перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

Джордан Мейсон, Натали Прасс, Kishi Bashi, Джессика Пратт и другие фолк-альбомы

В новом выпуске рубрики, освещающей записи в жанрах, не охваченных «Волной», — лучший фолк, казалось бы, не чуждый нашему сайту. Тем не менее: искренние песни о посттравматическом стрессе, главный женский альбом зимы, американский гик, сочиняющий песни не без помощи паяльника, и многое другое.

Jordaan Mason «The Decline of Stupid Fucking Western Civilization»

Длиннющий альбом с песнями об одиночестве, лошадях и сексе (но в основном, конечно, о затяжной депрессии)

Jordaan Mason «The Decline of Stupid Fucking Western Civilization»

Как звучит

Эксцентричный канадец Джордан Мейсон, в составе группы Jordaan Mason & the Horse Museum исполнявший гиперэмоциональные акустические песни о лошадях, гомосексуальных отношениях и человеческих выделениях, зазвучал на этой записи по-новому: незамысловатый акустический аккомпанемент сменился сырыми и жирными гитарными риффами, а песни стали еще длиннее и больше похожими уже на эмо, а не на фолк-рок. Но все то, за что могло полюбиться прежнее творчество Мейсона, никуда не делось — тематика текстов «The Decline of Stupid Fucking Western Civilization» не менее пикантна, а скрипучий вокал Джордана, иногда напоминающий Джеффа Мэнгама, летит мимо нот все так же жалостливо.

Чем интересно

На запись «The Decline of Stupid Fucking Western Civilization», шутить о названии которого в СМИ, наверное, было бы опасно, средства собирали всей фан-базой Мейсона — для этой цели им был даже записан отдельный альбом с каверами на Бьорк, Xiu Xiu, Робин и многих других. По словам самого Мейсона, альбом вещает о трех сложных зимах, за которые он пережил несколько «инцидентов, приведших к госпитализации», попутно уживаясь с биполярным расстройством, гендерной дисфорией и посттравматическим стрессом после сексуального насилия. Все это Мейсон совершенно не стесняется выливать на слушателя, поэтому в первую очередь стоит обратить внимание на тексты — чрезмерно детализированные и искренние, со всей подноготной сломанного человека в затянутых и нескладных песнях.

«The Decline of Stupid Fucking Western Civilization»

Frazey Ford «Indian Ocean»

Очень белая женщина играет очень черный мемфисский соул — при участии легенд местной сцены

Frazey Ford «Indian Ocean»

Как звучит

Для записи своего второго сольного альбома участница канадской блюграсс-группы The Be Good Tanyas неожиданно объединилась с легендарными братьями Ходжес из Hi Rhythm Section, постоянной группы Эла Грина, которой приписывают ключевую роль в формировании звучания мемфисского соула 70-х годов. Этот стиль и раньше был не чужд творчеству Фрейзи, но рядом с такими мастодонтами она по-настоящему расцвела — ее узнаваемый бархатный вокал как нельзя лучше ложится на легкие грувовые басы, протяжные партии Rhodes и приглушенные духовые. «Indian Ocean», несмотря на всю вальяжность звучания, на поверку оказывается альбомом сплошь из чувственных баллад, а благодаря специфической монотонной манере пения Форд эмоциональные перепады альбома вычерчиваются скорее той же духовой секцией — певица очень умело отходит на второй план, когда этого требует контекст.

Чем интересно

Фрейзи Форд, в отличие от, например, Cat Power на похожем альбоме «The Greatest», очень трепетно относится к вдохновившему ее оригинальному материалу, не пытаясь переиначить его на свой манер, — «Indian Ocean» звучит именно как ретропластинка из эпохи, когда ее аккомпаниаторы еще были молоды. Здесь есть постоянные отсылки к Стиви Уандеру и классическим хитам Мотауна, но и от корней далеко не уйдешь — неизменная акустическая гитара все равно выдает во Фрейзи самую белую фолк-певицу на планете. Кроме того, «Indian Ocean» — одна из последних записей скончавшегося в прошлом году гитариста Hi Rhythm Section Тини Ходжеса, памяти которого он и посвящен.

