перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Контекст

Moog, Buchla, EMS и другие первые аналоговые синтезаторы

В новой рубрике «Волна» рассказывает про музыкальные инструменты, изменившие и сформировавшие облик современной музыки. В очередном выпуске рассказ о первых серийных аналоговых синтезаторах и их создателях.

Moog

Что

Самая известная на сегодняшний день компания, производящая синтезаторы. Основана в 1953 году Робертом Мугом, инженером из Нью-Йорка.

История

Коммерческий успех к одному из самых популярных музыкальных брендов ХХ века пришел в 1968 году, когда американская исполнительница и композитор Венди Карлос (до операции по смене пола — Уолтер Карлос) выпустила свою пластинку «Switched on Bach», на которой сыграла произведения знаменитого немецкого композитора исключительно на модульном синтезаторе Moog, сполна продемонстрировав потенциал по тем временам еще экзотического музыкального инструмента. Пластинка завоевала премию «Грэмми» и достигла платинового статуса, став таким образом первым в истории альбомом классической музыки, проданным в количестве более миллиона экземпляров. Красующийся же на лицевой стороне конверта пластинки синтезатор сразу же привлек внимание самой широкой публики, обеспечив тогда еще совсем юной компании отличные продажи на дюжину лет вперед. Впрочем, после ухода из Moog Music отца-основателя и смены нескольких владельцев в 1986 году фирма все же была объявлена банкротом — новые модели синтезаторов продавались не так успешно, да и в целом американский рынок пребывал в серьезном кризисе ввиду повсеместного распространения дешевых цифровых моделей из Японии. Это, однако, история со счастливым концом — в 2002 году состоялось триумфальное возвращение Moog Music Inc. в большой бизнес с самим Бобом в качестве рулевого. 

Одним из последних анонсированных компанией продуктов является осовремененная версия «шкафа с проводами» (естественно, модульного синтезатора) подписанного Китом Эмерсоном из Emerson, Lake & Palmer. В этом ролике музыкант демонстрирует возможности старой модели

Считается, что Роберт Муг был первым, кому пришла в голову идея управления модульного синтезатора с обычной, привычной для большинства профессиональных музыкантов фортепианной клавиатуры; он же «вытащил» инструмент из недр высокотехнологичных студий и институтских лабораторий, представив первый в мире компактный синтезатор Minimoog в качестве альтернативы огромным, едва ли транспортабельным «шкафам с проводами». Несмотря на то, что в компактной конструкции Боба были определенные огрехи (например, генераторы тона с трудом держали строй и синтезатор приходилось периодически подстраивать), звук новых инструментов открывал перед музыкантами целый ряд заманчивых творческих перспектив, позволявших закрыть глаза на минусы проектирования. 

Впрочем, по мнению многих злопыхателей, разработка инструмента для концертных площадок и популяризация синтезаторов и есть единственная реальная заслуга Муга. Такое высказывание вряд ли можно назвать справедливым в адрес человека, всю свою сознательную жизнь посвятившего инженерному делу и зарегистрировавшему в итоге более 20 оригинальных патентов (среди которых, например, колесико изменения тона — сегодня обязательный элемент синтезаторных клавиатур), хотя и отрицать то, что Муг также сполна реализовал себя в качестве талантливейшего бизнесмена, тоже нельзя. Интересен и факт из ранней его биографии: свой бизнес американец запустил еще 19-летним юнцом, адаптировав оригинальные схемы терменвокса и выставив их на продажу в виде сборного конструктора.

Ролик, рассказывающий краткую историю модели Minimoog

Известные модели и пользователи

Пожалуй, главный бренд компании на протяжении всех лет ее существования — компактный синтезатор Minimoog и его многочисленные вариации (включая и современный Voyager). Известно, что один из первых прототипов «позаимствовал» для своего оркестра Сан Ра, так и не вернув его на фабрику — настолько экстравагантному джазмену этот инструмент пришелся по душе. В конце 1960-х The Beatles использовали синтезатор в записи альбома «Abbey Road», по ходу же 1970-х в ряды пользователей Moog постепенно влились Стиви Уандер и Чик Кориа, музыканты Yes, Mahavishnu Orchestra, Pink Floyd, Rainbow, Electric Light Orchestra, Manfred Mann’s Earth Band, The Beach Boys и т.д. 

