перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Кого читать в русском интернете-II

Еще одна полурегулярная рубрика: рассказы о новых хороших музыкальных блогах — русских и иностранных (по мере появления таковых) — и комментарии их создателей. В этом выпуске — четыре свежих здешних блога.

Silly Love Songs

Silly Love Songs

кто: Калининградский журналист Алексей Алеев, пишущий в том числе для «Звуков.Ру», Billboard и «Афиши».

о чем: Silly Love Songs — блог в достаточно очевидном, но пока не особо распространенном в России жанре: профессиональный журналист пишет в личный блог о вещах, о которых не удается написать куда-нибудь еще, — с соответствующей специальной интонацией. У Алеева получается очень здорово: Silly Love Songs неровный (в положительном смысле — посты разнятся по поводам, масштабам и тону, что придает динамики), живой и чрезвычайно веселый. В самоописании блога фигурирует приговор «искренний блог о популярной музыке», и точнее определения не придумать — пишет Алеев действительно искренне, и музыка в Silly Love Songs по большей части популярная, в самом широком смысле.

цитата: «Этот безумный, безумный, безумный мир: люди из группы Тупака Шакура заявляют, что выкурили останки рэпера на церемонии прощания с ним. С подобным в мировой популярной культуре мы сталкиваемся уже не в первый раз. Несколько лет назад Кит Ричардс признался, что смешал прах собственного отца с кокаином и вынюхал дорожку. Вполне возможно, что мы присутствуем при заложении новых традиций западного общества, и уже лет через десять выкуривать и вынюхивать пепел собственных друзей и родственников будет считаться совершенно нормальным. В телевизионных опросах и анкетах по приему на работу появятся вопросы вроде: «Хотели бы вы, чтобы ваши друзья вас выкурили после смерти?» или «Пепел какой знаменитости вы бы с удовольствием занюхали?» или «Кому из знаменитых людей вы бы доверили употребить свой прах?» Противники наркотиков и сторонники здорового образа жизни могли бы заваривать, к примеру, целебный чай из «чистых» исполнителей вроде Криса Мартина или Тома Йорка. Не, серьезно. Мне бы очень хотелось выкурить прах Мэдлиба, мне кажется, он отлично пропитан и пошел бы как надо».

Алексей Алеев
Silly Love Songs

«Когда этим летом умер саксофонист E Street Band Кларенс Клемонс, я очень расстроился, и мне сильно захотелось написать о том, что это был за человек и почему его уход — огромная потеря для популярной музыки. Написать оказалось некуда: журналы, в которых я работал и продолжаю работать, в этом были не сильно заинтересованы, сайты отстрелялись некрологами в исполнении штатных авторов. В итоге я написал просто заметку в фейсбук и подумал, что надо бы завести отдельное место, куда можно было бы время от времени выкладывать такие тексты. И завел. Плюс ко всему мне показалось, что у меня получится делать это весело: хотелось, чтобы посты были забавными, чтобы помимо так любимых всеми пространных полотен о недооцененных группах были разные смешные новости из серии «Адель похудела на пять килограмм и записала песню для занятий аэробикой». Журналистикой я занимаюсь на свободной основе, времени у меня почти всегда очень много, так что с тем, чтобы писать и в блог, и в журналы, и на сайты, проблем у меня нет. Начав регулярно выкладывать посты в блог, я надеялся, что стану гораздо быстрее управляться с заметками в журналы, набью руку и все такое, но не вышло — пишу я по-прежнему чаще всего достаточно медленно. Вообще, сейчас для чтения про музыку на русском языке — самое лучшее время из всех, которые я застал. Многого, конечно, по-прежнему не хватает: музыкальной литературы, переводных книжек нет вообще почти никаких, например. Но зато столько людей готовы писать, переводить статьи, выкладывать песни и фотографии на голом энтузиазме, просто потому что им это нравится, — столько не было никогда, по-моему. Я каждый божий день залипаю в интернете на несколько часов, потому что интересных статей очень много. В русском интернете катастрофически мало любой информации, поэтому чем больше людей будут писать про музыку, да и вообще про все виды искусств, тем, я считаю, лучше. И да, блогов это тоже касается. Хотя на самом деле я за капитализм и за профессионализм. Вести блог весело и здорово, но я не против того, чтобы труд оплачивался. У нас еще как-то так получается, что лишние люди про музыку не пишут: у меня в Silly Love Songs вверху страницы семь ссылок на дружественные отечественные музыкальные блоги — мне все очень нравятся. И каждый производит информацию о музыке на русском языке, которой мало, и делает так, чтобы читателям было интересно».

 

добавить в ридер

страница в Facebook

Dynamiс Tension

Dynamiс Tension

кто: Питерский человек по имени Фарадж Эфендиев, про которого, честно говоря, мало что понятно, кроме того что он обладает внушительной бородой и крепким слогом.