«Indian Ocean»

Natalie Prass «Natalie Prass»

Сладкоголосый дебют новой звезды альт-кантри

Natalie Prass «Natalie Prass»

Как звучит

Несмотря на то что Прасс родом из Нэшвилла, одиозной столицы шаблонного кантри, связывать ее песни с этим фактом совсем не хочется. Натали играет максимально отдаленную от этого понятию музыку — да, это альт-кантри и американа, но у нее все равно получается звучать максимально своеобразно. Услышав раз, перепутать будет сложно — дело тут, конечно же, в максимально сладком и милом голосе Прасс, интересной и колкой лирике о разбитом сердце, небанальных мелодиях и сахарных аранжировках с обилием струнных, духовых и оглядкой примерно на 70-е. Кроме того, порой сложно не думать о сравнениях с Лесли Файст — влияние The Reminder тут чувствуется все-таки сильно. Например, слушая вступление «Why Don’t You Believe in Me», разве не начинает казаться, что после него должна начаться «The Limit to Your Love»?

Чем интересно

Во-первых, на данный момент это действительно самый яркий женский дебют этого года — впрочем, таким он может и остаться на ближайшие 11 месяцев. Во-вторых, за последнее время сложно вспомнить более приятную музыку — слушая Прасс, начинает казаться, что мир вокруг будто бы становится мягче и проще. И в-третьих, если вас бросили, но вы не любите сильно страдать, а хотите пить бренди, то этот альбом вам нужно послушать обязательно.

«Why Don’t You Believe in Me»

Elephant Micah «Where in Our Woods»

Очередной альбом идола североамериканских фолк-блогеров

Elephant Micah «Where in Our Woods»

Как звучит

Минималистичный фолк на пониженных тонах, полностью акустический, пестрящий глубокими образами в песнях, каждая из которых маленькая история, являющаяся частью одной большой, — своих героев Джозеф О’Коннелл и сам называет не иначе, как ensemble cast, актерским составом этого альбома-альманаха. Включает он в себя и старого знакомого, дрессировщика птиц, который не раз упоминался на его предыдущих альбомах, и друга, ушедшего в отрыв ради поиска высшего смысла, а песня «Albino Animals» и вовсе состоит из отрывков газетных историй его родного города. Все это, конечно, романтизированная американская обыденность, и Elephant Micah сопровождает ее только лишь медитативной гитарой, негромкой перкуссией и своим успокаивающим голосом.

Чем интересно

Elephant Micah — этакий серый кардинал американской фолк-сцены, пользующийся огромным авторитетом среди коллег и уже около 15 лет выпускающий интереснейший материал, который светится в лучшем случае на нескольких боготворящих его тематических блогах, но так и не попадает на страницы ведущих изданий. Концепция «Where in Our Woods» чем-то напоминает более лаконичную версию «Benji» — матерый музыкант оглядывается на своих друзей, знакомых, случайных или даже полумифических персонажей и записывает им проникновенное посвящение. Кстати, неплохой бонус для фанатов жанра — на бэк-вокале здесь присутствует малоизвестный друг О’Коннелла по имени Уилл Олдхем.

«Albino Animals»

Dragging an Ox Through Water «Panic Sentry»

Американа в интерпретации портлендского гика и его паяльника

Dragging an Ox Through Water «Panic Sentry»

Как звучит

Как корневой фолк, играющий из приемника, над которым издеваются студенты-радиотехники. Чудаковатый гик Брайан Мамфорд (фамилия практически говорящая) переосмысливает классику жанра при помощи современных технологий — правда, происходит это совсем не так, как можно было подумать. На простые акустические песни здесь наложены шумы в духе конкретной музыки — звуки окружающей среды, металлический скрежет и вой различных машин и самодельных устройств. Гитару ему, кажется, давно пора выбросить на свалку, а все прочие инструменты расстроены и искажены до неузнаваемости и порой откровенно режут слух. Для аутсайдера Брайан слишком мастеровит, но понятие лоу-фай-фолка у него доведено до абсурда — и при этом никакой иронии на альбоме нет и в помине. Мамфорд к своему альбому относится с предельной серьезностью, и оттого «Panic Sentry» звучит очень аскетично и болезненно грустно.