Характерный звук синтезаторов Moog можно услышать во всех альбомах группы Kraftwerk, начиная с «Autobahn» 1974 года. На этом видео Ральф Хюттер исполняет на Minimoog басовую партию

Инструменты Роберта Муга напрямую участвовали в формировании таких жанров, как, например, нью-эйдж и диско: так, на прошлогоднем альбоме Daft Punk Джорджио Мородер рассказывает трогательную историю о своем знакомстве с модульным синтезатором Moog. Свою роль электронные инструменты американской марки сыграли и в становлении немецкой экспериментальной сцены 1970-х, попав в арсенал музыкантов Ash Ra Tempel, Tangerine Dream, Kraftwerk и т.д. Говорящее название носит и один из проектов пионеров электроники Клауса Шульце и ныне покойного Петера Кулмана — The Dark Side of the Moog. Сегодня компания Moog Music Inc. выпускает более десятка различных продуктов, в числе которых уже давно присутствуют не только синтезаторы, но и гитары, педали эффектов и даже приложения для iOS. Среди прочих моделей можно отметить синтезатор Prodigy, в честь которого был назван одноименный британский коллектив, басовый педальный синтезатор Taurus, на котором любят играть в том числе и руками (что недавно так позабавило Дэвида Леттермана), серию педалей Moogerfooger и еще многое другое. 

Buchla

Что

«Бутиковые» модульные системы из Сан-Франциско — насколько уникальные, настолько и дорогие синтезаторы, отличающиеся оригинальной архитектурой и своеобразным звучанием. 

История

Обычно, рассказывая историю возникновения синтезаторов, обязательно упоминают об идеологическом противостоянии инженеров Восточного и Западного побережья США. В качестве классического представителя восточной философии неизменно выступает Муг — считается, что синтезаторы его производства нацелены на немедленный музыкальный результат и, как следствие, имеют прямолинейную архитектуру и легки в освоении, чем и обусловлен их коммерческий успех. Все это якобы отрицает «философия West Coast» во главе с Дональдом «Доном» Буклой — бывшим инженером NASA и энтузиастом «конкретной музыки», начавшим создавать свои первые синтезаторы примерно в начале 1960-х годов в Сан-Франциско, практически одновременно с Мугом. Кто из этих двоих первым спроектировал полноценный синтезатор — неизвестно, однако точно можно сказать, что Букла и его коллеги из Центра пленочной музыки Сан-Франциско преследовали совсем другие цели. Здесь прежде всего речь шла об эксперименте для получения необычных результатов — звуков, не слышанных ранее, — и выдумывания разнообразных инженерных причуд, позволяющих эти звуки извлекать. Одна из главных конструкторских идей Буклы заключалась в нарушении строгой иерархии между компонентами синтезатора, где в отличие от аппаратов прочих марок каждый модуль мог использоваться не только по его прямому назначению. Еще одной идеей было избавление от привычных управляющих элементов: вместо того, чтобы добавить к системе клавиатуру, Дон спроектировал специальный контроллер из металлических пластин, прикосновение музыканта к которым замыкало электрическую цепь, что, в свою очередь, активировало управляющие сигналы синтезатора.

Фрагмент совместного выступления Дона Буклы и Алессандро Кортини, итальянского музыканта, сотрудничавшего, например, с Nine Inch Nails и Muse

Все вышеперечисленное, вкупе с оригинальным секвенсором и, например, модулем, генерирующим случайное напряжение, делало синтезатор Buchla крайне заманчивым, но также и весьма спорным инструментом. С одной стороны, благодаря такому инженерному подходу аппарат выдавал действительно впечатляющие звуки, с другой, на системе калифорнийского производства вряд ли можно было исполнять произведения мировых музыкальных классиков. Впрочем, музыкант, взявший на себя роль Венди Карлоса Западного побережья, таких целей и не преследовал. Пионер электронной музыки, признанный экспериментатор и один из основателей Калифорнийского института искусств Мортон Суботник не только помог Дону Букле в проектировании инструмента и в поиске источников финансирования компании, но и записал в 1968 году пластинку «Silver Apples оf the Moon», ставшую главной визитной карточкой синтезаторов Buchla на долгие годы вперед и вообще чуть ли не первым в истории электронным альбомом, выпущенным звукозаписывающей компанией. 

