перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

Эмо

В регулярной рубрике «Волна» продолжает делать путеводители не только по отдельным великим артистам, но и по целым жанрам. Вслед за построком — еще более упаднический жанр, эмо, и вся его сбивчивая история от хардкора 1980-х до поп-панка 2000-х через постгранжевую тоску 1990-х.

Rites of Spring «Rites of Spring» (1985)

Первый известный альбом жанра; в хардкоре просыпаются чувства

Rites of Spring «Rites of Spring» (1985)

Как звучит

По сути, первое эмо — это классический хардкор-панк, только с несколькими поправками. Во-первых, песни Rites of Spring гораздо мелодичнее того, что сочиняли их хардкор-товарищи в те годы. Во-вторых, вокал тоже выделялся на фоне всеобщей агрессии — страстью, какими-то глубинными эмоциями и запоминающейся интонацией. В третьих, здесь в текстах почти не было привычных социальных тем — только душевные страдания, личные переживания, самокопание, меланхолия и все остальное. 

Место в истории

Группа Ги Пиччотто, позже создавшего вместе с продюсером этого альбома Иэном МакКеем легендарных Fugazi, считается первым эмо-коллективом, хоть сами его участники (как и почти все любые другие музыканты, игравшие в этом стиле) от такого ярлыка и открещиваются. Одноименный дебют остался их единственным альбомом — Rites of Spring просуществовали всего два года, отыграли примерно 15 концертов и быстренько разбежались. Зато они были первыми.

Вот так Rites of Spring выглядели живьем в 1985 году, исполняя песню «For Want Of». Трясущиеся головы, страдание на лицах и общее уныние — для хардкор-группы в те годы они выглядели довольно нетипично

Embrace «Embrace» (1987)

Иэн МакКей продолжает дело Rites of Spring

Embrace «Embrace» (1987)

Как звучит

Практически так же, как и Rites of Spring: бурный хардкор-панк с явным упором на личное эмоциональное состояние. Впрочем, у Embrace песни получались явно более задорные и запоминающиеся: если Rites of Spring размазывали весь альбом в одну сплошную кашу, то МакКей и компания скорее раздробили его на небольшие крикливые кусочки. Впрочем, насчет того, что Embrace играют эмоциональный хардкор (или эмо-кор), Иэн довольно четко выразился еще в 1986-м, назвав этот термин самой дурацкой вещью, что он когда-либо слышал, также недоумевая, почему недостаточно просто называть их хардкором, — ведь этот стиль и так уже эмоциональный с самого начала.

Место в истории

Иэн МакКей, крестный отец хардкора, создал эту группу еще до Fugazi, которая по общей значимости хоть и явно затмила Embrace, но оставила ее на месте для избранных. Этот альбом — еще один замечательный фрагмент общей картины о том, как все прекрасно начиналось и как катастрофически неправильно пошло в какой-то момент позже. Иэн МакКей тоже открещивался от любых связей с эмо, и это можно понять — чего уж там, банально загонять себя под малоприятные ярлыки захочется немногим. Embrace, как и те же Rites of Spring, продержались недолго (по сути, меньше года), тем самым закрепив одну особенность каждой второй эмо-группы: распадаться быстро и неожиданно. Видимо, все дело в самой музыке — если ты такое играешь, значит, ты чувствительный, а долго такое играть ты явно не сможешь.

«Dance of Days» живьем

Sunny Day Real Estate «Diary» (1994)

Главный альбом жанра

Sunny Day Real Estate «Diary» (1994)

Как звучит

То громкие, то тихие гитары, рвущийся вперед ритм, красивые заунывные мелодии, трепетные личные тексты и жалобный вокал, иногда стремительно переходящий на болезненный крик, — c таким набором характеристик Sunny Day Real Estate начали эмо в том первозданном виде, который за двадцать лет успел претерпеть множество трансформаций. По сути, именно на «Diary» сформировалось не только то каноническое звучание, но и атмосфера всего стиля — упадническая, ослабленная, но с непременным светом в конце тоннеля, который, впрочем, все еще довольно далеко.

Место в истории

Этот альбом Sunny Day Real Estate стал довольно заметным дебютом на лейбле Sub Pop (не «Bleach», конечно, но тоже хорошо), продвинув далеко вперед немного другую повестку дня. В годы, когда царствовал гранж, эта четверка из Сиэтла вынесла на инди-сцену совсем противоположную парадигму, которую начали подхватывать немногие, но зато с толком. В «Diary», как и в самих Sunny Day Real Estate того времени, канонично все: слегка абсурдное название группы, символическая обложка, cоответствующая мелодика, атмосфера и подача. Судьбу этой группы нельзя назвать удачной (постоянные внутренние конфликты, несколько распадов, неоднозначное дальнейшее творчество), но это и неважно — свое место в истории они заняли уже благодаря «Diary».

