перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Death Cab for Cutie, Fink, Орион Ригель Доммиссе, Herman Dune, Planningtorock и другие

Дайджест свежевышедших альбомов, которые имеет смысл послушать: от американского инди-бестселлера до православного хип-хопа из Костромы.

Death Cab for Cutie «Codes and Keys»

Я не очень люблю проводить параллели между личной жизнью и творческим развитием музыкантов, но здесь вывод (и не только мой, если начистоту) прямо-таки напрашивается: Бен Гиббард счастлив. Да и кто не был бы, состоя в браке с Зои Дешанель. Раньше ключевыми темами для Death Cab for Cutie были безответная любовь, разбитые сердца и меланхолия, на «Codes and Keys» всего этого нет и в помине, градус заметно сбавлен. Это касается не только текстов: есть ощущение, что и в студии Death Cab for Cutie не очень спешили и напрягались, были предоставлены сами себе, как большая группа, какой они последние годы и являются. Результаты — положительные: звук на «Codes and Keys» сделан просто идеально. Бен Гиббард явно взял что-то от The Postal Service — даже не электронные инструменты, которых здесь много, а некую общую чистоту и ясность звука. На «Codes and Keys» не хватает нерва и отчаяния предыдущих альбомов группы, все песни тут очень ровные и мягкие, по большей части не выделяющиеся (три песни, которые нам показали до выхода альбома, кажется, действительно лучшие), но это ни в коем случае не плохая музыка. Это большая и профессиональная работа, сделанная с талантом и фантазией. Стоят ли за ней сереьзные эмоции и переживания? Это вечный спор — должны ли за искусством стоять какие-то искренние чувства, и «Codes and Keys» — ровно тот случай, когда этот спор начинать по новой совершенно нет смысла. Г.П.

 

 

Fink «Perfect Darkness»

Тот факт, что человек с акустической гитарой и соответствующим ансамблем подписан на лейбл Ninja Tune, может удивлять — но не должен. Во-первых, потому что он выпускает там четвертый уже альбом. Во-вторых, потому что в таком положении дел есть своя логика. Финк, в принципе, играет привычную, проверенную и всегда приятную взрослую мужскую полуакустику — но его электронное и диджейское прошлое в ней определенно чувствуется: даже когда здесь вовсе нет бита, он присутствует как бы в роли фигуры умолчания; здесь какой-то упругий, как весенний воздух, звук; здесь всегда имеет место некий мягкий бархатный грув. Вообще, «Perfect Darkness» хорошо подходит термин «воздушная подушка» — причем с акцентом на обоих словах: и звучит все как-то так, и песни такие, что хочется в них уткнуться и зарыться. Только за счет этого музыка уже держит напряжение и не растекается соплями по бороде — а стоит еще и добавить, что Финк умеет сочинять мелодии, которые как родные, и петь как родной, ну и к тому же здесь совершенно замечательный финал про рассвет в Берлине. В  жанре «скупая мужская слеза» — чуть ли не лучший пока альбом 2011-го. А.Г.

 

 

Jason Anderson «Summer Style»

Джейсон Андерсон — чудесный малоизвестный (для любителей статистики: на last.fm Андерсона слышали всего 18 тысяч человек, это немного даже по меркам русской музыки) нью-йоркский сингер-сонграйтер. Главное для него занятие в жизни, кажется, играть концерты: на них он всегда выкладывается по полной, удивительно взаимодействует с залом, заставляя людей подпевать и выделывать всякие глупые вещи, например закрывать глаза и что-нибудь представлять. Послушайте, например, вот эту совершенно легальную и бесплатную запись одного из его концертов — ощущение, как будто находишься прямо в зале. Андерсон, кажется, очень альтруистичен: он часто дает благотворительные концерты, а каждый вторник бесплатно играет в бруклинском клубе Pete’s Candy Store (вроде бы это не настоящая кондитерская, но в настоящей Андерсон тоже смотрелся бы к месту). К чему все это? Дело в том, что Джейсон Андерсон — ровно тот случай, когда без личности музыканта не обойтись, она слишком просвечивает сквозь его творчество. На «Summer Style» звучит достаточно незамысловатая музыка: бодрые фолк-поп-роковые песни, рубленые аккорды, прыгающие барабаны, электроорган и фолковые гармонии (записан альбом, правда, очень хитро, но чтобы это понять, надо вслушиваться, а так — проще некуда). Но в свете всех обстоятельств альбом вырастает в очень мощное переживание: жизнелюбие Андерсона переполняет каждую песню, музыка дышит и пышет энергией. Плюс ко всему тут ощущается очень прямой посыл — такое ощущение, что песни обращены именно к тебе, как и бывает на хороших концертах. Джейсон Андерсон распространяет свой альбом через Bandcamp всего за пять долларов, на момент написания текста его альбом еще никто не успел выложить где-то еще; и это ровно тот случай, когда хочется, чтобы этого не происходило — чтобы был какой-то контакт, подобие прямого взаимодействия. Г.П.