Пожалуй, эта пластинка принадлежит к числу тех, что могли возникнуть лишь в определенном месте и в определенное время — переживавший нашествие «детей цветов» Сан-Франциско 1960-х со всем своим творческим нонконформизмом и отрицанием буржуазных ценностей был идеальной площадкой для подобной внеземной электроники, которая и сегодня звучит весьма свежо. Не скрывали музыканты Центра и свое отношение к всяческим расширяющим сознание препаратам — так, если верить одной из баек, Дон Букла покрывал свои модули тонким слоем ЛСД, что называется, «для вдохновения». Конечно, это скорее шутка, нежели правдивая история, но она, по крайней мере, замечательно отражает дух того времени.

В этом году Мортону Суботнику исполнился 81 год, однако возраст не мешает ему продолжать вести активную деятельность — кроме живых выступлений, калифорнийский пионер электронной музыки путешествует сегодня по всему миру, читая лекции и проводя мастер-классы, и даже разрабатывает приложения для iOS

Известные модели и пользователи

Buchla — феррари в мире синтезаторов. В том смысле, что это инструменты очень дорогие и крайне редкие (даже не мечтайте найти в продаже модели 1960-х годов выпуска). Даже самый дешевый и относительно базовый продукт современной линейки (переиздание Buchla Music Easel) обойдется покупателю в четыре тысячи долларов. При этом не нужно думать, что калифорнийские синтезаторы являют собой беспомощные музейные экспонаты; модульные системы Buchla и на сегодняшний день способны издавать звуки, которые повергают большинство слушателей в восторженный экстаз. Другое дело, что благодаря своеобразной архитектуре они достаточно сложны в освоении даже для тех, кто неплохо разбирается в электронике, что, в принципе, и делает их любимыми инструментами звуковых экспериментаторов всех рангов.

Одна из редких моделей Buchla Music Easel 1970-х находится во владении Чарльза Коэна, пионера электронной музыки из Филадельфии, сегодня переживающего вторую волну популярности (см. обзор его ретроспективы на «Волне»). Таким всплеском интереса к своей персоне Коэн обязан прежде всего берлинскому техно-продюсеру Раби Бини, он же Morphosis (на видео справа), который в прошлом году выпустил на своем лейбле Morphine ретроспективу работ американца.

Впрочем, синтезаторы Buchla можно услышать не только в записях авангардных композиторов. Счастливыми обладателями редких систем являются, например, голливудский сочинитель Ханс Циммер, итальянец Алессандро Кортини, крестный отец минимал-техно Рикардо Вильялобос и его соратник Макс Ледербауэр и многие другие. На своем канале YouTube редкой системой Buchla хвастается канадский EDM-продюсер Deadmau5, а на последнем альбоме Four Tet есть даже отдельный трек, посвященный инструменту. Звучит Buchla и в популярной музыке: например, тот же Кортини использовал его в аранжировке «Birds оf Prey» Кристины Агилеры.

EMS 

Что

Британская компания Electronic Music Studios, основанная в 1969 году в Лондоне потомком русских эмигрантов Петром Зиновьевым и двумя его коллегами Тристрамом Кэри и Дэвидом Кокерелом. 

История

Родившись в семье обеспеченных аристократов, Петр Зиновьев вполне мог позволить себе посвятить жизнь любимому делу — в его случае (даже несмотря на имеющуюся докторскую степень по геологии) этим делом была электронная музыка. История синтезаторов EMS неразрывно связана с легендарной «мастерской спецэффектов» BBC Radiophonic Workshop, где в ходе сотрудничества с легендарной Делией Дербишир и инженером Дэвидом Кокерелом Зиновьеву и приходит в голову идея о серийном производстве недорогих и компактных, но при этом забитых различными функциями синтезаторов. 