Одна из ключевых песен группы, «In Circles», довольно точно иллюстрирует как настроение, так и звук Sunny Day Real Estate — впрочем, и всего стиля в принципе. Самобичевание, боль и кровь; мы все ходим по кругу и скатываемся в какую-то задницу — посыл тут довольно очевиден

Cap’n Jazz «Shmap’n Shmazz» (1994)

Мат-рок, танцы, ярость

Cap’n Jazz «Shmap’n Shmazz» (1994)

Как звучит

Накал эмо встретился тут с инструментальной закрученностью мат-рока. Звонкие гитары, переливающиеся в каких-то будто случайно сыгранных партиях, максимально сбивчивые барабаны c нелинейными ритмами, и под все это истошно орет вокалист Тим Кинселла. Если Sunny Day Real Estate, допустим, пошли по грустному пути, то Cap’n Jazz ударились в ярость, безудержность и прочие качества тестостероновой музыки. Тут каждая песня взрывается фейерверком, разлетается на тысячи разноцветных огоньков, которые тухнут быстрее, чем ты успеваешь их толком рассмотреть. Чистая энергия, бьющая через край, — величественный альбом, сделанный просто, но грандиозно. Когда на душе плохо и хочется помахать руками и что-нибудь разнести — слушайте этот альбом.


Место в истории

На самом деле «Shmap’n Shmazz» — это название, с которым альбом издавался на виниле, а его полное название — внимание — «Burritos, Inspiration Point, Fork Balloon Sports, Cards in the Spokes, Automatic Biographies, Kites, Kung Fu, Trophies, Banana Peels We've Slipped On and Egg Shells We've Tippy Toed Over». Так-то. Катастрофически недооцененные в 1994-м, эти песни получили вторую жизнь через четыре года (и через три после распада Cap’n Jazz) на сборнике «Analphabetapolothology», который включал еще много другого материала. Позже на останках Cap’n Jazz образуется еще куча влиятельных групп вроде Joan of Arc, The Promise Ring и American Football, но сильнее всего отметятся именно они — хотя бы потому, что были раньше. Если уж совсем ударяться в крайности, то Cap’n Jazz вполне можно назвать самой влиятельной эмо-группой в истории. Как и все в нашем мире, эмо можно поделить на две половины — то, что похоже на SDRE, и то, что похоже на Cap’n Jazz. И пусть авторитет Sunny Day Real Estate заметно пошатнулся, но даже сейчас любая группа, начинающая играть какое-нибудь лихо закрученное эмо, так или иначе оглядывается на Cap’n Jazz. И с этим уже ничего не поделаешь.

Cap’n Jazz в мире каверов, как оказалось, чувствуют себя весьма комфортно — например, их вариант главного хита норвежской поп-группы a-ha «Take on Me» звучит крайне ядрено

Jawbreaker «Dear You» (1995)

Первый эмо-альбом за миллион долларов

Jawbreaker «Dear You» (1995)

Как звучит

Знаковая панк-рок-группа начала 90-х на этом альбоме несколько ушла в сторону от своего привычного неотесанного и шумного звучания, став прилизаннее и тише. Вокалист Блейк Шварценбах оклемался от операции на голосовых связках, но петь, как раньше, уже не мог: вместе с этим гитары стали менее грубыми, а песни перестали быть такими удушливыми. «Dear You» — мелодичный, заметно облегченный и лиричный панк-рок, отлично подходящий под тогда еще новую эмо-волну; этот термин даже толком и не использовался. Седативно-безликая, серая запись для таких же безликих и серых дней — ни больше ни меньше.

Место в истории

После предшествующего альбома «24 Hour Revenge Therapy» и тура с Nirvana Jawbreaker подписали контракт на один миллион долларов с DGC Records. Результатом такого сотрудничества и стал «Dear You» — по сути, первый эмо-альбом в истории, вышедший на мейджоре. Впрочем, первая попытка получилась комом: критики смешали их с грязью, фанаты группы из-за смены приоритетов альбом не приняли совершенно, а новых поклонников особо и не прибавилось. Вскоре после его выхода из-за конфликтов в коллективе (это классическая ситуация для стиля), разразившихся еще во время записи, группа распалась, до сих пор не решившись на реюнион.

Примодненный клип на песню «Firemen» — сейчас подобное видео смотрится, мягко говоря, довольно странно. Никогда не надевайте костюмы желтого цвета, в общем

The Promise Ring «Nothing Feels Good» (1997)

Когда эмо встретилось с поп-панком

The Promise Ring «Nothing Feels Good» (1997)

Как звучит

Удивительный случай — действительно веселый эмо-альбом, хоть и тематически ничем не отличающийся от остальных. На этом контрасте тут строится почти все. Позитивные мелодии? Вот вам текст о разбитом сердце. В припеве вокалист жизнерадостно поет «ду-ду-ду-ду?». Ничего, совсем скоро он будет что-то истошно орать. Цветастая обложка? Депрессивное название. Проще говоря, грустные люди тоже умеют веселиться, да и прошлое в лице Cap’n Jazz здесь слышно как никогда раньше.

Место в истории

Собственно, один из первых действительно ярких примеров, когда эмо удачно скрестили с набирающим тогда популярность поп-панком. The Promise Ring, выпустив «Nothing Feels Good», сами того не зная, открыли ящик Пандоры. Потом с таким же звуком The Get Up Kids с потрохами купит мейджор, к ним присоединится куча групп поменьше вроде Saves the Day, и дальше случится все, что случилось, вплоть до Tokio Hotel. Одним словом, дав нехилый толчок для развития эмо среди широких масс, сами The Promise Ring остались где-то в тени, хоть и восхваленные критиками и фанатами.

