перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

EMA, Millie & Andrea, Tobacco, «Сруб» и другие

«Волна» разбирает главные пластинки за последние 7 дней: дебют сибирского пост-панк дуэта, мрачную электронику от хедлайнеров жанра, запись 50-летнего ветерана экспериментальной музыки и многое другое.

Millie & Andrea «Drop the Vowels»

Крайне впечатляющая мрачная электроника в исполнении двух нынешних хедлайнеров жанра — Энди Стотта и Майлза Уиттэкера из Demdike Stare

Millie & Andrea «Drop the Vowels»

Как звучит

Племенные африканские танцы, нервная металлическая перкуссия, тяжелые техногенные басы, сотканный из нойза даб, неумолимая поступь механических барабанов, острые осколки драм-н-бэйса, танцы в суровых урбанистических интерьерах — на «Drop the Vowels» нет ничего, чего нельзя было бы ожидать от Стотта или Уиттэкера, но это ничем не плохо: перемножение энергий двух деятелей монохромной электроники так или иначе дает в результате мощное темное произведение. Понятно, что на ум неизбежно приходит монолитное даб-техно лейбла Basic Channel, которому оба автора многим обязаны, — но Millie & Andrea погружают его в среду новой британской электроники с ее ломаными ритмами и кропотливой работой с собственным прошлым: эта запись встраивается в традицию и одновременно с умом ее продолжает. Очень поэтичная в некотором смысле запись — так поет сумеречный индустриальный мегаполис.

Чем интересно

Слушать эту музыку лучше в одиночестве и на полной громкости — тогда пробирает и правда до костей, до кончиков, а шаги неведомого командора чувствуются особенно отчетливо.

«Corrosive»

EMA «The Future's Void»

Пронзительный женский лоу-фай

EMA «The Future's Void»

Как звучит

«В будущем — пустота», «Тлеть», «Некромант», «Мертвая знаменитость» — один треклист этой записи позволяет составить впечатление о ее настрое и звуке. Интересная девушка с большими губами и русыми волосами, спадающими на глазами, Эрика М. Андерсон, некогда игравшая в группе с не менее красноречивым названием «Усилители для Христа», любит гитарные педали и электрические помехи — и сочиняет отчаянные и грязные песни женского одиночества; иногда потише, иногда погромче, но в любом случае в миноре. Ноги у Андерсон очевидным образом растут из гранжа 90-х (в частности, местами она напоминает молодую и злую Пи Джей Харви), но ноги эти, уж простите за сексистский образ, довольно красивые; еще пластинку, подобную «The Future’s Void», могла бы записать Zola Jesus, если бы меньше увлекалась готикой и больше — роком.

Чем интересно

Толковой и убедительной с точки зрения образа женской гитарной музыки в 2014-м года пока не так много, чтобы «The Future’s Void» можно было пренебречь.

«Satellites»

Сруб «Сруб»

Дебютный альбом дуэта из Новосибирска: все тот же посконный пост-панк — во всей красе и во весь рост

Сруб «Сруб»

Как звучит

Примерно как раньше — несколько выбивающаяся вперед ритм-секция, расплывчатая гитара, синтезаторы, работающие за флейту и гармонь, сумрачный низкий вокал — но гораздо лучше. Новые песни «Сруба» уже не заводят все дальше в лес, а просто погружают в омут с головой, голос Игоря Шапранского, ставший звонче, звучит словно эхо, а песни все так же говорят о темноте вокруг, только еще более веско. Это опасная игра в тихом омуте — под конец уже кажется, что в строчке «Угрюмой печали давно здесь нет» есть что-то глубоко неверное; весь альбом в целом кажется ответом на старый вопрос из песенки группы «Апрельский марш» – ты знаешь, в чем дело, слышишь голоса?

Чем интересно

«Сруб» начинался как компенсация молчания группы «Утро», что на тот момент казалось скорее смешным — но теперь уже ничего смешного нет: это абсолютно самостоятельная боевая единица, которую объединяет с предшественниками только территория, где она обитает. Каждый кулик поет свое болото, и каждый — по-своему.

«Шепот и вой болот»

  • Слушать / Купить Bandcamp

Ava Luna «Electric Balloon»

Второй альбом продолжателей бруклинских традиций нулевых — гораздо более дружелюбный к слушателю, чем первый

Ava Luna «Electric Balloon»

Как звучит

Поначалу как Talking Heads, затем — как Dirty Projectors, под конец — как The B-52’s пополам с Deerhunter: этот альбом — настоящее раздолье для тех, кто любит сравнивать одно с другим, но Ava Luna используют этот прием, кажется, вполне сознательно. Те же самые Dirty Projectors, LCD Soundsystem и в чем-то TV On The Radio были похожи на библиотекарей, создающих свою собственную музыку на основе слушательского опыта — теперь их молодые последователи проводят работу над ошибками, в том числе и своими собственными. «Electric Balloon» полон неудобных, неправильных, вывернутых наизнанку поп-песен (местами группа еще и проецирует методы R'n'B на замысловатую гитарную музыку), но в отличие от прошлого их альбома, «Ice Level», их легко запомнить, а все эксперименты реализованы с чувством меры.