Эксперименты болгарского композитора Симо Лазарова, отлично демонстрирующие возможности синтезаторов EMS

Музыкальные аппараты EMS обогнали свое время, предложив пользователям сразу целый ряд инноваций, не встречавшихся у конкурентов (или, по крайней мере, встречавшихся в другом, менее выгодном виде), и до сих пор звучат футуристично. Так, отказавшись от многочисленных соединяющих проводов в пользу небольшой квадратной матрицы, в которую нужно было вставлять специальные тонкие булавки, британцы сумели значительно уменьшить вес и размер своих синтезаторов. Еще, как и в аппаратах Buchla, в синтезаторах EMS использовались многошаговые секвенсоры и металлические пластины, управляемые прикосновениями. Одним же из ключевых компонентов инструментов Зиновьева и Кокерела, помимо всего прочего, являлся аналоговый компьютер — по тем временам вообще абсолютное ноу-хау. Единственным существенным минусом был длительный и зачастую весьма утомительный процесс настройки и последующей подстройки аппарата — порой эта процедура могла занять несколько часов и даже при этом не всегда приводила к удовлетворительным результатам. Впрочем, звуковые возможности синтезаторов EMS все же превосходили их недостатки; некоторые модели были настолько хороши, что были способны произвести впечатление даже на главных инженеров-инноваторов того времени, например, на Дона Буклу, отозвавшегося о Synthi 100 как о «самой невероятной и безумной штуке, которую ему довелось когда-либо видеть».  

Истинных авангардистов Зиновьева и присоединившегося к команде чуть позже Тристрама Кэри мало интересовала рыночная составляющая их продукции, однако благодаря упору на «штучность» и нишевость производство синтезаторов EMS какое-то время держалось на плаву. Под воду лондонское предприятие ушло лишь в начале 1980-х, когда один из недобросовестных заокеанских партнеров компании выписал доверчивым британцам фальшивый чек, что значительно пошатнуло финансовое благосостояние EMS. Учитывая незримое присутствие новых конкурентов с Востока, решение о закрытии компании выглядело весьма логичным, к тому же оно не очень сильно сказалось на благосостоянии самого Зиновьева. Петр в своих интервью признается, что однажды у него даже была возможность приобрести компанию Moog — тогда он этой возможностью не воспользовался, о чем жалеет и по сей день. В репертуаре Зиновьева вообще достаточно много веселых баек, например, про то, как он пытался научить играть на одном из своих инструментов Ринго Старра, в чем не особо преуспел. Конечно, отдельной истории заслуживают и рекламные кампании EMS вроде постеров с голыми красотками или скандально известного плаката с монахиней, крутящей ручки синтезатора. 

Про синтезатор EMS рассказывает Клаус Шульце

Известные модели и пользователи 

Модельный ряд британской марки синтезаторов включает в себя порядка двадцати различных наименований плюс десяток интересных прототипов. Самые популярные модели — EMS VCS3, он же «The Putney» (назван в честь района, в котором проживал Зиновьев) и, пожалуй, Synthy AKS, упакованный в оригинальный корпус-чемодан. С помощью синтезаторов EMS можно было создавать занимательные звуковые эффекты, что приглянулось музыкантам групп, например, Deep Purple, King Crimson, Gong и Hawkwind, а также коллегам Зиновьева по BBC Radiophonic Workshop. Немного дальше шагнули музыканты группы Pink Floyd: изначально также применяя английские синтезаторы исключительно для эффектов, они в итоге вышли к выстраиванию вокруг них целых композиций — например, в «Оn the Run» с «Dark Side оf the Moon» первая роль отведена именно модели Synthi AKS. 