Наверное, такое видео (в данном случае — на песню «Why Did Ever We Meet?») сняла в 90-х каждая рок-группа, заигрывающая с поп-панком. Парни играют дома, на травке, куда-то идут и едут — ничего вообще не происходит, да и не нужно

Mineral «EndSerenading» (1998)

Самый грустный альбом от самой грустной группы мидвеста

Mineral «EndSerenading» (1998)

Как звучит

Печальнее всего, что вы до этого когда-либо слышали. Десять песен глубочайшей тоски и отчаяния со слитно написанными названиями вроде «Lovelettertypewriter», которые словно крючками цепляются за сердце, заставляя его кровоточить. Всю боль этого альбома ощущаешь не только эмоционально — слушать «EndSerenading» иногда может быть чуть ли не физически неприятно. Конечно, в плане звука здесь нет никаких особых находок — тут все то же самое, что и у Sunny Day Real Estate (даже голос похож), но доведенное до абсолюта, который группа Джимми Иника не смогла достичь в силу своей переменчивости. Прием «громко — тихо», монументальные душераздирающие мелодии, накатывающие волнами гитары, тянущий слова страдающий голос — в 1998 году все это было уже не ново, но сила порыва растоптала вторичность в пух и прах. Отдельно стоит отметить лирику вокалиста Кристофера Симпсона: не вслушиваясь в его тексты, которые из-за манеры пения не всегда бывает легко разобрать, вы потеряете большую часть жалостливого обаяния Mineral. История о несостоявшейся помолвке в «Unfinished», посвящение умершей бабушке в «ForIvadel», безумно трогательная заглавная песня о проблемах взросления — каждый трек тут затрагивает что-то свое и по-своему. Если вы думаете, что ваше застывшее восприятие подобной музыкой уже не растопить, вдумчиво и внимательно послушайте «EndSerenading». 

Место в истории

Конечно, логичнее было бы упомянуть в этом списке их первый альбом, «The Power of Failing», а не этот. Но именно на «EndSerenading» группа из Техаса достигла какого-то абсолютного предела в упадочничестве посреди всего остального мидвест-эмо (то есть эмо из среднезападных штатов США середины 90-х). Этот альбом стал для Mineral, если смотреть на название, во многом пророческим. Незадолго после его выхода парни действительно закончили свою серенаду, распавшись из-за накалившихся отношений внутри группы, потом создав куда менее заметные коллективы (вроде The Gloria Record и Pop Unknown), оставив сияющий след, за которым позже последовал не один десяток таких же грустных юношей.

Mineral исполняют заглавную песню альбома на концерте в 1997 году. Слабое освещение, отсутствие сцены, немногочисленная публика — в таком варианте эта и без того темная песня становится еще мрачнее

American Football «American Football» (1999)

Последняя классика мидвест-эмо

American Football «American Football» (1999)

Как звучит

Представьте свои ощущения в последний день какого-то особенно хорошего лета — этот альбом American Football звучит как идеальный саундтрек для таких эмоций. Такое сравнение появилось неспроста — одна из ключевых песен тут называется «The Summer Ends», прекрасно иллюстрируя весь дух этой пластинки. Медленные, мечтательные мелодии, навевающие какую-то непреодолимую тоску и одиночество; длинные инструментальные проигрыши где-то на стыке построка и мат-рока; бесцветный седативный голос, будто бы исповедующийся перед слушателями. Троице удалось записать непревзойденной красоты альбом, действующий так же, как если бы успокоительные смешали с алкоголем. Сконфуженные молодые люди, провалившиеся отношения, болезненная влюбленность — в плане текстов здесь тоже все на своих местах, да и одним из обязательных компонентов какой-нибудь глубокой депрессии этот альбом может стать очень легко. Ну и конечно, песня «Stay Home» смогла стать гимном всех тех, кто устал от мира вокруг (то есть, по ощущениям, гимн практически всех), вдохновившись, очевидно, Бродским — «don't leave home again/if empathy takes energy/cause everyone feels just like you/that's life — it's so social/so physical/so so-so/so emotional/so stay home». Ах да, еще на этом альбоме периодически звучит труба — прекрасная находка, которую в эмо после них не использовал, наверное, больше никто.

Место в истории

Этот одноименный альбом стал единственным в дискографии группы, еще раз доказав, что удачно закончить вовремя — это удел немногих. У American Football все получилось идеально — ничего лучше они бы все равно не записали, а так хоть ничего и не испортили. Последний действительно культовый альбом мидвеста, завершивший грустные 90-е на высокой ноте и в лучшем состоянии — после American Football началась новая пора, где места таким группам уже практически не нашлось. Ну и конечно, именно эти люди задали продолжающийся до сих пор тренд на странные и абсолютно бессмысленные названия эмо-групп. Тут вам и Football, etc., и Modern Baseball, и прочие спортивные девиации — при этом само название American Football было придумано совершенно бездумно.

