перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Контекст

Fuzz Face, Big Muff и другие аналоговые педали

«Волна» продолжает рассказывать про музыкальные инструменты, изменившие и сформировавшие облик современной музыки. В очередном выпуске — краткий обзор аналоговых гитарных педалей, получивших широкое распространение на доцифровом этапе развития музыкальных технологий.

Maestro Fuzz-Tone

Что

Одна из ранних гитарных педалей, выпущенная американской компанией Gibson в 1962 году. 

История

По легенде, идея искажения гитарного сигнала возникла из-за производственного брака. Говорят, что один из работников компании Fender допустил непреднамеренную ошибку при сборке одного из усилителей, после чего вместо чистого звука тот начал выдавать деформированный, «перегруженный» сигнал. Впрочем, крестным отцом эффекта искажения считают Глена Снодди, звукового инженера из Нэшвилла и, собственно, автора педали Fuzz-Tone.

Чем знаменита

Выпущенное в 1962-м, это по тем временам диковинное устройство ждало своего звездного часа три года — ровно до момента выхода сингла «I Can’t Get No (Satisfaction)» группы The Rolling Stones. Интересно, что один из самых узнаваемых гитарных риффов в истории рок-музыки появился на свет благодаря еще одной случайности — изначально планировав записать главную мелодию композиции при помощи духовой секции, в одном из студийных набросков Кит Ричардс использовал недавно приобретенную педаль, решив с ее помощью сымитировать звук саксофона. Получившийся эффект буквально потряс участников группы, а затем и весь мир — песня стала одним из самых успешных хитов роллингов, а первая партия разрекламированных таким способом невзрачных черных коробочек исчезла с прилавков магазинов в последующие пару месяцев. 

The Rolling Stones исполняют «Satisfaction»

Roger Mayer Octavia

Что

Первая в мире компактная педаль-октавер. 

История

В основе одной из первых и, пожалуй, самых известных педалей Роджера Майера лежит очень простой принцип: к существующему гитарному сигналу добавляется его копия на октаву выше, таким образом удваивая тон.

Чем знаменита

История гласит, что первым музыкантом, оценившим звуковые возможности педали, стал отнюдь не чуждый экспериментам Джими Хендрикс — соло-партии «Purple Haze» и «Fire» записаны как раз с применением Octavia. Кстати, благодаря именно Хендриксу педаль часто называют Octavio, хотя сам инженер утверждает, что изначальное написание все-таки предполагало в качестве окончания именно первую букву алфавита. Также одними из ранних пользователей устройства были музыканты групп The Yardbirds и Small Faces и Джимми Пейдж, близкий друг Роджера Майера. Сотрудничество этих двоих во многом определило и фирменный гитарный звук образовавшейся несколькими годами позже группы Led Zeppelin, впрочем, здесь речь идет уже о другой педали Майера, Tone Bender

«Fire» The Jimi Hendrix Experience

Fuzz Face

Что

Если не самая, то точно одна из самых популярных гитарных педалей типа фузз. 

История

Споры о том, какая из педалей, специализирующихся на «перегрузке» чистого сигнала, является наиболее значимой в истории музыки, ведутся уже достаточно долго и, надо заметить, как-то бестолково. Предметом таких дискуссий являются как собственно сам звук педалей (надо заметить, что здесь аргументы в пользу того или иного устройства не совсем корректны, так как финальное звучание во многом зависит и от усилителя, через который сигнал проходит), так и популярность отдельной коробочки. Если говорить именно о популярности, то здесь мало кто может потягаться с педалью Fuzz Face — ее круглый, напоминающий не то летающую тарелку, не то улыбающуюся физиономию корпус был замечен в арсенале практически всех главных действующих лиц современной гитарной музыки. Оригинальная версия педали выпускалась британской компанией Arbiter Electronics в период с 1966 по 1988 год, после чего последовал ряд корпоративных слияний, технологических изменений (так, на смену германиевым транзисторам пришли кремниевые, что крайне обрадовало одних музыкантов и почему-то огорчило других) и вариаций дизайна. 