Вообще, по истории синтезаторов EMS можно проследить становление, например, той же электронной музыки. С помощью них записаны все ранние альбомы Tangerine Dream и первые сольники Брайана Ино; музыкальные аппараты из Лондона приняли непосредственное участие в тотальной «роботизации» Kraftwerk. Это одна из любимых синтезаторных марок Тима Блейка и Клауса Шульце, первый синтезатор Жана-Мишеля Жара (модель VCS3, с которой знаменитый француз не расстается и по сей день). Особое место в истории синтезаторов EMS занимает модель Synthi 100. Отличающийся солидным по сравнению со своими миниатюрными братьями размером, эквивалентным большому письменному столу или пианино, а также более впечатляющими техническими характеристиками, этот синтезатор стал важной частью самых продвинутых звуковых студий того времени. Оценить потенциал 100-й модели можно, например, в сочинениях Малкольма Кларка для сериала «Доктор Кто», в творчестве Карлхайнца Штокхаузена, композиторской четы МакЛин и даже Эйфекса Твина. Именно эта модель не оставила равнодушным самого Дмитрия Шостаковича — с одобрения маэстро синтезатор был приобретен и установлен (к слову, лично Петром Зиновьевым) в Московской студии электронной музыки. В итоге голос советского «Синти-100» звучит во многих работах композиторов: Владимира Мартынова, Свена Грюнберга, Юрия Богданова и, конечно, Эдуарда Артемьева (например, знаменитая мелодия из «Сибириады» Андрея Кончаловского). 

ARP

Что

Детище Алана Роберта Перлмана; единственный адекватный конкурент продукции Moog в 1970-х, потерпевший, как и многие другие, финансовый крах уже в 1980-х. 

История

Если точнее, компания имени Алана Роберта Перлмана просуществовала в период с 1969 по 1981 год, оставив значительный след как в истории музыкальных инструментов, так и музыки вообще. Как и аппараты EMS, первый синтезатор Перлмана ARP 2500 не использовал стандартные соединительные кабели, вместо них предлагая пользователю матрицу 10 х 10 и набор специальных булавок. На этом удобства для музыканта, в принципе, и заканчивались — огромные «шкафы» 2500-й модели буквально ломились от десятков модулей, предназначение многих из которых оставалось загадкой даже после чтения увесистой инструкции. Существует мнение, что без точечной работы компании с известными музыкантами, очарованными звуковыми возможностями синтезаторов ARP, фирма бы быстро пошла на дно — во многом потому, что Перлман был инженером до мозга костей и его действительно мало заботило удобство использования систем собственного производства. Однако агрессивные пиар-кампании с привлечением Джимми Пейджа, Херби Хэнкока, Билли Престона и еще пары десятков звезд мировой величины, в разное время согласившихся стать лицом американской компании, так или иначе сделали свое дело. Впрочем, и без этого синтезаторы ARP были чудом инженерной мысли и, по субъективным оценкам, действительно превосходили своих конкурентов во всем. Например, в отличие от той же продукции Moog были гораздо стабильнее и лучше держали строй, в чем, кстати, признавался и сам Боб Муг. 

Синтезаторы ARP в руках «роботов» из Kraftwerk

Известные модели и пользователи

Тремя главными хитами компании Алана Роберта Перлмана стали модели ARP 2600, ARP Odyssey и ARP Omni. Первый синтезатор являлся логичным продолжением старшей 2500-й модели, второй, благодаря компактному размеру, был призван потягаться в сегменте компактных синтезаторов с Minimoog, а третий, полифонический, в итоге побил рекорды продаж компании за все время ее существования. По количеству звезд, которым приглянулась продукция Перлмана, с ARP может соперничать, опять же, разве что компания Moog. Одним из первых известных пользователей синтезаторов американской марки стал Пит Таунзенд, ARP 2500 звучит у него на альбоме «Who’s Next», ну а вслед за ним подтянулись и остальные музыканты, с большинством из которых пиар-отдел компании работал индивидуально. Однако распространенное заявление о том, что инструменты Перлмана привлекали звезд с чисто коммерческой точки зрения, конечно, едва ли соответствует действительности. Практически всех синтезаторы ARP интересовали с позиции чисто музыкальной, в их числе The Bee Gees, Вангелис, Дэвид Боуи и Брайан Ино, советский коллектив «Зодиак», Тони Бэнкс из Genesis и Жан-Мишель Жар, который в своих интервью сравнивает инструменты Перлмана со скрипками Страдивари. Популярными синтезаторы ARP оставались и по ходу 1980-х и 1990-х годов, так, своим фирменным звуком американским электромузыкальным инструментам во многом обязаны, например, New Order и Depeche Mode, Chemical Brothers и 808 State. 

