перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

Flying Lotus, Buck 65, Леонид Федоров и Владимир Волков, Жора Холоденко и другие

«Волна» разбирает главные альбомы за последние 7 дней: новая запись Федорова и Волкова, трибьют-альбом к юбилею Лермонтова, ретроспектива умной черной музыки от Flying Lotus, тропическая босанова от Эрленда Эйе и многое другое.

Леонид Федоров, Владимир Волков «Мотыльки»

Леонид Федоров с переменным успехом размышляет о смерти и страницах русской истории

Леонид Федоров, Владимир Волков «Мотыльки»

Как звучит

Оставим в стороне все лингвистические споры о том, написано ли «Слово о полку Игореве» гораздо позже, чем считает большинство, — и посмотрим на сам альбом. «Мотыльки» — это именно что древнерусская поэма, «Житие протопопа Аввакума», старые песни «Аукцыона» и стих о смерти. В цельную картину это на деле не то что бы складывается — или, как говорил классик, не делится. Эксперименты с полевыми записями и изменениями голоса не приводят к лучшему, очень заметно сопротивление материала — лекции по русской литературе на первом курсе филфака Федорову не поддаются: в песне о затмении нет никакого нерва и жути, приписываемой данному событию, стих Волохонского об Аввакуме тонет в звуках, плач Ярославны похож на издевку. Тут-то и можно было бы вспомнить, что альбом, по мнению Федорова, говорит о бесхребетности, — но лучше этого не делать.

Чем интересен

Несмотря на разваливающийся на ходу большой замысел, «Мотыльки» следует рассматривать попесенно — и как раз-таки ориентированный на привычную форму материал не подводит (дело не в авторе — созданная похожим образом «Красота» все еще производит впечатление). Старые песни здесь скорее как прощание с воспоминаниями — «Шамурла» и вовсе выглядит поминальной песней, но и они четче иных. За скобками — величественный титульный трек, одна из лучших, возможно, песен Федорова: о том, как время течет сквозь пальцы и уходит прочь, а тебе остается только летать; по мощи она сравнима с последними Swans, очень жаль, что об альбоме нельзя сказать такого.

Flying Lotus «You're Dead!»

Самый талантливый продюсер Лос-Анджелеса продолжает стирать границы между авангардным джазом и инструментальным хип-хопом

Flying Lotus «You're Dead!»

Как звучит

Как и на предыдущих альбомах Flying Lotus, на «You’re Dead!» звучит ретроспектива умной черной музыки последних ста лет: от авангардного джаза до инструментального хип-хопа через соул и диско. На «You’re Dead!» выстраивание единого континуума получилось наиболее удачно; слушая, как тут живые барабаны дружатся с драм-машинками, синтезаторы с акустическими клавишами, саксофон с электрогитарой и так далее, — отчетливо понимаешь, что за эти прошедшие сто лет изменились только инструменты, а музыка была единой.

Чем интересно

Границы, которые стирает Flying Lotus, изначально были лишними и надуманными — скоро уже не останется тех, кому нужно будет объяснять, что между всеми освоенными продюсером жанрами на самом деле нет таких уж больших отличий. Сумбурность, внезапность и прочая безуминка треков с «You’re Dead!» при этом тоже немного обманчива; Flying Lotus именно что пользуется прошлым черной музыки как конструктором, и все эти резкие смены темпа и ритма, тонущие и заново всплывающие мелодии и так далее — все это уже ранее освоенные кем-то приемы, ставшие сегодня привычными. Но дело как раз в том, что чем больше понимаешь, что Flying Lotus не делает никаких революций и не изобретает ничего нового, тем больше ценишь то, с каким мастерством и техничностью он выстраивает в единый ряд все старое, — и именно за эту потрясающую органичность, которой ему удается добиваться, его и будут в первую очередь вспоминать в будущем.