о чем: Как и многие хорошие западные блоги, Dynamic Tension сконцентрирован в первую очередь на музыке, а не на словах; нередко тут попадаются записи с одной только музыкой, микстейпами или альбомами вовсе без комментариев. Пишет Эфендиев, впрочем, крепко и остроумно — и когда решается все-таки облекать мысли в слова, то получается сильно. Музыка в Dynamic Tension рассматривается самая разнообразная, эклектичность блога — одно из главных его достоинств: на одной странице тут могут уживаться плей-лист с десятью лучшими песнями Аллы Пугачевой, микстейп с музыкой из видеоигр и альбом японского фолк-дуэта 1972 года. Плей-листы и микстейпы Эфендиев составляет очень точно — после него можно по-новому начать смотреть на Элтона Джона или группу Steely Dan.

цитата: «Steely Dan были бы моей самой любимой группой, если бы не The Who. От чуваков явно исходит nerd vibe (он не лезет вперед остального, к счастью), так что юным пацаном стоя у прилавка с пиратскими сборниками, я никак не мог отказать диску с фотографией двух представительных задротов. У одного из них даже был саксофон, бл...! Эта группа первая начала учить меня смирению, одна из первых обращалась напрямую ко мне, говоря простые вещи, которые каждому необходимо услышать. И, кстати, припев «Bad Sneakers» — первый случай в, э-э-э, рок-музыке, когда я заплакал просто от того, насколько красивой мне казалась мелодия».

Фарадж Эфендиев
Dynamic Tension

«Блог появился во многом потому, что ужасно надоело просто давать ссылки с малоизвестной музыкой в фейсбуке, где их еще не факт что увидит даже половина друзей. Ну и еще надоела эта в большинстве своем нелепая, жирная и блюющая на тебя огромным потоком вводных слов русская музжурналистика, хотелось и хочется что-то ей противопоставлять. Кроме некоторых проблем со здоровьем и зарывающихся масс фанатов современных лошарских хипстерских групп вести блог более-менее регулярно мне, к счастью, ничего не мешает, а мотивацию уверенно поддерживают непрерывным потоком льющиеся возгласы одобрения от друзей и знакомых в твиттере. Регулярность в данном случае крайне важна, потому что работы много. Кто еще заставит любимца молодежи Булата Латыпова написать пять абзацев про то, почему не нужно наговаривать на Филиппа Киркорова? А кто напомнит, что и у группы «Король и Шут» найдется минимум десяток хороших песен? Про приличные микстейпы от русских блогеров уж не говорю. С русскими музыкальными блогами у меня отношения напряженные: кроме блогов Латыпова и Олега Соболева, Rest Art, Silly Love Songs и заметок Феликса Сандалова про найскор мне больше ничего читать не хочется. Каждый раз что-нибудь важное непременно выводит из себя. Не говоря о базовых вещах, ладно, возьмем те же микстейпы. Не сказал бы, что их культура у нас очень развита, да чего уж, почти все из тех немногих, кто пытается их делать, максимум в состоянии родить компиляцию средней вялости и высокого уровня зашквара, зачастую еще и с неграмотными аннотациями. Блин, о чем вообще тут говорить, когда настолько мизерное количество людей, что среди блогеров, что среди музыкальных журналистов, способно просто заткнуться и е...ашить? Я сходу и не смогу вам назвать навыка важнее и нужнее».

 

добавить в ридер

страница на Facebook

Aerial Sounds

Aerial Sounds

кто: Программист Сергей Архипов из Нижнего Новгорода, в определенных интернет-кругах известный уже много лет под никами .flint или 9seconds.

о чем: По правде говоря, Aerial Sounds — блог совсем не новый, но, во-первых, в последнее время он активизировался после большого перерыва, во-вторых, мы незаслуженно забыли про него в прошлый раз. Лучше всего Aerial Sounds описывает подробный раздел «О сайте» и своеобразный манифест, опубликованный Архиповым в начале прошлого года: Aerial Sounds — это основательный и размеренный блог; тексты здесь появляются примерно раз в неделю (чаще всего это рецензии на альбомы, раз в несколько месяцев появляются большие статьи), зато каждый стоит нескольких — Архипов много думает и умеет красноречиво обосновать свою позицию. Кроме того, здесь много и осмысленно пишут о редко попадающих в поле зрения других изданий эмбиенте и построке — и даже есть большой трактат о генеративном искусстве.