Жан-Мишель Жар исполняет одну из частей «Oxygene» на синтезаторе ARP 2500

Интересно, что в отличие от прочих синтезаторов многие модели ARP оказались по душе и выходцам из джаза и ритм-н-блюза. Например, Стиви Уандер, будучи вообще одним из первых чернокожих музыкантов, начавших использовать в студии синтезаторы, изначально отдавал свое предпочтение именно 2600-й модели; этот же синтезатор присутствовал в арсенале Джо Завинула из Weather Report. С последним связана забавная история — если верить слухам, до того, как освоиться с управлением, легендарный клавишник поначалу даже не мог понять, как включить эту штуковину. По еще одной легенде, Фрэнк Заппа заставлял освоить управление ARP Odyssey своего клавишника Джорджа Дьюка, который поначалу очень этой идее сопротивлялся. 

Кстати, звездой поневоле стал и звуковой инженер компании ARP Филип Додд. Голливудский композитор Джерри Голдсмит, сочинявший музыку к фильму «Близким контактам третьего рода», заказал синтезатор ARP 2500 специально для знаменитой сцены тонального контакта с инопланетянами, а Додд был прислан компанией для установки и настройки инструмента. Образ копающегося в сложном оборудовании техника настолько приглянулся режиссеру фильма Стивену Спилбергу, что тот попросил молодого человека исполнить роль контактера — в расширенной версии фильма можно даже увидеть некоторые элементы панели управления ARP 2500. Попробовала себя в киноиндустрии и 2600-я модель — голосом именно этого синтезатора «разговаривает» R2-D2 из «Звездных войн». 

Serge Modular 

Serge Modular System

Serge Modular System

Что

Относительно недорогие модульные системы из Калифорнии, вдохновленные в том числе синтезаторами Buchla и EMS.

История

Серж (он же Сергей Александрович) Черепнин родился в пригороде Парижа в самом начале Второй мировой в семье русского композитора Александра Черепнина и китайской пианистки Ли Сян Мин и с детства был увлечен не только музыкой, но и радиоэлектроникой. К началу 1970-х за плечами Черепнина уже были два университетских образования в области физики и музыкальной теории, а его основным местом работы стал все тот же Калифорнийский институт искусств, где он, собственно, и познакомился с модульными системами Buchla, полностью перевернувшими мировоззрение молодого преподавателя. 

Модульная система Serge

В 1974 году вместе с друзьями Серж основал собственную компанию по производству синтезаторов — одним из главных преимуществ его систем была их цена; в отличие от дорогостоящих решений от конкурентов синтезаторы Черепнина были по карману даже начинающим музыкантам, что, конечно, значительно способствовало их популяризации. Однако, будучи неисправимым романтиком и человеком крайне творческим, Черепнин предпочитал концентрировать все свои силы на создании музыки (или, как он сам говорил, «звуковой живописи») и извлечении из своих синтезаторов новых звуков, нежели на маркетинге и прочих деловых аспектах предприятия, что в конце концов и вышло ему боком. В 1986 году Серж был вынужден продать все синтезаторные схемы одному из своих прежних партнеров и окончательно отойти от дел, сосредоточившись на сочинении музыки и, время от времени, консультировании других производителей электронных инструментов; в том числе и современных модульных систем. 

Диковатое видео о том, что будет, если доверить пожилому японцу синхронизацию антикварного модульного синтезатора с современной диджейской программой Traktor

Известные модели и пользователи

Логично, что вдохновленные «буклой» модульные системы Serge востребованы прежде всего в музыке экспериментальной и электронной. Среди пользователей синтезаторов — Моби, Ричи Хотин, Винс Кларк и многие другие известные музыканты, вплоть до того же Фрэнка Заппы и родного брата Сержа, Ивана Черепнина, к слову, близкого друга самого Джона Кейджа. 

Помимо прочего, с синтезаторами Сержа Черепнина связана, пожалуй, самая странная история за все время существования музыкальных инструментов. В составе традиционной гринписовской экспедиции по спасению китов 1975 года числился электронный музыкант Уилл Джексон, задача которого была коммуницировать с китами посредством синтезатора Serge, генерировавшего резонирующие низкочастотные звуки. Активисты организации посчитали, что таким образом они смогут увести китов подальше от мест рыбного промысла, где их ждала неминуемая смерть от гарпунов русских и японских моряков. 

Ошибка в тексте
Отправить