перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Контекст

Что хранится в диджейских чемоданчиках

«Волна» решила выяснить, что же носят с собой диджеи в своих чемоданчиках, — берут ли они до сих пор пластинки, какими пользуются программами и что вообще им требуется во время диджейского сета.

Андрей Ли

диджей, участник группы Stoned Boys

«Несколько лет назад мой друг Филипп Задорожный очень хотел стать диджеем. Он так сильно хотел им стать, что сходу купил пару вертушек Technics SL-1210 MK2, скретчерский микшер Ecler и систему Serato. За месяц «чирпанья» и микширования The Dillinger Escape Plan c cLOUDDEAD Филипп наигрался, и аппаратура стала пылиться без дела. Я подсуетился и попросил весь сетап «поиграть месяц». Прошли годы, Филипп стал предметным фотографом, а я — диджеем.

С тех пор мой диджейский сетап никак не поменялся. У меня те самые вертаки Technics и Serato — такая коробочка вроде звуковой карты, компьютерный софт и таймкоды. Эта система позволяет использовать настоящие приводы (винил или CD) в качестве контроллеров. Просто вся музыка для сета хранится не на пластинках, а в компьютере, с которого в виде mp3- или wav-файлов, отправляется прямиком на таймкоды, крутящиеся на вертушках. Компания Rane создала этот продукт, наверное, для того, чтобы позаботиться о спинах диджеев, которые привыкли возить тонны пластинок на своих горбах. Теперь достаточно одного рюкзака с компьютером и коробочкой Serato.

Помимо основной функции проигрывания треков сератовский софт Scratch Live позволяет из диджей-сета делать практически лайв: программа оснащена встроенным семплером, эффектами, есть возможность ставить метки и делать лупы. Но для меня все эти приблуды — темный лес, в который мне совсем не хочется заходить. Базисные функции — это кайф!

Сеты с винила я пока что не играю, пластинок в моей коллекции маловато, и они слишком разные по музыке. 

Год назад мы Сашей Розетом (диджей, музыкант и организатор московских вечеринок «Discipline». — Прим.ред.) начали играть как диджейский дуэт и для этих сетов мне приходится переключаться на CD. Саша не дружит с цифровым диджеингом, ему проще с пластинок и с дисков. Теперь перед каждым нашим сетом я вынужден потратить несколько часов на запись болванок, но так даже интереснее: выбор треков становится более тщательным и продуманными. Еще один плюс потраченного на запись CD времени — если на моем сете кто-нибудь в танце прольет свой «Лонг-Айленд» на мой лэптоп, сет не закончится!»

Grishin

диджей, также известный как Shiny Boots, выступает в основном на «Стрелке» и в «Солянке»

«Сердцем любой саунд-системы в клубе является диджейский пульт. Качество суммирования, предусиления и эквализации сигналов — это основа хорошего клубного саунда. Я не нуждаюсь в сверхточных фейдерах, и кроссфейдерах на пульте, так как я не тернтейблист и не занимаюсь скретчингом. Я люблю свои пластинки и на первое место ставлю селекцию и высокое качество воспроизведения. Именно поэтому я использую компактный роторный пульт DJR400 французского производителя E&S. Его небольшие размеры, легкий вес и наличие великолепного трехполосного изолятора делают его даже наиболее привлекательным, чем роторные легенды Urei, Bozak и их всевозможные современные клоны. DJR400 не имеет на своем борту каких-либо цифровых блоков эффектов, поэтому в качестве дополнительного эффекта я использую педаль Boss RE-20 — современный компактный аналог знаменитой Roland Space Echo RE-201.

Для полной комплектации виниловых проигрывателей я также беру с собой две пары картриджей: Ortofon Gold и Shure Whitelabel. Вторые я использую в случае, если саунд-система в клубе звучит слишком звонко или если Ortofon Gold сломались. Вообще, я прошел целый путь, изучая на практике, какие же картриджи лучше для моих диджей-сетов. Я испробовал большинство современных и уже давно снятых с производства профессиональных игл от Shure, Ortofon, Vestax, Stanton, Audio-Technica, Taruya, Grado, Nagaoka и в итоге пришел к тому, что главным критерием в выборе профессиональных игл является удобство их использования и минимальный износ твоих пластинок. Например, как бы классно не звучали Audio-Technica ATP-2XN или хорошо согласованная Grado DJ200i, их свойство соскакивать с дорожки при бэк-кьюинге может превратить диджей-сет в адскую мУку, а пластинки, что называется, «в мукУ».