Чем интересно

Для особо придирчивых — замена Dirty Projectors в ожидании нового альбома, для всех остальных — красочный калейдоскоп стилей, лихие поп-песни, в которых «поп» все-таки одерживает заслуженную победу.

«PRPL»

Timber Timbre «Hot Dreams»

Пятый альбом прежде унылейшего канадского фолк-трио — совершенно не такой, как остальные

Timber Timbre «Hot Dreams»

Как звучит

В восторженных англоязычных рецензиях стало общим местом называть этот альбом «саундтреком к ненаписанному хоррору или вестерну». Все же представить себе новые песни канадцев Timber Timbre, прежде сочинявших никакущий фолк-рок, а на прошлой пластинке «Creep On Creepin' On» сыгравших в дурную копию Grizzly Bear, довольно сложно — какому режиссеру понравится, если музыка будет перетягивать внимание на себя. Десять треков «Hot Dreams» напоминают равно «IRM» Шарлотты Генсбур, записи воображаемого неагрессивного Ника Кейва или даже ранних Portishead. Но то, на что Portishead тратили уйму времени и сэмплов, Timber Timbre исполнили исключительно на живых инструментах — которых, впрочем, уйма, одних видов клавишных четыре штуки. Важнее всех инструментов — голос Тейлора Кирка: он поет, будто наблюдая за собственными похоронами. Таков альбом «Hot Dreams»: его могли бы записать мертвые, которые бродят среди живых — и играют для них же.

Чем интересно

Выдающаяся запись в условном жанре «мужской рок» — имейте в виду, что эти мужчины лишены всяческих иллюзий, а носить, вероятно, предпочитают только черное.

«This Low Commotion»

Tobacco «Ultima II Massage»

Третий альбом Томаса Фека, участника группы Black Moth Super Rainbow— шумового электронщика, подуставшего от шума

Tobacco «Ultima II Massage»

Как звучит

Изначально Tobacco — это проект вроде HEALTH и Crystal Castles; основной целью было исследовать, насколько можно греметь аналоговым оборудованием, максимально корежа и утяжеляя его звучание, чтобы это все еще можно было считать музыкой. На «Ultima II Massage» опыты продолжаются — и, кажется, заканчиваются. Если раньше композиции были сложными и эпатажными по всем параметрам, то теперь по форме это чаще всего обычные песни, которые аранжированы записанными на жеванную пленку партиями синтезаторов, пропущенных через гитарными примочки. Песня «Eruption», скажем, и вовсе могла бы быть спета Кешей или Бритни Спирс, просто подложка у нее нарочито отталкивающая — чем-то похожим занималась группа Sleigh Bells.

Чем интересно

По иронии, этими шумами запись интересна в наименьшей степени. Начинаясь с совсем невыносимой какофонии, альбом постепенно становится спокойнее и все больше напоминает довольно рядовую ретро-электронику. И так начинаешь понимать, зачем вообще нужно было исследовать эти самые границы восприятия и окружать песни и мелодии колючей проволокой черного шума — это интересный и освобождающий опыт, когда за ход альбома проволока снимается, звучание расчищается и появляется просто музыка.

«Eruption (Gonna Get My Hair Cut at the End of the Summer)»

Scanner «Electronic Garden»

Страшная полуночная электроника в исполнении Ричарда Рембо, 50-летнего ветерана экспериментальной музыки

Scanner «Electronic Garden»

Как звучит

За 25 лет творческой карьеры Рембо много чего успел — и побывать арт-критиком, и попревращать в музыку звуку полицейских сканнеров и мобильных телефонов (отсюда — псевдоним), и поучаствовать в группе Githead вместе с участниками Wire и Minimal Compact. В «Electronic Garden» он — не в первый раз и снова удачно — бороздит территорию дарк-эмбиента: неизвестно кто стоит и шуршит в углу у окна за шторой; неведомо откуда доносятся синтезированные голоса и полевые записи; все очень тихо и очень тревожно — в общем и целом «Electronic Garden» занимается тем, что сосет под ложечкой. Это музыка смутная и неуютная, как снег в Москве в начале апреля; она не то что нагнетает острые ощущения — скорее переводит на язык звука то, что и так сидит внутри. 

Чем интересно

В принципе, «Electronic Garden» имеет смысл слушать заодно с «Drop the Vowels» (см. выше) — тут тоже умный и смурной человек рисует в звуке портрет урбанистической действительности, которая скорее сковывает человека, чем дает ему удобное пространство для жизни.

Нарезка фрагментов альбома

Ошибка в тексте
Отправить