перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Герои

Вихрия — причудливая поэтичная электроника из Великого Новгорода

В рубрике о перспективных новичках «Волна» рассказывает о новом проекте Маргариты Поповой из Chaos in Heathrow, — теперь она играет странную электронику и поет на социальные темы под именем Вихрия, под которым на днях выпустила сильнейшую EP «Горение».

Возможно, вы уже слышали (и видели) раньше Маргариту Попову — в том числе и на этих страницах. Раньше она исполняла поп в стиле «девушка и ее пианино», напоминающий Аманду Палмер, а теперь делает крайне занятную электронику под псевдонимом Вихрия. Логичный вопрос: что произошло с группой Chaos in Heathrow? Существует она или нет? «Весь проект просуществовал лет пять, и я решила, что пятилетка прошла, — нужно заняться чем-то другим. И так как идея Вихрии была у меня уже очень давно, я поняла, что пришло ее время», говорит Маргарита. «Я вообще привыкла заниматься чем-то одним по жизни, поэтому сейчас это мой основной проект».

Заглавная песня с нового ЕР Вихрии, «Горение» — невероятно мощная и особенно набирающая силы под конец. EP, кстати, вышла на лейбле Far from Moscow, о котором «Волна» уже писала совсем недавно

Смена формата и плана, безусловно, пошла на пользу: Вихрию можно провести по разряду «новых странных», сравнить с Лорел Хэйло или Ольгой Ухановой, но в то же время сама певица вдохновилась семь лет назад поздним Трентом Резнором и группой другого участника Nine Inch Nails, Алессандро Кортини, Modwheelmood. Сейчас, когда дошло до дела, она вспоминает Grimes и совсем малоизвестную канадскую певицу Mozart’s Sister. На ее новом EP сразу бросается в глаза разница с предыдущими записями — звук здесь делал Николай Павлов; он работал и над песнями Chaos in Heathrow, но тут он захватывает пение Поповой в наcтоящий синтезаторный вихрь. Эта музыка очень взбалмошная, изменчивая и несколько наивная — последнее, впрочем, сразу заявляет о себе сама певица. Словом, она вызывает очарование, но главное в ней, кажется, вовсе не это.

Главное, конечно же, тексты — Попова очень умело и лихо рефлексирует на тему современного общества. Если вкратце, то поет о технологиях, если развернуто: жонглирует такими словами, как «шопоголия» и «айпод», не чурается строчки «как упоительны в фейсбуке вечера», упоминает магазин «Семья» и плиты Gorenje, модифицирует старую песню группы «Пилот» о наркомане в песню об интернет-аддикте — и так далее, и тому подобное. Поначалу кажется, что это просто задокументированный поток сознания, — так случайно здесь переплетаются строчки, но нет: «Это очень дисциплинированный поток мыслей, я сильно его переделываю. Я оставляю только самое ценное». Тексты возникают в самой разной обстановке, в любой момент, когда «остаешься наедине с головой», — от прогулки по городу до бассейна. Конечно, возникает резонный вопрос — если бы у мира не было бы таких проблем с технологиями, о чем были бы эти песни? «Думаю, о любви, — смеется Маргарита, — тогда они были бы радостными. Возможно, о какой-нибудь бытовухе: например, строится дом, но его все никак не закончат, потому что никто не хочет работать. Думаю, я нашла бы себе тему для рассуждения». Впрочем, представить себе такую песню о доме в исполнении Вихрии довольно сложно — в голову почему-то приходит Владимир Высоцкий.

Та самая переделка группы «Пилот», в которой наркоман становится зависимым от интернета

Попову вообще сложно подогнать в какие-то рамки, она сразу из них вырывается: на одном из ее выступлений, на котором мне удалось побывать, она выступала в красном плаще с капюшоном, делавшим ее похожей на персонажа фэнтези или коренную ирландку — а кавер на гэльскую песню «Nuair bha mi Og» только добавлял штрихи к портрету. Впрочем, быстро выясняется, что кавер она может исполнить и на Майли Сайрус, и на кировскую хардкор-группу Fury, а выступать может вообще в чем угодно. Разгадка насчет накидки проста: «Я тогда посмотрела «Игру престолов», все три сезона. А я работаю в Новгороде в туристском информационном центре — и у нас очень много различных костюмов, в том числе ганзейского периода; Новгород был важным городом в истории ганзейского союза. И я подумала: «Это же чистая «Игра престолов», я хочу выступать в этом. Я буду в джинсах и футболке, но сверху я надену этот прекрасный плащ».

Выглядело это достаточно магически — и сама Попова говорит о магии, присущей исполнению музыки и созданию текстов. «Магия в музыке — это самое важное. Когда я слушаю сейчас «Горение» я думаю: а как это вообще пришло мне в голову? Не в плане текста — но и его тоже — но музыки. Я не могу прокрутить обратно в голове тот момент, когда это произошло. В этом есть элемент, может быть, какого-то лунатизма. Больше всего вопросов у меня вызывает сама песня «Горение» — она же такая длинная, а я просто начала составлять звуки, тут добавила это, там — то, проявилась мелодия, хоп — и все готово. И я не могу вспомнить этот момент. Что я ощущала, какая была погода, какой был день, почему это пришло мне в голову — ничего. И этот момент легкого сумасшествия — одна из тех вещей, которые я больше всего люблю в музыке. И это магия. И я не могу это объяснить».

«Нагорный Карабах», по словам Маргариты, «посвященная месту, в котором ты никогда не был и о котором никогда не слышал»

Похожим образом и работают песни Вихрии — их практически невозможно объяснить (сама Попова, впрочем, может, но считает, что так теряется пресловутая магия). Каждая из них — как момент внезапного озарения, как что-то странное, возникающее вихрем из ниоткуда, но безумно завлекающее. «И все осветилось» — несмотря на то, что все они не самые радостные, это точно про них. 

Ошибка в тексте
Отправить