Чем интересно

Странных музыкантов любят все, а Брайан как раз похож на настоящего портлендского безумца — сродни персонажам скетчкома «Портландия». Можно назвать его и героем DIY: страсть Мамфорда, помимо фолка, — самодельная электроника, поэтому он собственноручно паяет многочисленные педали, звукосниматели и осцилляторы, которые использует при записи. Да и инструменты, наверное, тоже расстраивает сам.

«I Don’t Understand What You Like About It»

Jessica Pratt «On Your Own Love Again»

Главный женский фолк-альбом зимы — странный и магический

Jessica Pratt «On Your Own Love Again»

Как звучит

Весь альбом — это только песни под акустическую гитару (иногда появляется гудящий синтезатор, но это не важно), очень старомодно записанные и сочиненные. При этом их совершенно нельзя назвать обычными — несмотря на кажущуюся простоту, Пратт звучит сложно и небанально, но каждая песня здесь цепляет быстро и надолго. А некоторые, вроде «Game That I Play» и «Back, Baby», вообще тянут на новые фолк-хиты всех времен. В вокал Пратт невозможно не влюбиться: обладая мяукающим голосом с нетипичным тембром, даже вполне обычный куплет она превращает в нечто действительно особенное — как, например, в «Greycedes», где ее эксперименты напоминают чуть ли не Ариэля Пинка.

Чем интересно

Джессику по звучанию часто сравнивают с Вашти Баньян, Сибиллой Байер и другими фолк-дивами из 60–70-х, оставшимися неизвестными в те годы, но получившими признание только сейчас. С дебютным альбомом Пратт была примерно такая же история, только не с разбежкой на 40 лет, — выпущенный спустя пять лет после записи, он совершенно не выстрелил, несмотря на хорошие отзывы критиков, оставшись в памяти только небольшой группы фанатов. «On Your Own Love Again», по сути, должен исправить эту ситуацию. Это все еще очень домашний альбом, записанный маленькой хрупкой женщиной, но именно он может превратить Пратт в действительно большого музыканта — это действительно безупречная и многогранная работа.

«Back, Baby»

Kishi Bashi «Lighght»

Игра «Чембер-поп»: уровень «Азия»

Kishi Bashi «Lighght»

Как звучит

Второй сольный альбом скрипача Of Montreal Каору Исибаси похож на очень быструю поездку на карусели — картинки мелькают перед глазами, сменяя друг друга в хаотичном порядке, все размыто, и даже ничего не успеваешь соображать, но как же это весело. «Lightght» брызжет энергией во все стороны, воспевая собственный пересахаренный, нездорово радостный звук, который по насыщенности может сравниться с поздними Animal Collective. Вдобавок Исибаси оказывается очень харизматичным фронтменом для всей этой вакханалии — практически Эндрю Бердом под экстази: и фальцетом споет, и спокен-вордом зачитает, и рожицы на лайвах скорчит.

Чем интересен

«Lighght» понравится не всем, но скучать точно не заставит ни на секунду. Интересно хотя бы прислушаться к Исибаси: его любовь к извлечению необычных звуков из всех возможных инструментов одновременно ужасно напоминает о другом безумном японце — Суго Токумару. Но долго кататься на карусели, как вы понимаете, не стоит — от таких виражей после пары прослушиваний может не на шутку разболеться голова.