«Never Catch Me»

Buck 65 «Neverlove»

Хороший канадский рэпер пытается справиться с разводом

Buck 65 «Neverlove»

Как звучит

В первую очередь здесь важна предыстория. Два года назад от Ричарда Терфри, более известного как Buck 65, ушла жена, оставив после себя только обручальное кольцо и записку «Не забудь покормить кошку». Дальнейшее ясно: затяжная депрессия, уход в себя, попытка вернуться к творчеству не без помощи лучших друзей — но в случае Бака эта антикризисная терапия вполне себе работает. На «Neverlove» все песни и напористые, злые (сам Ричард говорит, что оставил самые приличные, те, за которые не придется извиняться, перед тем, как сыграть), но в то же время выгоревшие дотла, бесчувственные. Этот контраст отталкивает многих, но Бака можно понять по-человечески; думается, что в 2014 году честный альбом о расставании должен быть с песнями вроде «Love Will Fuck You Up». В каком-то смысле это и есть блюз нашего времени: хорошему человеку не просто плохо — его раздирает от боли, но он не сдается.

Чем интересен

Клип на «Super Pretty Naughty», прилагаемый ниже, не должен вас смущать — написан он все в то же сложное для музыканта время, только лишь с целью хоть как-то расслабиться. Сам Бак говорит о том, что уже работает над еще одним альбомом, и действительно интересно, каким он будет; хочется верить, что все осталось позади. «Neverlove» — это альбом необходимый в первую очередь самому музыканту; это все не значит, что здесь песни плохие, наоборот, только вот все время в голове вертятся жесткие строчки, к которым Ричард так и не приходит: «Но все равно лучше уж так сдохнуть, чем никого никогда не любя».

«Super Pretty Naughty»

«Лермонтов 200 по встречной»

Трибьют-альбом к 200-летию великого поэта, по большей части состоящий из кошмарных отписок

«Лермонтов 200 по встречной»

Как звучит

На стихотворения Михаила Лермонтова написано немало выдающихся песен: «Парус» Сергея Лемешева, «Выхожу один я на дорогу» Анны Герман — это только вершины айсберга и лучшие примеры давней традиции. Сборник, название которого бог знает почему повторяет заголовок давнего дебюта группы «Тату», состоит из двух частей по 16 композиций, то есть всего их тут 32 (тридцать две). Поучаствовали Петр Налич, Маша Макарова, Игорь Григорьев, Рома ВПР и многие другие — сообщается, что приглашали «всех подряд». Отказался Найк Борзов ввиду того, что у музыкантов на работу было почему-то плюс-минус две недели (действительно, странно заранее подготовиться к юбилею любимого поэта), а также Grimes, чтением «И скучно и грустно…» вдохновившая трибьют, поскольку занимается новым альбомом. Так вот, если кому этот сборник и делает честь, то это как раз Найку Борзову и Grimes. На «Лермонтов 200 по встречной» есть «Горные вершины» Александра Маноцкова и «Небо и звезды» Кати Павловой и Courage Quartet — обе эти вещи короткие, каждая меньше двух минут, и в обеих авторы стараются привлечь внимание не к себе, а к некоей первоначальной поэтической мысли. Есть «Совет» «Фруктового кефира», который звучит как типичная песня «Фруктового кефира». Все остальное слушать скучно, грустно, порой смешно, а чаще попросту невыносимо. «Звезда» и «Люблю я Кавказ» спеты голосами роботов, последняя песня — беззаботная интерпретация пушкинского «Узника» (самое время и место, действительно), обличительное «Прощай, немытая Россия…» исполнено обреченно-уныло, включена вещь Игоря Григорьева, датированная 2011 годом, а также две бесконечных инструментальных вариации, сразу несколько песен на английском языке — но, впрочем, ладно. Вот когда организатор праздника, руководитель и автор идеи Юра Лобиков в качестве «комической разрядки» издевательски пропевает «Что толку жить! Без приключений…» — тогда все это становится откровенно убогим и ужасным.