Ролик, сравнивающий кремниевую и германиевую модели Fuzz Face. Последняя звучит условно грязнее, что крайне ценится любителями гаражной психоделии 1960-х

Чем знаменита

Сегодня подписанная Джими Хендриксом модель Fuzz Face выпускается американской компанией Dunlop, и именно этот музыкант стал одним из основных популяризаторов педали еще при жизни. В этом контексте уместно будет еще раз упомянуть упорство Хендрикса в экспериментировании, учитывая, что первые модели устройства (те, что на германиевых транзисторах) были откровенно сырыми и перегружали входящий сигнал вплоть до шума и скрежета, что, впрочем, гитаристу даже нравилось. К коллегам Джими по маркетингу можно причислить еще с пару десятков музыкантов самых разных жанров от братьев Айзли до главных действующих лиц популярной музыки того времени — Пита Таунсенда, Джорджа Харрисона и прочих. 

Fuzz Face и Джими Хендрикс

Big Muff

Что

Главный конкурент Fuzz Face от нью-йоркской компании Electro-Harmonix. 

История

И здесь не обойдется без упоминания Джими Хендрикса — глава фирмы Electro-Harmonix Майк Мэттьюс любит рассказывать, что, мол, именно этот музыкант приобрел самую первую педаль Big Muff, буквально только что сошедшую с конвейера. Сложно сказать, действительно ли это правдивая история или же коммерческая хитрость — впрочем, есть мнение, что и без подобного звездного покровительства это устройство так или иначе получило бы самое широкое распространение. Речь идет прежде всего о стабильности и впечатляющем частотном диапазоне — в отличие от некоторых своих конкурентов, педали Big Muff отлично передавали низкие частоты, что ценилось бас-гитаристами, например Клиффом Бертоном из Metallica.

Чем знаменита

Список известных пользователей педали можно продолжать до бесконечности — так, в 1970-х ее звук традиционно ассоциировался с Карлосом Сантаной, Дэвидом Гилмором и, например, группой Kiss, а в 1980-х и 1990-х эстафету перехватили панки и альтернативщики вроде Sonic Youth, NOFX и The Smashing Pumpkins. Ну а уж если говорить о современной эпохе, то такой список и вовсе разрастется до неприличных размеров. 

Джек Уайт — один из многочисленных современных пользователей Big Muff

Устройству от Electro-Harmonix посвящали и целые композиции. Здесь отличились Джон Мартин и группа Depeche Mode, что, кстати, доказывает то, что гитарные педали не обязательно ассоциируются исключительно с гитарной музыкой. Надо упомянуть и то, что на сегодняшний день существует целый ряд модификаций Big Muff. Так, например, одна из них разработана специально для шотландских построкеров Mogwai

Американская версия Big Muff против российского аналога, выпускающегося отечественным подразделением компании, фирмой Sovtek

Musitronics Mu-Tron III 

Что

Первый в истории автоматический параметрический фильтр, в простонародье — «квакушка». 

История

Как и механические «квакушки», управляемые педалью экспрессии (которые, справедливости ради, тоже стоило бы упомянуть в этом обзоре, по крайней мере легендарную педаль VOX King Wah), автоматический эффект «вау-вау», разработанный и произведенный компанией Musitronics из Нью-Джерси в 1972 году, ассоциируется в основном с фанк-музыкой, хоть и балансирует скорее где-то между гитарными и чисто электронными технологиями (по своей сути это некоторое подобие фильтра, использующегося в конструкциях синтезаторов).

Чем знаменита

Впервые широко засветившись в «Higher Ground» Стиви Уандера, пропустившего через педаль свой клавинет, Mu-Tron быстро обосновался в арсенале как гитаристов-виртуозов того времени (Джерри Гарсии, Ларри Кориелла и проч), так и музыкальных гиков, помешанных на высокотехнологичных штучках. Среди последних стоит отметить легендарного Бутси Коллинза, его псевдонимы Boot-Tron и Zillatron говорят сами за себя. 

Документальное подтверждение любви Коллинза к Mu-Tron

MXR Phase 90

Что

Педаль нью-йоркской компании MXR, представляющая собой так называемый фейзер, один из эффектов звуковой вибрации. 

История

Небольшая оранжевая коробочка с одной единственной ручкой Speed сегодня прочно ассоциируется с фантастическими гитарными запилами Эдди Ван Халена. В среде фанатов музыканта достаточно давно циркулирует шутка о том, что, мол, успех педали обеспечил прежде всего ее цвет, — действительно, родившись в Нидерландах, Ван Хален любил время от времени подчеркивать свое происхождение именно национальным оранжевым цветом.

Чем знаменита

Естественно, не Ван Халеном единым жива эта педаль — фирменный вибрирующий, переливающийся звук можно услышать, например, у Брайана Мэя из Queen, Джона Петруччи из Dream Theater и многих других. 

Гитара, штаны и, собственно, MXR Phase

Ошибка в тексте
Отправить