«Bittersweet Genesis for Him AND Her»

Distance, Light & Sky «Casting Nets»

Сайд-проект вокалиста The Walkabouts: практически ничем не запоминающийся европейский фолк-рок — если бы не барабанщик

Distance, Light & Sky «Casting Nets»

Как звучит

Хорошей альт-кантри-группе The Walkabouts в свое время повезло оказаться в ненужном месте в ненужное время — в Сиэтле начала 90-х годов, да еще и быть единственными на тот момент негранжевыми музыкантами на лейбле Sub Pop. Так и не сыскав популярности на родине, свою публику музыканты нашли за океаном — в Европе The Walkabouts собирают полные залы, их песни попадают в ротацию крупных радиостанций, а вокалист Крис Экман и вовсе уже давно стал гражданином Евросоюза и обратно, похоже, не собирается. Собственно, Distance, Light & Sky — это его новый проект, для которого он выписал в товарищи молоденькую Шанталь Акда из Isbells и известного перкуссиониста Эрика Тьельмана.

Чем интересно

Три совершенно разных музыканта находятся на «Casting Nets» в удивительной гармонии — при этом каждый привносит в звучание частичку своей харизмы и композиторского почерка. Юный голос Шанталь как нельзя лучше контрастирует с прокуренным баритоном Экмана, добавляя ему недостающей чувственности и не давая настроению перейти из меланхоличного в депрессивные сопли в духе Мэтта Эллиотта. Выгодно отличает же этот альбом от тысяч подобных как раз невероятная для фолк-альбома работа Тьельмана. Его перкуссия и ударные могут превратить простые песни в триллер, в этом плане напоминая о лучших моментах Bon Iver, но здесь это ключевой элемент, от которого подчас и зависит развитие песен.

«Cold Summer Wood»

Jesse Marchant «Jesse Marchant»

Каноничный, но очень достойный фолк-рок от меланхоличного ньюйоркца

Jesse Marchant «Jesse Marchant»

Как звучит

Джесси Марчант раньше будто бы стеснялся своего имени и называл себя как можно короче — JBM. Отбросив псевдоним, Джесси не стал изменять своему звучанию, но на этот раз наконец-то задышал полной грудью — если предыдущие альбомы звучали очень зажато и интровертно, то сейчас Джесси значительно разнообразил свой инструментал и раскрылся как весьма разноплановый музыкант. Джесси к тому же повезло обладать совершенно универсальным вокалом, поэтому он здесь и ударяется в снова популяризованный The War on Drugs фолк-рок для хайвеев, и отбирает хлеб у стадионных инди-рокеров, и занимается глубоким самоанализом, и поет уже типичные для себя нежные баллады в духе авторов 70-х — с каждой ролью он справляется блестяще.

Чем интересно

Никакого новаторства здесь, конечно, ждать не стоит — это всего лишь хороший фолк-рок-альбом от крайне недооцененного музыканта.

«All Your Promise»

Horse Feathers «So It Is With Us»

Мрачная и сдержанная фолк-группа внезапно добреет и становится динамичнее

Horse Feathers «So It Is With Us»

Как звучит

Барокко-поп, чембер-поп и даже блюграсс — в случае Horse Feathers можно поставить какой угодно тег и не ошибиться. Сократив свой состав почти вдвое, Horse Feathers на «So It Is With Us» заиграли непривычно сочно и энергично. Теперь скрипки у них звучат как игривые южные фиддлы, ударные выстукивают танцевальные ритмы, а обычно задумчивый вокалист Джастин Рингл источает радушие.

Чем интересен

Хоть Рингл и объявлял об окончательном уходе со сцены, но, как мы видим, все-таки решил вернуться. И не зря — судя по «So It Is With Us», с ним произошла трансформация вроде той, что превратила Джоша Тиллмана в Отца Джона Мисти. Конечно, в менее экстравагантной форме — теперь он просто добрый дядя современного барокко-попа, который пишет очень яркие и доброжелательные песни. Хотя тут не все так просто — за красочной оберткой порой кроются довольно сложные экзистенциальные размышления музыканта, выглядящие отсылкой к прошлому.

«Violently Wild»

Ошибка в тексте
Отправить