перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

«Black Messiah» Ди Энджело — самый неожиданный и злободневный альбом года

Под конец 2014-го, когда все почти уже составили итоговые списки всего самого лучшего, внезапно вышел первый за почти пятнадцать лет альбом американца Майкла Юджина Арчера, более известного как Ди Энджело. Олег Соболев объясняет, почему «Black Messiah» очень важен для всех именно сейчас.

Три года назад, в декабре 2011-го, барабанщик, лидер группы The Roots Амир «Квестлав» Томпсон дал интервью Pitchfork. Речь в нем зашла об альбоме певца Ди Энджело, над которым Квестлав на тот момент работал уже несколько лет. «Альбом будет черной версией «Smile» The Beach Boys» — так аттестовал пластинку барабанщик. Как и всякий шедевр, «Smile» — вещь многослойная, но дальнейшие слова Квестлава помогают понять, что именно он имел в виду. «Я крайне удивлен этой музыкой. В ней задействованы какие-то синтезаторные патчи, про которые я вообще никогда не знал. Я сначала думал, что это какие-то винтажные штуки, но на самом деле Ди Энджело делает свои собственные патчи. Он взял стандартный пресет тромбона, изменил настройки эквалайзера, пропустил через фильтр огибающей, сверху еще добавил часть звука вибрафона и получил в итоге совершенно новый звук».

Известное дело, что Брайан Уилсон во время записи «Smile» тоже любил пробовать необычные вещи: то заставлял банджо имитировать ситар, то использовал в песне «Vega-Tables» звук жующего морковку Пола Маккартни, то и вовсе склеивал из совершенно разной музыки песни воедино (практика для 1967 года довольно революционная и отнимающая немало времени). Квестлав, известный музыкальный эрудит, очень точно сравнил ее с «Black Messiah»: пластинка Ди Энджело буквально напичкана самыми разнообразными звуками, о происхождении которых можно только догадываться, — но, как и «Smile», не распадается на части, а производит впечатление образца крайне осмысленного, выверенного творческого замысла. Есть между этими двумя альбомами и другая параллель, которую, может быть, Квестлав и подразумевал, но не выразил. «Smile» был амбициозной попыткой связать воедино всю историю американской музыки по состоянию на 1967 год на основе одного материала: у Брайана Уилсона барбершоп-гармония встречала народные песни XIX века, Чарлз Айвз в экстазе сливался с ду-уапом, а психоделический рок-н-ролл оказывался смешан с экзотическими гавайскими напевами. «Black Messiah» — ровно такая же по смыслу сконцентрированная в пятьдесят шесть минут энциклопедия всего американского, точнее — и это особенно важно, — всего афроамериканского.

«1000 Deaths»

Есть интересная теория, что вышедший ранее в этом году альбом «Black Metal» Дина Бланта — в том числе и о том, что черную музыку нужно перестать слушать как черную, что нужно освободиться от расово-культурных условностей, сидящих в голове. Если Блант и правда имел в виду что-то такое, то «Black Messiah» — убедительная антитеза его пластинке. Марвин Гей и Принс, Кертис Мейфилд и Эрика Баду, Джими Хендрикс и Майкл Джексон, Джордж Клинтон и Эл Грин — следы присутствиях всех их (и многих других) на «Black Messiah» услышать так же легко, как легко дышать. Ни одна песня на этом альбоме не вписывается, впрочем, в одну определенную модель — вся великая черная музыка прошлого и настоящего здесь присутствует одновременно. Неспокойный, сбивчивый грув «1000 Deaths» напоминает о Funkadelic времен пластинки «Standing on the Verge of Getting It On», ее же нестройная мелодия — о самых эмоционально резких моментах в дискографии Эла Грина, а пролетающее под конец оглушительное гитарное соло — вовсе о Принсе. Построенная на лишь нескольких проходящих сквозь всю песню гитарных аккордах баллада «Betray My Heart» похожа на так никогда не осуществленную совместную запись Айка Тернера и Стиви Уандера. В стрекочущем бите «Sugah Daddy» можно услышать Джей Диллу, в ее ведомой фортепиано аранжировке — ритм-энд-блюз в варианте лейбла Atlantic, в ее приходящем из ниоткуда припеве — весь классический ду-уап разом. В джазовой, намертво прилипающей «Black to the Future» типично мотауновские струнные оправляют экспрессивные гитарные соло в манере Гранта Грина. И так далее и тому подобное: прошлое и настоящее, классика и современность, мертвое и живое сходятся на «Black Messiah» в рамках одной и той же традиции. Традиции, ключевым концептом которой является гордость. Гордость за то, что ты черный. Гордость за то, что твоя культура — особенная. Гордость за то, что твой народ пережил многое и многое еще переживет.