Я предпочитаю Pioneer CDJ-2000 Nexus, для которого у меня в сумке всегда лежит специальная флешка с последней прошивкой. В своей референсной инсталляции я подключаю каждый CDJ-2000 Nexus через внешний ЦАП (цифроаналоговый преобразователь) Audio Alchemy DDE v 3.0. Несмотря на то что этим ЦАПам почти по 20 лет, звучат они гораздо интересней, чем встроенные в CDJ современные микросхемки. Для подключения я использую провода Canare или Mogami».

Unbalance 

диджей, выступает в основном в Gipsy и Monasterio

«У меня все просто — профессиональная сумка для диджея, наушники, USB-карта на 64 Гб для хранения моей дискографии в цифровом виде, винил, беруши для нахождения в пространстве клуба без риска получить травму для слуха (использую редко, только на громких площадках, где некуда спрятаться от звука).

Для винила у меня отдельная сумка, но бывает, если я беру немного материала, то использую основную сумку для гастролей, там достаточно места.

Наушники окончательно для себя я выбрал путем проб и ошибок; мои первые дешевые диджейские Sennheiser сломались в течение пары месяцев. После был долгий период игры с наушниками Sony MDR-V700DJ, которые до сих пор лежат у меня как запасные, надежные и качественные, но были тяжеловаты для меня, и я понял, что нужно что-то полегче при том же уровне звукоизоляции, — остановился на классических диджейских Sennheiser HD 25-C II, они меня устраивают по всем параметрам.

Я совмещаю игру на виниле с USB-носителем. Свой выбор я остановил на SanDisk Extreme, исходя из характеристик по скорости чтения/записи и приемлемой цены, была на 32 Гб и, в принципе, я был всем доволен, пока на гастролях в Питере кто-то из танцпола не достал ее прямо из CD-проигрывателя, пока я отдыхал после сета. Пришлось купить такую же, только 64 Гб, и теперь стараюсь быть внимательнее.

От дисков, как и большинство диджеев, я отказался пару лет назад в пользу USB-носителей, чтобы не таскать тяжеленную папку с дисками и предоставить вакантное место в сумке пластинкам.

Помимо диджеинга я играю лайвы; мой мини-сетап состоит из контроллера AKAI APC40, драм-машины Korg Volca Beats и лэптопа».

Tim Aminov

 диджей, участник проекта Aanbreken

«Уже достаточно долгое время в музыкальном продакшене я использую Logic 9 как платформу для написания музыки. Logic 9  крут тем, что в нем есть достаточно качественная динамическая и частотная обработка: компрессоры и эквалайзеры, хорошая импульсная реверберация и интересные дилэи, плюс в самой программе есть плагины AU-синтезаторов также очень достойного уровня. Вообще, вся программа имеет интуитивный дизайн и возможность подстраивать интерфейс под себя. Сейчас вышел уже Logic 10, но, почитав отзывы, я остался пока в предыдущей версии.

Последние три года я практически не пользуюсь виртуальными синтезаторами. Все треки я пишу на аналоговых инструментах. В лайвах я использую Ableton Live 9. Программа хороша для живых выступлений. В отличие от Logic 9, Ableton имеет два вида секвенции: горизонтальную (обычную) и вертикальную (для живых выступлений). Особенность этой программы в том, что все лупы в вертикальном секвенсоре запускаются в ритм с той доли, на которую запрограммирован луп. Вообще, Ableton — очень гибкая программа, которая подходит для разных экспериментов и перформансов. Это программа также подходит для продюсирования музыки, но для этого нужно докупать плагины обработки и виртуальные инструменты, так как оригинальные плагины посредственного качества. Для диджей-сетов я использую классический виниловый набор».

