перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Woods, Memory Tapes, Bodies of Water, трибьют Бадди Холли и другое

Дайджест свежевышедших альбомов, которые имеет смысл послушать: от трибьюта американскому рок-н-ролльному гению до немецкого минимал-техно.

«Rave On Buddy Holly»

Трибьют великому музыканту Бадди Холли, который погиб в авиакатастрофе в двадцать два года. За свою жизнь он успел выпустить всего три альбома да десяток синглов — но при этом так много записывался, что лейбл Coral Records выпускал новый материал Холли еще десять лет после его смерти. Бадди Холли был последним героем рок-н-ролла — он умер в 1959-м, а потом начались шестидесятые, и все поменялось. Тем не менее он успел довольно сильно изменить американскую поп-музыку. «Rave On Buddy Holly» сделан весьма тщательно и аккуратно, практически идеально для трибьюта: девятнадцать совершенно разных людей с одинаковым уважением признаются в любви великому музыканту; при этом еще и с фантазией — топорно Холли не перепевает никто. Набор музыкантов вызывает удивление: тут смешан условный мейнстрим с условным инди, понятно, что разница сейчас уже невелика, но когда за Modest Mouse следует Кид Рок — это как минимум неожиданно. Пожалуй, самый интересный момент — это то, как разные люди по-разному обошлись со звуком. С Бадди Холли ведь как: помимо того что он писал удивительные песни, на его записях (особенно на первом альбоме) блестяще выстроен звук; гитары Холли так же узнаваемы, как реверберированный голос Элвиса Пресли. Собственно, лучшие моменты на «Rave On» — это когда музыканты пытаются как-то с умом крутить ручки, чтобы восстановить теплоту, которая в музыке Холли была. Когда им удается (например, у She & Him, Си Ло Грина и, вы не поверите, Кида Рока) — получается бесподобно; когда нет (у Пола Маккартни или кантри-певицы Карен Элсон)... Да и когда нет, все равно отлично — эти песни, кажется, испортить невозможно.

 

Cee Lo Green «Baby, I Don't Care»

 

Woods «Sun & Shade»

Еще один ни на что не претендующий, но убедительный летний альбом. Американский коллектив Woods принято причислять к фрик-фолку; время и место возникновения подходящие — начало нулевых, Бруклин, играли, в общем, соответствующе. К настоящему времени экспериментальным остался в первую очередь звук: на «Sun & Shade» он в очень правильных местах то утоплен, то зашумлен; заметно, с чего люди начинали, — те же самые песни можно было бы записать гораздо скучнее. В плане этих самых песен же Woods в последнее время тянет в сторону неторопливого, практически шестидесятнического солнечного попа. На «Sun & Shade» имеется и акустический фолк, и краутроковый джем, и много чего, но при этом общее ощущение от альбома — как от записи какой-нибудь группы The Hollies. И это здорово: фрик-фолк в его первозданном, сумасшедшем виде сейчас мало кому стоит браться играть, его редко бывает интересно слушать. Поп-песни здорово оттеняют два долгих инструментальных номера: краутроковый, в духе группы Neu!, и совсем уж неразборчивый (в хорошем смысле) десятиминутный под названием «Sol y Sombra». В прошлом году у Woods выходил альбом «At Echo Lake», там все было достаточно похоже, ну и что: да, Woods, в общем, играют примерно одно и тоже — но этого достаточно.

 

«Pushing Onlys»

 

Memory Tapes «Player Piano»

Дейв Хоук, записывающийся под видом группы Memory Tapes, стоял пару лет назад вместе с Washed Out пару лет у истоков чиллвейва; его первый альбом уже записывают в классику жанра (пусть и жанру без году неделя). «Player Piano» — второй альбом Memory Tapes, на нем Хоук определенным образом дистанцируется от чиллвейва, на смену размытому звуку пришел гораздо более четкий, это почти что поп. Западные рецензенты пытаются найти тут идеологическую подоплеку: мол, артисту не хотелось ассоциироваться со всем надоевшим стилем. Мне кажется, причина чисто музыкальная: Memory Tapes просто перешел на следующий уровень, заиграл самую обыкновенную и самую настоящую поп-музыку, где во главе угла стоит мелодия, примерно как в 1960-е. Про первый альбом Memory Tapes принято сообщать, что Хоук там использовал звук велосипедного насоса и еще какой-то семпл из кроссовок. На «Player Piano» такой тщательный подход сохранился — причем помимо звука перекинулся еще и на мелодии, выдающиеся, на уровне классического большого попа. Я не имею ничего против чиллвейва, Washed Out вот  записал отличный альбом; но Memory Tapes предложил отличный вектор движения на случай, если не хочется стоять на месте. Чиллвейв в «Player Piano», впрочем, присутствует — но на уровне ощущений; все песни буквально пронизаны ностальгией, они все так или иначе про прошлое.