Первый и единственный клип группы на песню «Never Meant», снятый в этом году — после реюниона и переиздания альбома. Отличный пример того, что их музыка за 15 лет не постарела нисколько — все те же вещи точно так же трогают и сейчас. Как привет фанатам в клипе можно заметить тот самый дом с обложки. Ну или просто похожий

Jimmy Eat World «Clarity» (1999)

Основной альбом столпов эмо нулевых, провалившийся в продаже

Jimmy Eat World «Clarity» (1999)

Как звучит

Именно так, как будет потом звучать каждый второй эмо-альбом начала нулевых. Взращенные на панк-роке ритмы становятся медленнее и сбивчивее. Обрывистые гитарные партии сменяются то на стены звука, то на пиликающие проигрыши — не обходится и без того, чтобы вытащить из-за пазухи акустическую гитару. Где-то изредка слышны отголоски клавишных или струнных. Мужской голос меланхолично поет о делах душевных, часто срываясь на умеренный крик не без поддержки такого же бэк-вокалиста. Эта малоизвестная на тот момент группа задала звук жанра на годы вперед, записав базовую основу, вокруг которой потом настраивались индивидуальные открытия и особенности уже совсем других групп. Да, с первого взгляда это все может показаться жутко унылым и однообразным, но это тот самый случай, когда вслушиваться просто необходимо. Здесь много баллад с широкой душой, боевиков с притупленной болью в сердце и других довольно наивных и трогательных вещей, заставляющих загрустить непонятно из-за чего. Большего и не надо.

Место в истории

Ключевая точка между эмо 90-х и нулевых, определившая переход от андеграундного мидвеста в сторону более легкого и мейнстримового звука. Впрочем, у самих Jimmy Eat World стать успешными вышло не сразу — «Clarity» провалился в продаже, а группу выгнали с мейджора Capitol. Это не помешало альбому стать культовым, а самим Jimmy Eat World добиться массового успеха — их следующая работа, чересчур упрощенный и хитовый «Bleed American» 2001 года, стал платиновым и сделал их в первую очередь героями мейнстрима. Другое дело, что Jimmy Eat World сейчас звучат как покалеченная поп-рок-копия Death Cab for Cutie, а «Clarity» по-прежнему кажется альбомом бесконечной и волнительной молодости. И тут уже ничего не поделаешь.

Главная песня группы, «Sweetness», вышла уже именно на «Bleed American», но впервые была записана еще для «Clarity». Ничего лучше они потом уже не сочинили — как и в случае с альбомом, так и с самой песней

Rival Schools «United by Fate» (2001)

Еще один провалившийся, но великий эмо-альбом

Rival Schools «United by Fate» (2001)

Как звучит

Rival Schools не выбирали между Cap'n Jazz и Sunny Dat Real Estate, они взяли понемногу от каждых: громкость первых, тоску вторых и еще многое от гранжа — больше всего они напоминали группу Bush, хотя дело тут исключительно в хрипотце голоса Уолтера Шрейфелса. «United by Fate» — это тот «попсовый» вариант эмо, который мог бы случиться вместо Fall Out Boy и прочих, куда более эмоциональный и даже в какой-то степени взрослый.

Место в истории

История группы оказалась такой же грустной, как и музыка. С одной стороны, в тот момент медиа уже пытались в первый раз сделать из эмо модный тренд и журнал NME рисовал образ эмо-боя с альбомом Rival Schools в плеере, с другой — продажи альбома оказались такими низкими, что мейджор-лейбл Island, на котором они выпускались (и с которым Шрейфелс был напрочь связан контрактом еще со времен своей прошлой группы Quicksand), просто-напросто не стал выпускать следующий альбом Rival Schools — его Уолтеру пришлось «случайно» слить в интернет, чтобы хоть кто-то смог его услышать. Лейблу тогда казалось, что Rival Schools — это прошлое, а будущее за группами вроде Staind, ну и где теперь Staind? А Rival Schools вот успешно воссоединились в 2010-х и записали два альбома. Впрочем, совсем не таких хороших. Тем не менее они стали каким-то особенным культурным маркером для всех, кто рос в начале нулевых и ненавидел Staind.

«Good Things», как и прочие песни группы, не только про покричать, но и про научить слушателя правильно жить. Впрочем, типичные слушатели, конечно, не расслушивали слов за криками

Thursday «Full Collapse» (2001)

Мрак, эпилепсия и безысходность

Thursday «Full Collapse» (2001)

Как звучит

Вязко и беспросветно. Стройные околохардкор-запилы на гитарах соседcтвуют с хмурыми безликими барабанами, пока вокалист истошно поет (а чаще всего он именно поет, а не кричит) о Париже в огне, автокатастрофах, больничных кроватях и прочих нерадостях жизни. После этого альбома группу стали называть эдакими Joy Division от эмо. Вокалист Thursday Джофф Рикли, как и Иэн Кертис, страдает от эпилепсии, да и на сцене ведет себя не менее несдержанно — однажды во время концерта Рикли разбил себе нос (!), залив все вокруг кровью, но при этом закончив песню. Дикость им явно к лицу.