 

 

Planningtorock «W»

Общественность знает эту девушку по участию в прошлогодней опере The Knife; еще она в прошлом году тихонько приезжала на «Стрелку» — я не пошел, теперь жалею. Вообще-то по первой профессии Джанин Рострон, которая и есть Planningtorock, — художница, специализирующаяся на перформансах, и музыка для нее изначально была побочным эффектом. По первой ее пластинке это чувствовалось, была в ней какая-то нарочитость — во второй ее нет совсем: наверняка визуальное воплощение только помогает этим песням расцвести, но и без него очень даже. The Knife тут как ассоциация в любом случае возникают, а скорее даже Fever Ray: это тоже такой полумистический электропоп, лаконичный с виду, но с очень богатой внутренней жизнью; и спетый на разные лады одним препарированным женским голосом, буквально — то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя. При этом у Рострон куда более богатый инструментарий: девушка академически образованная, она использует в собственных целях виолончель и саксофон, с умом и тщанием режет их партии на лоскуты и выстраивает песни, которые, по сути, являют собой нечто среднее между как раз таки электропопом скандинавского образца и почти что консерваторским минимализмом. Песни притом вполне разнообразные — где-то похоже на Fever Ray, а где-то и на «Воробьиную ораторию» Курехина, условно говоря. И во всех чувствуется какое-то спокойное визионерство: по фотографиям и клипам Planningtorock можно заключить, что все, что она делает, — про такие душевные мутации, про существование где-то на грани между сном и явью, ну вот и песни как будто бы про это. Короче, на черной майке написано «Yes», я вхожу в этот летний лес. А.Г.

 

 

Herman Dune «Strange Moosic»

Herman Dune — это европейский дуэт, реализовавший себя в Америке: два парижских товарища водят дружбу с фолковыми героями Джеффри Льюисом и Кимьей Доусон, свой новый альбом записали в Портленде, да и концертов больше всего играют именно в США. Музыку Herman Dune делают тоже совершенно американскую: до последнего времени они справедливо проходили по ведомству антифолка, а на «Strange Moosic» заиграли легкомысленный дорожный поп-рок, что-то в духе Тома Петти. Такое описание, впрочем, не должно отпугивать: песни у дуэта получаются очень классные, непошлые и красивые. Состав Herman Dune неоднократно менялся, но главными всегда оставались два друга с диковинными именами Дэвид-Ивар и Неман; они знакомы с самого детства, музыку играют вместе больше десяти лет — и «Strange Moosic» звучит как раз как результат долгих и ровных отношений. Это непринужденная, очень точно сделанная летняя музыка, правда, скорее подходящая для августа, тут есть такая светлая характерная печаль. Из описания может показаться, что таких групп — сотни, но Herman Dune выгодно выделяются: их, например, привечал покойный Джон Пил, на передаче которого дуэт успел побывать целых шесть раз. Ну а если и Джон Пил не убеждает, то посмотрите видео, где Джон Хэмм из Mad Men разъезжает на машине вместе с синим снежным человеком: такое тоже не каждая группа снимает. Г.П.