 

 

Ty Segall «Goodbye Bread»

Еще один аутсайдер и одиночка, отчужденные песни под электрогитару, музыка, от которой никогда не устаешь (ну, лично я не устаю). Тай Сегалл водит дружбу с сумасшедшей группой Thee Oh Sees, про которую мы писали, и играет примерно гаражный рок. На предшествующих записях он был беспокойным, быстрым и достаточно громким — теперь Сегалл записал условно «спокойный» альбом, и ему это жутко идет. На «Goodbye Bread» звучит прямолинейный и достоверный интимный рок, примерно как у Марка Болана времен альбома «T. Rex». Записано все, как водится, достаточно лоу-файно, снова буквально как в подвале, и это достоверности только добавляет. Получается такая совсем обнаженная музыка, простые, практически классические рок-композиции, без защиты ловко отстроенного звука. Браться играть такое — достаточно рискованный шаг для любого музыканта; раньше Тай Сегалл пугал и сводил с ума, теперь пытается выехать на честности: многим такой переход не удается, но «Goodbye Bread» в силу какой-то тупой первозданной мощи, в нем закопанной, скучным не становится ни на секунду. Ну и обложка, конечно. Но взгляните на обложку.

 

«Goodbye Bread»

 

Pterodactyl Plains «In the Air»

Про группу Pterodactyl Plains не очень много чего понятно, поскольку ее вовсе никто не знает. Понятно вот что: люди по имени Джессика Килрой и Кир Эфертон живут в небольшом американском городе Трего, в штате Монтана, на границе с Канадой, вокруг города — много гор. Соответственно, они играют в Pterodactyl Plains и в других местных группах. Собственно, все. Альбом при этом они записали выдающийся. «In the Air» — это призрачные женские песни, похожие немного на Имоджен Хип, ну и всяких мистических девушек. Музыка крайне минималистичная, хотя и не слишком простая: встречаются как будто нарочно немного кособокие, искривленные моменты. Притом что Pterodactyl Plains играют на всем подряд — в разных песнях встречаются гитара, фортепиано, барабаны, какие-то электронные звуки и бит, — их музыку хочется в первую очередь назвать фолком. Кажется, что все их песни с легкостью зазвучали бы под одну только акустическую гитару — все, в общем, держится на голосе Джессики Килрой. Это большая, одинокая музыка, ей к месту звучать над огромным снежным полем. Скорее всего, это не так, но кажется, что Джессика и Кир живут в маленьком доме на краю какого-нибудь большого леса, и на километры вокруг — ни души.

 

 

Bodies of Water «Twist Again»

Bodies of Water — основная группа супружеской пары из коллектива Music Go Music, который в прошлом году приезжал на Пикник «Афиши»; последние несколько лет Дэвид и Мередит Меткалф все силы направляли на Music Go Music, так что новой пластинки BoW пришлось подождать — и это того стоило. Играют Меткалфы изощренный и богато аранжированный поп, что-то в духе Скотта Уокера, — при этом еще где-то рядом мерещится арт-рок. На предыдущем альбоме Bodies of Water звучали лихо и страстно, много использовали многоголосье, и записали в итоге одну из самых отчаянных пластинок 2008 года. От «Twist Again» подобного ждать не стоит: группа заметно сбавила темп, поют теперь только Дэвид и Мередит, и музыка уже не так обжигает. Тем не менее это прекрасная пластинка — потерянный христианский поп, зачаровывающие духовные песни, при этом с неким двойным дном, все время кажется, что какую-то дополнительную глубину упускаешь. Ну и сделано, конечно, удивительно изобретательно, так музыку выстраивать умели, кажется, только в любимые Меткалфами 1970-е: неожиданные перемены темпа, несущиеся вдаль гитары и практически арт-роковые духовые.

 

«Open Rhythms»

 

Butcher the Bar «For Each a Future Tethered»

Пластинка англичанина Джоэла Николсона — отличный способ провести время, пока Kings of Convenience не соберутся записывать новый альбом. Николсон записывает в одиночку трогательный акустический фолк-поп, используя разнообразные инструменты, которые попадаются ему на блошиных рынках и гаражных распродажах: гитары, банджо, скрипки. Получается ровно так, как можно представить: неспешные романтические песенки, написанные будто бы на досуге. Конечно, сравнение с Kings of Convenience достаточно смелое — до них Butcher the Bar еще расти и расти, «For Each a Future Tethered» всего лишь второй его альбом, музыке не хватает определенной неожиданности, острых углов. Тем не менее ему удается избежать главного недостатка большинства тихих и печальных акустических исполнителей — музыка Butcher the Bar не кажется слишком гладкой, искусственно выращенной; грубо говоря, сердце у Джоэла Николсона, что называется, на правильном месте — внутри музыки, оно ее греет и оживляет.

 

«Blood for the Breeze»

 

Ada «Meine Zarten Pfoten»

Первый за шесть лет альбом Михаэлы Диппель, одной из виднейших девушек немецкого мелодичного техно и хауса. Удивительная запись — с одной стороны, достаточно анахроничная, на фоне всей передовой электроники распевы на фоне минималистичного техно из начала нулевых слушаются странно; с другой стороны, совершенно вне времени. Что-то подобное в свое время нащупали Apparat и, скажем, Эллен Аллиен: такие красивые песни с хитро выстроенными мелкими электронными аранжировками слушаются отлично в любом году, актуальность тут уже не очень важна. Дежавю присутствует даже на уровне звуков, использованных семплов — человеку, внимательно слушавшему немецкую электронику лет семь назад, они покажутся непостижимо знакомыми; в этом, конечно, нет ничего плохого. Лучшие композиции — те, где есть голос; но внимание цепляют и бессловесные треки. По большей части современное техно слушается предсказуемо, как метроном, — Диппель же в силу опыта удается выстраивать драматургию треков так, чтобы интересно было до самого конца.

 

«The Jazz Singer»

Ошибка в тексте
Отправить