Место в истории

Одна из самых мрачных групп новой волны эмо на своем втором альбоме показала, что это разрушительное отчаяние может нравится еще и большой аудитории. Их следующий альбом, «War All the Time», выйдет уже на мейджоре и займет седьмое место в чарте Billboard. Да и в целом, хоть и оставшись темными лошадками до самого распада, парни покажут себя во всю и зацепят многих — например, гитарист блэк-метал-группы Deafheaven однажды признался, что научился играть на гитаре, пытаясь повторить песни Thursday. Но, как часто бывает среди подобных групп, несмотря на дальнейшие успехи, больше всего ценится именно удачный прорыв, каким и был «Full Collapse». По сути, Thursday продолжают дело загнувшихся годом ранее Sunny Day Real Estate, только сделав все жестче и под стать духу времени — вышедший за пару месяцев до трагедии 11 сентября альбом транслировал все чувства, которые волновали живущих уже после этой даты. Тревожная ода пустоты и потери контроля над всем — полный коллапс.

«Cross Out the Eyes» и стандартный эмо-клип нулевых — группа очень показушно отрывается, пока отдельным сюжетом происходит что-то странное, околосимволическое и непонятное. Смотреть на это, в первую очередь, однозначно скучно

Taking Back Sunday «Tell All Your Friends» (2002)

Крикливый андеграунд вырывается в мейнстрим

Taking Back Sunday «Tell All Your Friends» (2002)

Как звучит

Как будто бы тебе в лицо выплеснули ведро воды. Taking Back Sunday были одной из первых групп (например, наряду с The Used и Brand New), которые стали действительно популярны из-за своего резкого, быстрого и дерзкого звука. Выйдя из хардкор- и панк-тусовок, пятеро парней из Аммитивиля (того самого, из ужастиков) заиграли яркие адреналиновые песни, построенные на стандартном принципе «тихо-громко» + «медленно-быстро», замешали туда каких-то хищных истеричных настроений — и сорвали куш. О «Tell All Your Friends» в свое время действительно хотелось рассказать всем своим друзьям — этот альбом был как пинок под зад и приказ к абсолютно любым немедленным действиям. Стоить также отметить, что самой удачной фишкой группы стало совмещение двух вокалистов (прием, позаимствованный у Fugazi, но доведенный до почти что абсурда) — помимо фронтмена Адама Лаззары в Taking Back Sunday еще истошно орал гитарист Джон Нолан. Нельзя сказать, что кто-то был отодвинут на второй план, — да, партий Лаззары было несравнимо больше, но по значимости они не уступали друг другу. По словам музыкантов, тексты писались тоже совместно — парни просто совмещали разные отрывки из своих блокнотов в один, тем самым получая настолько разноуровневые в лирическом плане песни.

Место в истории

Несмотря на то что Taking Back Sunday — группа более чем выдающаяся, у которой почти все альбомы были не чуть не хуже «Tell All Your Friends» (а некоторые вроде «Louder Now» даже и лучше), по-настоящему культовым стал именно этот, дебютный. Taking Back Sunday с этими песнями ознаменовали дивный новый мир, выдав каждому пропускной билет, который действителен еще до сих пор. Почти сразу же после выхода «Tell All Your Friends» из группы из-за конфликта ушли два участника (в том числе гитарист-вокалист Джон Нолан), тем самым закрепив за дебютником статус своеобразной неповторимой классики. Впрочем, после нескольких перетряхиваний состава Taking Back Sunday воссоединились и выпустили еще два альбома. Правда, «Tell All Your Friends» это не испортило, как и годы разлуки, — во время турне, посвященного десятилетию альбома, все эти песни звучали также грандиозно и массивно.

Taking Back Sunday играют песню «Сut Without The “E” (Cut From The Team)» на шоу Джимми Киммела. Это видео наиболее явно показывает всю энергетику группы, которая здесь доходит до масштабов атомной бомбы. Впрочем, оно также отлично показывает начало всей истерии — беснующийся зал визжит и слэмится, порой перекрикивая самих музыкантов

Dashboard Confessional «A Mark, a Mission, a Brand, a Scar» (2003)

Слезливые песни под акустику как залог успеха

Dashboard Confessional «A Mark, a Mission, a Brand, a Scar» (2003)

Как звучит

Типичный американский рок, переводящий эмо в плоскость радиостанций для небольших закусочных. По сути, непробиваемая формула успеха — незамудренные поп-гармонии, в которых довольно много акустической гитары, отлично сочетаются с вышколенным голосом Криса Карраббы, внешность которого нравится и мальчикам, и девочкам. Впрочем, насколько это все до противного мило, настолько и заслуженно — песни тут действительно на уровне грамотного сонграйтинга «сделано все как надо», пусть и не страдают особой оригинальностью. Ну и сладко здесь так, что выпадают все зубы.

Место в истории

Дело Dashboard Confessional довольно быстро прижилось, хоть и весьма локально — такую музыку удачно играли в основном только в США. Каррабба и компания, по сути, показали всем и вся, что быть откровенными хлюпиками совсем не стыдно, а даже наоборот, способствует приросту поклонниц и денег в карманах. Конечно, до них это сделал Конор Оберст своим проектом Bright Eyes, но DC смогли все сделать куда доступнее и массовей. Идейных клонов Dashboard Confessional было море (в России, например, ими стали «Мои любимые игры» — старая группа Даниила Брода из Pompeya), но в большинстве своем они были посредственнее оригинала. Если вы помните бесчисленных челкастых подростков, поющих полубездарные песни под акустическую гитару, то вините во всем именно Dashboard Confessional (и Bright Eyes).