 

 

 

Seapony «Go with Me»

Группа Seapony по-хорошему напоминает несправедливо забытый дрим-поповый коллектив The Field Mice: те пользовались похожими творческими методами (минималистичная драм-машина, расплывчатые гитары, отстраненный женский голос) — и в лучший период за песни у них тоже отвечали двое влюбленных (основные люди в Seapony — молодой человек и его девушка). У The Field Mice в итоге все не очень хорошо закончилось (разошлись; причем молодой человек, Роберт Уроттен, долго не мог этого пережить — и посвящал все той же девушке песни уже в новой группе), Seapony же пока что выглядят очень хорошо: в их песнях нет конфликта, а только мечты и беззаботность. Seapony играют дрим- и тви-поп практически по учебнику, таких групп действительно миллион, большинство из них максимум достойны определения «милый» — но «Go with Me» необъяснимым образом захватывает. То ли потому что звук выстроен хорошо и аутентично, как в 1980-е, то ли потому что песни у Seapony получаются уж больно цепкие, то ли потому что эта музыка попросту не пытается быть чем-то большим, чем она есть, скромно занимает свое место — а это всегда располагает к себе. Факт тем не менее налицо: избавиться от «Go with Me» очень сложно, да и не хочется. Г.П.

 

 

Orion Rigel Dommisse «Chickens»

Девушка с прекрасным именем Орион Ригель Доммиссе, кажется, выросла: во всяком случае к игрушечной печали ее четырехлетней давности альбома «What I Want from You Is Sweet» добавились новые, совсем иного толка чувства. Музыка Орион теперь наполнена тайной и тревогой, как в иных детских сказках. «Chickens» все еще звучит игрушечно, это маленькая музыка — тихие гитары, клавиши, арфа, какие-то еще инструменты; но в голосе Орион Ригель появились какие-то колдовские нотки, песни стали похожи на заклинания. Это сложно объяснить, потому что звук вроде остался тем же — но вот послушайте хотя бы песню «Gun», про то, как певица со своей сестрой в детстве нашла пистолет. Если помните, был такой советский мультфильм «Калиф-аист» — я его в детстве очень боялся, особенно того, как там произносили заветное слово «мутабор». От «Chickens» похожие ощущения — и он так же необъяснимо притягивает. Г.П.

 

 

«Комба БАКХ» «50-й выпуск»

С момента предыдущего альбома и последнего упоминания группы «Комба БАКХ» на этих страницах прошло всего полгода — что по меркам данного коллектива, пожалуй, порядочный срок. Пятидесятый, юбилейный выпуск, кажется, действительно важен для самих музыкантов: он начинается с прекрасного вступления-поздравления. Для прочих это отличный повод убедиться, как сильно музыка «Комбы» изменилась, окрепла и выросла за последнее время, с тех пор, как группа была нами обнаружена. В первую очередь в смысле звука: выпуск, по-моему, звучит более уверенно и складно, чем все предыдущие работы группы, половину хронометража здесь занимают электронные инструменталы, и они собраны очень ловко; вещь под названием «Гигантский заяц» могла бы потягаться со всевозможной модной передовой электроникой. Если раньше от музыки «Комбы» было некое ощущение слепого эксперимента, самообучения через поиски (ну что, грубо говоря, они опытным путем выясняют, как лучше ручки крутить), то теперь у них явно есть знания и уверенность в себе. На «50-м выпуске» снова нет условных хитов, моментально захватывающих песен, как на некоторых прошлых записях, но все, что есть, сделано крайне добротно. Понятно, что темы и методы у «Комбы» практически не меняются — поют они снова о социальных проблемах, простых радостях (есть, например, замечательный номер про снег) и прописных истинах, но претензии предъявлять совершенно не хочется: это все совершенно не устаревает. Вообще, конечно, удивительная история: 50 альбомов на похожие темы, с похоже сделанной музыкой — и при этом никакого самоповтора и скуки, это до сих пор очень хорошая музыка. Послушать или купить альбом можно здесь. Г.П.

 

Ошибка в тексте
Отправить