цитата: «Сейчас, через 42 года после выхода «A Rainbow in Curved Air» Терри Райли, его буйные эксперименты с авангардной музыкой смотрятся как забавы укуренного в хлам хиппи, которого по чьему-то попустительству пустили в студию, где исключительно серьезные дядьки пишут исключительно серьезную музыку, а шутки (даже гетеросексуальные!) запрещены законом в радиусе километра. И этот самый хиппи перевернул студию вверх дном, все понял настолько неправильно, что пустил все процессы звукозаписи вспять, закрутив их, обрезав и склеив в каком-то совершенно хаотическом порядке; окурил пленки индийскими благовониями, поколотил фортепьяно и уснул на кнопке ускоренной перемотки».

Сергей Архипов
Aerial Sounds

«Я веду различные блоги где-то с 2003 года. Сначала это были глупые дневники школьника, затем восторженные записи гика о различных компьютерных штуках, затем проводил попытки осмыслить происходящие события. Было дело, я даже сборник аляповатых новелл на 40 печатных страниц в заметках опубликовал. Но как-то так само получилось, что переключился на музыку. Сначала хотел рассказать о группе Hood (величайшая группа, по-моему), затем восторгался Explosions in the Sky, затем так достал этим занятием своих друзей, что мне прямым текстом предложили завести отдельный блог. Сказано — сделано! Я работаю программистом в довольно крупной аутсорсинговой нижегородской компании, разрабатываю программное обеспечение для телекоммуникационного оборудования, в частности для сотовой связи. Работа довольно сложная, требующая много сил и внимания, поэтому на что-то иное времени остается не так и много. В общем, это довольно пагубно сказывается и на периодичности публикаций: это ведь нужно сесть, собраться и постараться более-менее внятно изложить свою точку зрения на альбом или какое-то явление, получается далеко не всегда. А иногда садишься и больше трех-четырех слов из себя выдавить не можешь. Впрочем, сейчас еще хорошо, только работа. Когда параллельно учился в магистратуре, совсем тяжко было. Число читателей для меня не имеет вообще никакого значения, я большого значения популярности не придаю (даже комментарии принципиально не ввожу). Сайт читают не так уж много людей, но со всеми, кому захочется, я веду диалог, стараюсь отвечать на все письма. Мне важнее иметь обратную связь с небольшим количеством людей, но иметь ее максимально возможным полным образом. Я несколько раз хотел забросить сайт: время, проблемы, другие приоритеты. Но минимум раз в неделю начинают блуждать какие-то мысли, и пока я их не выплесну в текстовом виде, они так и будут есть мозг, мешать жить. Можно считать, что заставляют продолжать меня графомания и желание о чем-то рассказать. А что? Я не стесняюсь. Тоже стимул. Само изменение интернетом процесса производства музыки приводит к сильнейшей зависимости от средств массовой информации: раньше без радио было практически невозможно стать известным, сейчас невозможно без публикации в сколько-нибудь читаемом блоге (различные SoundCloud или BandCamp помогают предложить музыку, но плохо предназначены для продвижения). Однако формат большинства схож с твиттером: ссылка, трек, видео. И в этом проблема практически всех западных и русских блогов: за ними не видно авторов, они не пытаются проанализировать, что услышали. Они, как роботы, просто пишут: «Вот новая клевая песенка самого важного музыканта современности». Интернет! Революция! Но люди почему-то продолжают ссылаться в обсуждениях на «Афишу», Троицкого или Горохова. Откуда блогеры узнают о новой музыке? Как правило, из тех же СМИ, Pitchfork или Drowned In Sound. Блогеры вообще редко «производят контент», чаще всего они лишь агрегируют его из других источников. Их можно считать информационными диджеями, которые фильтруют потоки информации, делают их узконаправленными, но ведь эти потоки должен кто-то создавать. А создают их, как правило, профессионалы. Музыкальная журналистика не умрет, блоги ее никогда не вытеснят. Да, она будет другой, но любая область деятельности, стремящаяся к организации, всегда будет иметь профессионалов. Я вот точно не стану профессионалом: слишком люблю музыку, чтобы связываться с сопутствующей рутиной. Ну камон, сейчас даже профессионально обозревают видео с котиками, что уж с музыкой случится!»

 

добавить в ридер

страница в Facebook

Gigsters

Gigsters

кто: За Gigsters стоят две выпускницы МГУ — Дарья Федорова и Алина Голубева; блог, впрочем, ведет один человек, кто именно — непонятно, но так, кажется, и задумано: все тексты написаны во множественном числе, от лица коллектива.

о чем: Gigsters — это не просто блог, а часть большого и запутанного проекта, связанного с российской концертной жизнью и имеющего своей целью эту жизнь улучшить (подробности, впрочем, авторы пока не выдают). Вникать в эти сложности, впрочем, не требуется: главное, что у Gigsters уже имеется активный и хороший новостной блог, оперативный и остроумно написанный. Спектр тем — примерно тот же, что у всех: от распада R.E.M. до нового альбома диджея Шэдоу.