Песня «As Lovers Go» наиболее известна как часть саундтрека второй части «Шрека»

My Chemical Romance «Three Cheers for Sweet Revenge» (2004)

Главный альбом поколения неправильно порезанных вен

My Chemical Romance «Three Cheers for Sweet Revenge» (2004)

Как звучит

Тринадцать зычных боевиков, раскатывающихся громом и вкладывающих в каждую секунду максимально много страданий, истерик и криков. Здесь действительно нет ни одной хотя бы просто тихой песни — даже «The Ghost Of You», начинающаяся довольно прохладно, через тридцать секунд взрывается и заставляет, как и все остальное здесь, рвать волосы из челки. При этом само по себе все довольно однообразно — жужжащий мелодичный рок, набухших до исполинских размеров как глаза после слез. Главное правило — как можно динамичнее, громче, проще и так, чтобы запоминалось на раз-два-три и подросткам поорать можно было. Тематически все тоже в духе времени, так как вокалист Джерард Уэй большую часть времени изрыгает что-то в духе «смерть, кровь, любовь», что подхватывалось многими страждущими, конечно же, на ура. Один из западных журналистов недавно пошутил, что Уэй, кажется, написал целый альбом, вдохновленный сумками с героями мультфильма «Кошмар перед Рождеством», — речь в этом высказывании идет именно о «Three Cheers for Sweet Revenge».

Место в истории

Вспоминая эмо нулевых, именно этот альбом кажется вершиной всего: собирательным образом стиля и главной точкой, набравшей невиданные обороты малоприятной субкультуры. Конечно, «Three Cheers for Sweet Revenge» не самый интересный и далеко не лучший альбом в дискографии группы. Сейчас и глэм-роковый «The Black Parade», и абсолютно шизофреническая комикс-феерия «Danger Days: The True Lives of the Fabulous Killjoys», звучащая так, словно Леди Гага заиграла панк-рок, кажутся гораздо ярче и по всем параметрам сильнее, но именно эти «три вишни» сделали мейнстримовое эмо таким, каким мы его привыкли видеть в те годы. Все эти челкастые подростки, розовое с черным, суицидальные наклонности и прочий мрак — видимо, сами того особо не предполагая, My Chemical Romance толкали это далеко вперед. Тем самым именно им потом было сложнее всех от этого тега откреститься — Джерард Уэй говорил сотню раз, что к эмо они не имеют никакого отношения, но кто им после такого поверит?

Похороны, ливень, девушка в гробу, накрашенные черным глаза. Каноническое и абсолютно прекрасное видео на песню «Helena», с которого эмо для многих отечественных слушателей и началось. Снял его, кстати, Марк Уэбб — крестный отец поп-панк-клипмейкеров, а также будущий режиссер «500 дней лета» и «Нового Человека-паука»

Underoath «They're Only Chasing Safety» (2004)

Модный тяжеляк встречает эмо. Вместе с христианством

Underoath «They're Only Chasing Safety» (2004)

Как звучит

Один истошно кричит, другой поет высоким голосом (да еще и на барабанах нехило стучит, молодец какой), все остальные запиливают что-то диссонансное на гитарах, пока один прыгает где-то в углу с синтезатором, который в общей каше все равно не слышно. Собственно, один из первых действительно удачных примеров только сформировавшегося ответвления — эмоциональные парни играют музыку потяжелее, отбросив металлическое прошлое в сторону набирающего обороты постхардкора. Беспрерывный драйв, сложные построения песен и монолитные громкие гитары прилагаются. Во многом именно Underoath поняли, что кричащий вокал для брутальных слушателей идеально разбавлять чистым вокалом для сопливых — потом эту фишку повторят еще десяток другой посредственных и не очень однодневок. Кстати, несмотря на заявку «христианской» группы, слышно это не всегда, и религия идет скорее как фоновая тема — так что серию «Южного парка» про христианский рок вспоминать не стоит.

Место в истории

После «They're Only Chasing Safety» худых волосатых подростков, пытающихся играть брутальную музыку с эмоциями, стало становиться все больше и больше — нельзя сказать, что этому мир обязан именно Underoath, но они появились явно в нужное время и в нужном месте. Потрясти челкой, поорать про свою веру, сыграть запилы погромче и потяжелее — в какой-то момент это стало залогом успеха, особенно когда к этому присоединился еще и металкор, деткор и прочие хитрые жанры для тех, кому играть обычный метал кажется слишком банальным. Сейчас «They're Only Chasing Safety» выглядит довольно простым и подростковым (особенно если вспомнить, какими мрачными Underoath стали потом), но по-прежнему мощным и безукоризненным альбомом, ознаменовавшим новое ответвление, на которое чуть позже подсели многие. А если вспомнить стабильный успех всяких Asking Alexandria, то не слезают и до сих пор. Ну и конечно, за моду на обложки с женскими лицами в масках или с залепленными ртами тоже скажите спасибо именно им.