Nikita Zabelin

диджей, резидент Monasterio

«Начал я карьеру, сводя виниловые пластинки и только их. Это было лет десять назад. Далее в ход пошли диски и появились первые треки, которые я написал сам. Я купил диджейский эффектор Pioneer, но развлекался с этим недолго — к тому моменту на рынке появился первый доступный таймкод — M-Audio Torq. Единственная альтернатива Final Scratch и в три раза дешевле. У меня был ноутбук Acer и «имитатор винила» (как я его называл) Torq. Вся эта система работала крайне ненадежно. Я даже купил шумоподавители фирмы Mystery для автозвука, такие большие батарейки с «тюльпанами». На каждый провод по одной, в итоге все это свисало гроздями с диджейского стола и выглядело глупо. 

Музыку я писал на тот момент в программе Fruity Loops. Как-то мне довелось совершить путешествие из Страсбурга в Ниццу на сидячем поезде, где у меня украли тот самый ноутбук Acer. С того момента у меня появился черный макбук и установленный на него Ableton Live как вынужденная мера, потому что FL Studio для Mac OS X до сих пор не разработан. К тому моменту я уже активно изучал лайвы и был готов к покупке контроллера. Не удивительно, что мой выбор остановился на легендарном Evolution UC-33.  К тому же моменту сводить пластинки мне показалось очень скучным — технически мне это удавалось легко, и я решил сводить в программе. Вокруг этого поднялись споры: диджей должен делать все руками и на слух. Передо мной же стояла другая задача. Я обрел достаточно знаний для работы в Ableton и начал создавать многоканальные проекты со сложными конструкциями из аудиодорожек виртуальных эффектов синтезаторов. В итоге, освободив свои руки от Pitch, я задействовал их в работе с ручками контроллера UC-33. Тогда же я купил Kaoss Pad и Alesis Air FX. Как элемент шоу Alesis работал на сто процентов. Этот эффектор заводился от нависающей над ним руки. Можно было управлять им по XYZ. Публика приходила в восторг от этой «магии». Вскоре я поменял его на электрогитару и очень этому рад. Как новичок в любом деле я выжимал все, что мог, из программы Ableton и своих возможностей. В течение нескольких лет я практиковал такой способ игры, и в итоге мой виртуальный сетап свелся ко все тем же двум дорожкам и уникальным авторским наборам эффектов. Финалом этой истории стал Monasterio. До этого клуба я не слышал такого звука и на нем не играл. Как-то Саша Unbalance заметил, что мой сетап звучит плоско в сравнении с CDJ. И действительно — очень большая разница, которая раньше не была особенно заметна и была сносной. В итоге своего диджейского пути я вернулся к корням, собираю пластинки и покупаю музыку на всем известных интернет-ресурсах в высоком качестве. Вернулся к формуле, определяющей мое жизненное кредо: содержание важнее формы».

Maiden Obey

музыкальный техно-дуэт, диджеи Даша Уточка и Настя Пилепчук

«У нас есть два пенала с дисками. Большой пенал я подарила Насте (участницы проекта Maiden Obey: Настя Пилепчук и Даша Уточка. — Прим. ред.) на позапрошлый день рождения, заказала на профессиональном сайте и даже не предполагала, что он такой огромный. В итоге мы его никуда с собой не таскаем, там лежит гора дисков, которые мы редко сейчас используем. Половина из них еще и залита алкоголем; как-то раз мы умудрились залить просто все диски, которые у нас были. Второй пенал с дисками у меня еще со школы, он не такой модный, но достаточно компактный, чтоб брать на вечеринки. Одно время мы вообще таскали диски в пакете. Приезжаем в какой-нибудь город, оставляем все ненужное в номере, а с собой берем только маленький дурацкий пакетик с дисками и масками. Люди часто смеялись над нашей диджейской сумкой.

Важной частью нашего шоу являются маски. Например, маски в виде черепов. Это маски, сделанные из медной проволоки. Недавно мы ездили играть в Питер в очень своеобразный бар под названием «Ключ» и взяли их с собой. Описание места можно начать с того, что никто из моих знакомых в Питере о нем не знал до нашей вечеринки. Это так называемый IT-бар, то есть бар для программистов или, как они сами себя называют, гиков. Представляет из себя небольшой подвал с двумя залами: в первом на потолке изображено что-то вроде матрицы, во втором из каких-то частей механизмов и микросхем за диджейской стоит большая надпись «Geek», в туалете во всю стену портрет улыбающегося Билла Гейтса. И там действительно тусовались соответствующие люди. Мне кажется, можно целый сериал снять про такой бар, как «Теория большого взрыва» или «Силиконовая долина». 

