «At Twilight»

Фотография: архив «Афиши»

Как звучит 

Как минимал-вейв, в котором что-то пошло не так: все номинальные признаки жанра тут налицо, однако вместо привычных прыти и наивности — полутеатральные сумеречные серенады и арии, спетые неровным голосом человека, который потерял себя в большом городе. Кроме того, Tuxedomoon уже тогда смотрели в сторону самых разных звуков: вокруг  синтезатора, баса и шумов тут то и дело появляются то саксофон в духе Бернарда Херрманна, то душераздирающие струнные; первая песня и вовсе называется «Ниночка» и, соответственно, эксплуатирует русские мотивы. Лучшие, впрочем, — и более типичные для Tuxedomoon — песни представляют из себя медленные танцы в дэвид-линчевском баре. 

Чем интересно 

Почему-то кажется, что так могли бы звучать первые записи «Аукцыона», если бы были сделаны, например, в 1983-м.

«Birthday Song»

Ошибка в тексте
Отправить