«Reinventing Your Exit» — наиболее массовая песня Underoath. Барабанщик Аарон Гиллепси поет здесь чаще, чем вокалист Спенсер Чемберлен, пока парень в клипе бегает за самим собой (или убегает сам от себя, тут уж как посмотреть)

Marschak «Marschak» (2004)

Главный отечественный эмо-альбом

Marschak «Marschak» (2004)

Как звучит

Сырая, нарочито плохо сведенная запись, хриплые гитары и надрывающийся вокал — Marschak были одной из первых групп в России, которая знала, что делать. С самого начала уйдя скорее в беспросветное скримо (более экстремальное ответвление эмо), эти парни больше из него и не вылазили, идя в ногу скорее с французскими и итальянскими братьями по духу вроде Daïtro и Raein, нежели с западными коллегами. Дебютный одноименный альбом кажется то ли последним днем перед апокалипсисом, то ли обычным меланхоличным буднем — перед слушателем разворачивается пучина тоскливых мыслей, тонны холодных московских дождей, километры панельных домов и серого асфальта. Песни с названиями вроде «Не быть человеком» и «Меня не было здесь», тексты со строчками в духе «Мой новый день ничего мне не даст/Мой новый день, такой же как все» — страдают тут много и всегда по делу.

Место в истории

«Я отец русского эмо», — говорил как-то лидер группы Тимур на сольном концерте и, в общем-то, был прав — Marschak уже самим фактом своего существования стали для независимой эмо-сцены эдаким безукоризненным ориентиром. Optimus Prime, Totoro — русское скримо как отдельное явление без Marschak вряд ли бы существовало. Ну а дальнейшая судьба коллектива получилась такой же безрадостной, как и их песни, — перемены в составе и уход в политизированный хардкор.

Marsсhak играют «Мой новый день» на концерте в Петербурге в уже легендарном клубе «Орландина»

Fall Out Boy «From Under the Cork Tree» (2005)

Гимны поп-панка и челок

Fall Out Boy «From Under the Cork Tree» (2005)

Как звучит

После распада Blink-182 в 2003 году стандартный мейнстримовый поп-панк конца 90-х и начала нулевых стал медленно, но верно загибаться. Спасением оказались такие группы, как Fall Out Boy (а еще Paramore, New Found Glory, Motion City Soundtrack и так далее), начавшие привносить в привычный поп-панк дух эмо, тем самым совершив монструозное мейнстримовое слияние двух самых постыдных жанров нулевых. Смотрите сами — от поп-панка тут остались простые ритмы, атмосфера бесконечного лета и всеобщее раздолбайство, а эмо привнесло крикливости, мелодий пожестче и текстов посложнее школьных проблем и туалетных шуток. Впрочем, Fall Out Boy cделало действительно большой группой их совершенно нетипичное стремление к танцевальности и от этого необычно яркий имидж. Чего только стоит нетленка «Dance, Dance» — песен такой силы тогда из похожих групп больше не писал никто.

Место в истории

Конечно, Fall Out Boy образца 2005–2007 годов — это явление мирового масштаба и чуть ли не самый успешный коммерческий проект с тегом «эмо» в принципе. В то время как My Chemical Romance и, допустим, The Used задали курс на трагедию и смерть, музыка Fall Out Boy была про жизнь и радость несмотря ни на что, что и стало заразительным. Клонов — море, продажи — до небес, популярности — хватает до сих пор. Да, эта несменная американская четверка хоть и извратила жанр до неузнаваемого вида, спустя годы, как и все, скатившись в поп-рок и похоронив эмо заживо. Да, тут больше некой искусственности, чем правды. Но черт, еще никогда подобная музыка не была такой по-настоящему жизнеутверждающей.

Видео на песню «Dance, Dance», в котором есть вообще все. Выпускной бал, четыре ботаника разной степени лузерства, розовые рубашки, накрашенные глаза, тупые шутки, безудержные танцы и заслуженный хеппи-энд. Через двадцать лет это будут показывать по VH1 Classic — если, конечно, музыкальные каналы еще будут существовать

Tokio Hotel «Schrei» (2005)

Беззубый андрогинный бум, из-за которого избили не одного подростка

Tokio Hotel «Schrei» (2005)

Как звучит

По сути, чисто в музыкальном плане эта подростковая немецкая четверка не имеет практически никакого отношения к эмо, но обойтись без них в этом списке тоже нельзя. Это самый обыкновенный поп-рок для теле- и радиоэфиров, явно рассчитанный на непривередливые вкусы школьниц, которые не заметят неумение всех членов группы играть хоть на чем-либо. Под стать моде в эту формулу аккуратно добавили депрессии, безысходности и чуточку бунтарства. Правда, это тот самый случай, когда пункт «как звучит» совсем не важен, — скорее стоит вспомнить, как это выглядело. Андрогин с челкой и накрашенными глазами, рэпер с дредами, суровый волосатик и грустный толстяк — все на вид не старше восемнадцати, все с напускными сложными лицами и ведут себя максимально неестественно. Настоящих хитов здесь почти нет, каждая песня будто бы соревнуется в унылости с каждой другой, однообразие всем погоняет, а слушать завывания Билла Каулица без скуки становится в какой-то момент крайне сложно. С другой стороны, большего и не нужно — Tokio Hotel отлично отработали все штампы для совсем уж обширной аудитории, которая особой разборчивостью никогда и не отличалась.