Чем интересно

Почему-то сам факт выхода сборника подается как исключительно положительное событие — мол, музыкантам напомнили, и музыканты уделили внимание. Но зачем и почему музыканты сделали все так плохо и отчего вообще согласились участвовать в этой нелепой поспешной затее — это так же неясно, как и обилие здесь англоязычных текстов.

Erlend Øye «Legao»

Второй сольный альбом голоса Kings of Convenience и The Whitest Boy Alive, на этот раз — тропическая босанова

Erlend Øye «Legao»

Как звучит

Как нечто среднее между тем, что Эрленд Эйе последние годы записывал с Kings of Convenience и The Whitest Boy Alive — от первых тихая акустическая босанова, от вторых — тропические ритмы перкуссии и легкость, которая на «Legao» подчеркнута регги-аранжировками — их обеспечивает исландская, собственно, регги-группа Hjálmar. Что-то похожее должно играть во время отдыха на кубинском берегу с пина-коладой.

Чем интересен

Для прошлого сольного альбома, «Unrest» 2003 года, Эйе проехался по всем городам мира, чтобы в каждом с каким-нибудь местным электронным продюсером записать по отдельному треку. Там все было про одиночество и про то, что самые важные моменты жизни можно разделить только с самим собой — да только молодость вся так проходит мимо, и оттого грустно. 11 лет спустя «Legao» вместо всего мира и десятка продюсеров лишь одна крошечная Исландия и одна местная группа-аккомпаниатор — и это, видимо, означает, что радость уединения Эйе научился испытывать в полной мере, не оглядываясь на то, что проходит мимо. Эта самодостаточность ощущается в каждом звуке пластинки, ей легко заразиться, и «Legao» можно даже предъявлять всякому, кто считает, что одиночество — это обязательно что-то плохое.

«Garota»

Жора Холоденко «Серьезно?»

Шестой альбом калининградской легенды — практически незаметный, как и прошлые пять

Жора Холоденко «Серьезно?»

Как звучит

Прежде чем говорить о том, что самое первое впечатление от альбома уже заботливо вынесено в его заголовок, стоит, собственно, сказать, кто такой Жора Холоденко. Его имя вам, скорее всего, ничего не скажет — да и в родном Калининграде он известен только в узких кругах, состоящих из посетителей фестиваля «Божья коровия» и рок-концертов; популярен он своими матерными частушками, которые здесь оборачиваются чем-то совершенно иным. Шансон под гитарку, спетый хриплым голосом, обрамляется регги, чем-то в духе группы Xiu Xiu, барокко-попом, современной электроникой и чем только не — и после этого становится чем-то невероятно самобытным и особым. Еще никогда песни о наколках и похмелье не звучали настолько в духе времени — если бы Нил Янг жил в России и записал бы электронный альбом, то он бы издал такую EP.

Чем интересен

Не в последнюю очередь «Серьезно?» выходит именно таким из-за работы продюсера — появлявшийся чуть раньше на «Волне» Евгений Бродский здесь показывает, как можно сделать постшансон таким, каким он должен быть. «Серьезно?» — это еще и повод поговорить о калининградской сцене: кроме Бродского есть Евгений Милованов, Ольга Уханова и поэт Раманс; это маленькое, но действительно объединение. «Серьезно?» интересен и сам по себе — от него лезут глаза на лоб, но в сухом остатке это действительно очень красивые и горькие песни. И да, это он серьезно.

Goat «Commune»

Шабаш в Швеции, часть вторая

Goat «Commune»

Как звучит

В лучшем смысле схоже с дебютным альбомом скрывающего личности шведского коллектива. Афробит, психоделический рок и наследие Amon Düül переплетаются в девяти захватывающих, шаманских и попросту безумных песнях. Эти песни довольно однообразны — впрочем, с тем же успехом можно говорить об однообразности ритуальных плясок.

Чем интересно

Наверное, Goat — это сейчас один из самых грандиозных концертных ансамблей; музыка и образ (яркие маски, скрывающие лицо), по крайней мере, к тому располагают. Было бы очень здорово проверить вживую, так ли это.

«Words»

Ошибка в тексте
Отправить