Понятно, почему эта пластинка, создававшаяся почти десять лет, выходит именно сейчас. В профайле Ди Энджело в GQ в июне 2012 года тот же Квестлав рассказывал, что Ди Энджело уже записал пятьдесят песен и никак не может выбрать и закончить двенадцать из них. В том же профайле Квестлав называет Ди Энджело «последним настоящим афроамериканским музыкантом» — и последний настоящий афроамериканский музыкант не мог не откликнуться на самый тяжелый за долгое время для афроамериканцев год, не выбрать-таки свои двенадцать песен и не выпустить их ровно тогда, когда нужно. Припев «The Charade», самой прямолинейной песни с альбома, своей же прямолинейностью и поражает: «All we wanted was a chance to talk/‘Stead we only got outlined in chalk», «Все что мы хотели — поговорить,/Но вместо этого нас обвели мелом». Смерти Майкла Брауна и Эрика Гарнера, горящий город Фергюсон, тот факт, что шанс быть застреленным полицией у черного подростка в США — в 21 раз выше, чем у белого, — все это вспоминается сразу и не требует дополнительных объяснений. При этом, несмотря на название, которое легко можно принять за лозунг, несмотря на выполненную вполне в традициях афроамериканского милитаризма обложку, несмотря на гремящий в начале «1000 Deaths» семпл из речи одного из главных активистов Нации ислама Халида Мухаммада, это альбом все-таки про любовь — девять из двенадцати песен посвящены именно ей. В каком-то смысле «Black Messiah» напоминает вечный праздник, новоорлеанские похороны и важную проповедь в южной черной баптистской церкви одновременно — опыт сокровенной памяти предков и тема борьбы здесь грациозно переплетены с надеждой и любовью, как плотской, так и родственной. Этим, кстати, объясняется и общий звуковой ряд альбома: хотя здесь есть мелодии, причем мелодии гениальные, хотя бас заставляет качаться на стуле, главное в этой музыке — все-таки сочетание привычных структурно-композиционных идей со звуковым амбиансом, со всеми мелкими деталями, которыми Ди Энджело напичкал «Black Messiah», как старательный пейзажист наделяет бессюжетную картину мелкими подробностями, не уловимыми глазом с первого взгляда. Точно так же в самом посыле афроамериканской баптистской проповеди — только часть сути; другая часть — в ритуале, через который этот посыл доходит до прихожан.

С черной Америкой «Black Messiah» связана и причина, по которой с момента выхода последнего альбома Ди Энджело до «Black Messiah» прошло пятнадцать лет, — причина недоказуемая, но причина, которая так и просит поспекулировать на свой счет. Вспомним, как закончилось турне в поддержку «Voodoo», предыдущей пластинки Ди Энджело: певец буквальным образом ушел в лес, пустился во все тяжкие с наркотиками и алкоголем, жутко растолстел и вообще пустил свою жизнь под откос. Долгий, болезненный процесс разработки и записи «Black Messiah» оказался для него путем к исправлению, к возвращению не только к былой профессиональной форме, но и к куда более человеческой жизни. Есть идея, что выросший в среде черных пятидесятников Ди Энджело прошел тот путь, который проходили в церквях его детства. Для пятидесятников одними из ключевых являются идеи болезненного избавления от бесов и грехов, исцеления, экзорцизма, ради которых нужно пройти через боль эмоциональную и боль физическую, через страдания и лишения. В среде именно что черных пятидесятников (очень отличных по сути своей жизни от белых) эти вещи особенно важны — таких красочных, впечатляющих ритуалов изгнания грехов, какие проводят в пятидесятнических церквях на Юге, нет ни в одних других христианских церквях. «Black Messiah» — это плод продолжительного изгнания демонов, незримое напоминание о традициях, в которых Ди Энджело вырос.

В черном естестве «Black Messiah», впрочем, есть еще одна вещь, которая не позволяет этому альбому остаться лишь музыкой глубоко афроцентричной, — это его чистая, безусловная грандиозность. Выпустивший и без того уже две великих пластинки Ди Энджело, борясь со своими демонами, записал свою самую лучшую — и самую понятную. Не надо быть черным, чтобы понять ювелирную непосредственную сложность этой музыки и ощутить вневремнность ее звучания; не нужно быть баптистом или пятидесятником, чтобы услышать в «Really Love» и «Betray My Heart» вещи, универсальные для всех; необязательно знать о Мартине Брауне или Эрике Гарнере, чтобы почувствовать праведную злость в «The Charade». Ди Энджело часто называют зачинателем нео-соула — и в его музыке правда есть душа, и душа большая, чем во многих других пластинках и этого года, и многих других лет. В конце концов, гордость, память, борьба и любовь — точно так же понятные на любом уровне всем вещи. Те вещи, о которых не нужно забывать. Гордитесь собой. Помните о своих традициях. Боритесь за свои права. Любите ближнего, как самого себя. Эти истины никогда не мешает проговаривать, особенно сейчас, — и тем более проговорить так красиво и так сильно.

Ошибка в тексте
Отправить