Место в истории

Низшая точка в истории эмо, про которую хочется никогда не вспоминать, — но именно этим и интересная. Учитывая абсолютно пустую музыкальную составляющую, тут налицо однозначная победа маркетологов — бессмысленная и беспощадная. Пожалуй, сложно вспомнить более ненавистную группу нулевых, чем Tokio Hotel, — складывалось ощущение, что ее армия фанатов была полностью пропорциональна армии ненавистников. В России эти ребята были самым настоящим эмо-апокалипсисом, после которого отмыть музыкальный стиль от надуманной субкультурной грязи стало вообще практически невозможно. Cколько вен было порезано под их песни? На сколько процентов взлетели продажи черно-розовых напульсников и кед Converse? Какое количество подростков было побито и унижено из-за пристрастия к этому коллективу? Считать не пересчитать.

Один из первых клипов группы на песню «Durch Den Monsun», активно ударивший по отечественным музыкальным каналам. Вызвал много споров по поводу половой принадлежности Билла Каулица

From First To Last «Heroine» (2006)

Отчаянное эмо с Сонни Муром — он же Скриллекс

From First To Last «Heroine» (2006)

Как звучит

Нет, не ждите здесь сумасшедших дропов, сурового баса и прочих радостей дабстепа — когда-то Сонни Мур, позже взявший псевдоним Скриллекс, ассоциировался с совсем другой музыкой. А именно с довольно стандартизированным челочным эмо, возведенным в абсолют — как и по накалу, так и по истеричности. В общем-то, зная Мура как футуристичного фрика в странных очках и с бритыми висками, сперва может быть сложно поверить, что здесь так на изломе ревет именно он. Впрочем, именно тут и начались первые попытки Мура в электронной музыке — например, песня «Goodbye Waves» в какой-то момент превращается в нечто, будто бы написанное не особо умелым Афексом Твином.

Место в истории

Конечно же, From First To Last помнят сейчас именно как ту самую группу, где когда-то пел этот ваш Скриллекс, — хотя коллектив довольно неплохо себя чувствует без него и сейчас. Не самая важная группа своего поколения, хоть и добившаяся признания, именно на «Heroine» стала чем-то действительно заметным — правда, ненадолго. Немногим после относительного успеха альбома у Мура начались проблемы с голосом, которые поставят под сомнение его дальнейшее существование в качестве вокалиста. Также он узнает, что является приемным ребенком, после чего решает начать все заново и после парочки не особо заметных электронных экспериментов становится тем самым великим и ужасным Скриллексом. А виновато эмо. И еще один интересный факт — на этом альбоме на бас-гитаре играл Уэс Борланд из Limp Bizkit.

Тот самый «Goodbye Waves» — электронные моменты начинаются где-то в середине

Braid «No Coast» (2014)

Идеальный пример эмо-реюниона

Braid «No Coast» (2014)

Как звучит

Первый альбом американцев Braid за 15 лет, выходу которого они посвятили свой 600-й концерт, звучит лучше, чем больше половины реюнион-альбомов любых других, гораздо более популярных групп. Именно так и нужно взрослеть, когда играешь музыку для вечно молодых, — мощно, гордо и с чувством. Если в свои лучшие годы они были чуть ли не самой панковской и задорной эмо-группой, то теперь Braid заметно сбавили обороты — на удивление, им это только к лицу. Теперь над крикливыми боевиками преобладают вдумчивые (хоть все-таки с криками) песни, под которые лучше всего поздно вечером мечтать по дороге домой, чем рвать на себе волосы посреди летнего пекла, как это было раньше. Вместе с этим, основные моменты все равно остались — Боб Нанна и Крис Броач по-прежнему умеют задеть что-то внутри небанальными текстами, гитары все так же одновременно нежно переливаются и жестко гремят, а кнопка «повтор» хочет быть зажата не на один час. Учитывая, как, в сущности, звучат и звучали песни Braid, при определенном успехе они запросто могли стать вторыми Foo Fighters, но что-то не сложилось. Оно и к лучшему.

Место в истории

Собственно, будучи одной из ключевых эмо-групп конца 90-х, с этим альбомом Braid оказались в одном ряду с другими значимыми эмо-воссоединениями, обозначив 2014-й как год возвращения к истокам. Первая за 15 лет песня Sunny Day Real Estate, реюнион Mineral и American Football с турами и массивными переизданиями, первый сингл The Jazz June за долгое время — все эти события словно вернули те 90-е, на возрождение которых никто уже и не надеялся. Впрочем, только у Braid получилось выпустить именно альбом, при этом восхваленный как и критиками, не сильно котировавшими их последние работы, так и самыми ортодоксальными фанатами. Вместе со всем вышеперечисленным андеграундная эмо-сцена тоже как никогда в расцвете — группы вроде Balance and Composure, Modern Baseball и You Blew It! выпускают отличные альбомы, а лейблы в духе Topshelf и Count Your Lucky Star под завязку забиты релизами. История повторяется, история еще не закончилась.

В клипе на открывающей альбом песне «Bang» никакого намека на возраст — только детство, лето и фейерверки

Ошибка в тексте
Отправить