Кроме масок мы еще наряжаемся в костюмы. У нас есть костюмы монашек — это наши самые любимые наряды. Они выглядят максимально отстраненно, футуристично, загадочно. По замыслу это костюмы монашек, которые как бы сделаны из жидкого металла. Еще в них есть нотки фетишизма и заигрывание с темой религии. Также у нас еще есть костюмы ку-клукс-клана. Изначально эти костюмы миленьких куклуксклановцев были сделаны для выступления в баре «Мишка» в Питере, но оказались слишком неудобны для танцев, поэтому мы почти сразу сняли верхнюю часть, когда играли в них. Потом мы решили сделать новогоднюю открытку для наших поклонников на фоне елочки. В итоге наш замысел вылился в целую бредовую фотосессию, где мы сидим в этих костюмах с мамой и братом Насти за новогодним столом, накладываем себе салатики и весело болтаем. Но в итоге мы выложили только открытку, даже не знаю почему».

Saburov

диджей, один из владельцев лейбла Hyperboloid Records

«Для моего первого сета мне подсунули такие убитые вертушки CDJ с залитыми чем-то липким питч-фейдерами и нерабочей кнопкой Cue — и с тех пор я вообще ничего не боюсь, могу выступить хоть с одного CDJ любой модели. Конечно, я предпочитаю, как и всякий нормальный человек, чтобы все оборудование работало. Много лет предпочитал винил любому другому формату, таскал по 60 пластинок в лопающейся от объема сумке. Моя спина передает привет тем беззаботным годам. Затем все чаще стал диджеить еще не выпущенную музыку, она, разумеется, была только в цифровом виде, поэтому стал использовать и диски, и винилы. Я очень обрадовался, когда стандартом в CDJ стал слот для флешек. Поэтому теперь в клуб я вообще могу заявиться с пустыми руками и парой флешек в кармане. Самому немного смешно порой, а что поделать, XXI век! Поскольку я готов к почти любым условиям для выступлений, легко могу управиться и с Serato, и с Traktor. Любую консоль смогу освоить за минут 10–15, поэтому, если нет чего-то из райдера, возмущаюсь скорее из вредности. В моей сумке, когда я еду выступать в другой город, обычно лежит куча вещей тем не менее, и не всегда это имеет отношение непосредственно к выступлению.

Почти вся моя коллекция пластинок осталась в Тюмени, откуда я родом. Я постепенно ее перевожу в Москву, штук по 10–20 за поездку. Я всегда диджеил с винила с удовольствием, но в клубах это не всегда реализуемо в настоящее время. Постоянно что-то фонит, проигрыватели убитые, никто не знает, как их настраивать и обслуживать. К счастью, клубы, где профессионально относятся ко всей аппаратуре, все равно встречаются. Но в поездках чаще всего сталкиваешься с тем, что либо нет вертаков вообще, либо они какой-то странной модели, либо убитые, заземление вырвано, заводится все и так далее. В общем, диджеить на виниле — это стресс в большинстве мест, к сожалению. Поэтому я редко беру с собой много пластинок. Беру, конечно, наш релиз «Internetghetto», также всегда в сумке релиз OL на Capital Bass, одна из любимых пластинок у меня, остальное как получится. А еще у меня около 1000 пластинок с диско-музыкой, но в Москве никто про это не знает, и ни одного диско-сета я тут не сыграл.

Еще я использую на сетах автобус — виниловый проигрыватель. Я его захотел приобрести после того, как увидел клип DMX Krew — «You Can’t Hide Your Love», там как раз всю песню просто ездит автобус по пластинке. Но и песню, и видео я до сих пор очень люблю. Я его все время хотел подарить кому-нибудь, но потерял крышку-крепление для батарейки, и теперь как-то глупо такое дарить. Все равно его не брошу, потому что он хороший».

Ошибка в тексте
Отправить