цитата: «В нашей рубрике «Пятиминутка оголтелого феминизма» снова появляется девушка с приятным русскому уху именем Ника Роза Данилова и сценическим псевдонимом Zola Jesus. Мы уже вывешивали трек «Seekir» с ее нового альбома, а со вчерашнего дня пластинку «Conatus» можно полностью послушать на сайте Guardian. Для нас это стало двойным развлечением, потому что мы зачитались комментариями самой Zola Jesus, которыми она сопроводила каждый трек. Как и ее поп-готическая музыка, мысли студентки философского факультета, «раньше времени познавшей Ницше и Достоевского», космически масштабны — в диапазоне от «Этот трек — самый жизненный для меня, потому что я наконец смогла выразить свои ощущения от вселенной, которая является моей тюрьмой» до «Я до сих пор не знаю, что поется в этом припеве». Настоящая женщина!»

Дарья Федорова
Gigsters

 

Алина Голубева
Gigsters

«Гигстеры» появились, с одной (патетической) стороны, как логичное продолжение нашего пожизненного увлечения музыкой и желания повлиять на создание в России цивилизованной концертной и рекорд-индустрии, с другой (бытовой) — как пространство, необходимое нам для того, чтобы перестать мучить наших друзей постоянными «послушай-вот-эту-крутую-песню» и дать выход энергии, которая нас регулярно переполняет, особенно до и после поездок на европейские фестивали. Блог — это видимая и первая часть проекта, который мы задумали пару месяцев назад, когда вернулись из очередной музыкальной поездки и вдруг поняли, что продолжать жить в России без эмоций от больших артистов и хорошего звука мы не можем, и нам срочно надо либо отчаливать на ПМЖ в теплые края, либо придумать, как все это сделать ближе, доступнее и массовее. Изначально Gigsters виделись нам как ресурс, на котором мы будем рассказывать о хорошей музыке и концертах по всему миру — на фестивалях, больших площадках и в маленьких клубах. Из всего этого логично родилось название. Через какое-то время идея выросла, и мы решили, что ко всему этому надо подключить полный набор удобных сервисов, связанных с концертами, — от покупки билетов на сами гиги до бронирования номеров в гостиницах. Если до этого мы не знали, как нам быть с русской музыкой, то тут она вписалась более чем логично: нашу сервисную часть мы решили начать с продажи билетов на небольшие концерты независимых промоутеров в России, чтобы помочь им планировать и контролировать поток людей и частично облегчить жизнь их постоянной публике. Для того чтобы не терять времени, пока этот наполеоновский план растет и ширится, мы решили запустить блог на тумблере и обкатать таким образом прото-бета-версию. В ней мы в микродозах (потому что блог ведет пока только один человек) пытаемся отразить структуру будущего сайта — это в первую очередь новости и «инструкции» по тому, как путешествовать за музыкой или улучшать свои путешествия за ее счет. Если брать культуру в глобальном смысле — как набор актуальных традиций и привычек, — то мы уверены, что вклад абсолютно каждого имеет значение. В этом плане мы натуралисты и верим в простейшие законы физики: если бросить в воду маленький камешек, круговые волны от него будут расходиться по очень значительной поверхности. Точно так же сформированная у одного человека привычка к хорошему в какой-то части окружающей среды повлечет за собой постепенное изменение структуры самой среды. Просто каждый должен заниматься своим любимым делом, в которое хочется вкладывать всю душу. Для кого-то это парк Горького и парковки для велосипедов, для нас —  хорошая музыка, особенно живая, желательно много и часто. Россия, конечно, загадочная страна, но кто не пробует шампанского, тот его не пьет. Нам хочется верить в то, что, будучи в курсе мировых новостей, люди будут охотнее ходить в России на концерты не освещаемых главными СМИ групп/артистов, а после того как хотя бы раз побывают на гиге за границей, повысят свои требования к работе звукоинженеров в клубах и промоутеров, формирующих ценовую политику, от чего в итоге в выигрыше будут все. Поэтому любой блог тут важен. Из пяти лет промывания мозгов на журфаке любой трезвомыслящий человек выносит, что за всем фасадом громких слов и умных мыслей журналистика по своей сути — это отбор и подача фактов. Именно этим мы и занимаемся. В построении текстов, в юморе и лексиконе, конечно, находит отражение та огромная часть нас, которую мы в «Гигстеров» так щедро инвестируем, но мы принципиально не выносим никаких оценок и не навязываем никому своих мнений, а свою просветительскую функцию видим в том, чтобы после изучения килотонны новостей и контента зарубежных музыкальных изданий и сайтов регулярно отбирать важное и интересное, давать людям самим оценить и рассказывать, как, где и когда все это поймать живьем».

 

добавить в ридер

страница в Facebook

Ошибка в тексте
Отправить