перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Гид: Фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Архив

27 сентября — 19 октября

Программа ESCAPE «Аудиогид»
Московская экскурсия по музею
Фестиваль, ежегодно организуемый институтом Pro Arte, способен самые узконаправленные и оттого не слишком популярные музеи наводнять, что называется, непрофильной публикой. А еще умудряется регулярно сводить абсолютно разнородные (на первый взгляд) явления. Вот, например, Музей-квартира И.И.Бродского. К актуальному искусству музей обычно равнодушен, у них все больше вечера романсов. А вот — теперь тут московская группа ESCAPE, некогда решительно противопоставившая себя коммерческим галереям, коллегам-коллаборационистам и спекулятивному искусству — и, можно было бы сказать, добившаяся успеха, если б успеху они себя не противопоставили тоже. Тем не менее в копилке искейповцев есть премия «Черный квадрат» и участие в Венецианской биеннале. Полноценной выставки в Музее Бродского — иди и смотри — у ESCAPE не будет, не так-то они просты, чтобы выставки делать. Вместо этого они производят для музея специальный аудиогид, который сможет на входе получить любой желающий. С виду это должно выглядеть вполне привычно: избранные живописные работы отмечены номерами, соответствующий номер нужно набрать на пульте, а вот дальше… Вместо методичного жизнеописания художника и интерпретации произведения зритель услышит свободный разговор искейповцев, обсуждающих картину между собой. Что уж они там будут говорить, узнаем на месте, но такая псевдоэкскурсия в любом случае экспозицию оживит вернее, чем произнесенные шепотом (так уж здесь принято) комментарии смотрительниц.

Музей-квартира Исаака Бродского, 27 сентября — 27 октября

 

Программа ESCAPE «Колобок»
Трагический герой и равнодушная публика

Участие в фестивале программы ESCAPE аудиогидом не ограничивается. Для Музея хлеба они делают еще один проект. Не проект даже — целое психологическое исследование: здесь надо вспомнить, что участница программы Лиза Морозова — кандидат психологических наук, тема диссертации «Социально-психологическое исследование художественной провокативности». Провокативность в следующем: самым разнообразным людям искейповцы читали сказку «Колобок», а потом задавали вопросы, пытаясь акцентировать внимание слушателей на трагической судьбе Колобка и потенциально связанным с ней переживанием катарсиса, а все свои действия документировали при помощи видео. Результат: никто из слушателей катарсиса не пережил и особого трагизма в судьбе Колобка не заметил. На всякий случай рядом с видеоэкраном в музее поставят компьютер, чтобы каждый желающий мог оставить на сайте ESCAPE свой личный отзыв — в науке это называется апробация результатов, а в психотерапии — обратная связь.

Музей хлеба, 27 сентября — 19 октября

 

Владислав Ефимов «Для радио»
Художества несостоявшегося инженера
Москвич Владислав Ефимов прежде чем стать художником, окончил автомеханический институт. Отсюда, верно, его интерес к механике и к самым бытовым предметам — электрическим лампочкам, метрономам, кофемолкам и проч. Чего он с ними только не делает: фотографирует без причуд, словно для энциклопедии; снимает на видео, заставляя предметы двигаться, превращаться друг в друга или вообще не пойми во что; еще были у него реальные объекты — Ефимов приделывал кофемолкам птичьи крылья и заставлял лампочки исторгать из себя искры. И все это свое жанровое многообразие, за исключением разве видео, Ефимов намеревается продемонстрировать в Музее-квартире Кирова на примере одной-единственной вещи — радиоприемника. Будут две серии фотографий — одна с антикварными приемниками, другая с летающими по комнате, — и объект «Хор»: несколько приемников, которые дружно что-то напевают.

Музей-квартира Кирова, 26 сентября — 19 октября

 

Микки Смит «Volume»
Библиотечное дело как вымирающая профессия
Бакалавр искусств из Миннесоты Микки Смит как-то заметила, что сотрудникам крупных библиотек теперь все реже приходится делать подшивки периодических изданий: толстые тома в самодельных переплетах все чаще заменяются электронными версиями. Пока такие подшивки совсем не пропали, она поспешила их сфотографировать — без разбора, так что авторитетный экономический журнал Money соседствует с национальным медицинским журналом США Blood, а тот в свою очередь — с популярным и не особенно мыслевместительным Life.

Пушкинский дом, 27 сентября — 19 октября

 

Владимир Григ «Terra incognita»
Пещеры Петербурга
Из основных стихий земля, пожалуй, меньше всего востребована художниками. Ладно еще, когда ее пишут с большой буквы — Земля, — подразумевая разом весь шарик. Тут есть где разгуляться фантазии: Галактика, Космос… Ну а если слово земля сводится к понятию «почва»? А именно так землю понимают в Музее почвоведения, приземленные люди. Тут нужна фантазия прямо-таки особая. Вот как у Владимира Грига, например. До сих пор он все больше оперировал понятиями как раз галактического масштаба, обнаруживая и растравливая в себе мечты советских детей о космических полетах, инопланетянах и проч. Но и под ногами тоже что-то нашел. Его инсталляция представляет собой макет здания музея, под которым — большой стеклянный аквариум, превращенный в лайтбокс, с фотографиями огромных пещер со свисающими сталактитами и льющимся откуда-то сверху светом. Пещеры под Васильевским островом?! Инопланетяне — и те смущали меньше.

Музей почвоведения им. Докучаева, 27 сентября — 19 октября

 

Антон Хлабов «36/24/12»
Эталонное восприятие чего угодно
Истина, что в попугаях мы выше, чем в слонах, действует в любых измерениях, где только можно придумать эталон. Вот в коллекции Метрологического музея эталонов целая куча, от антикварных четвериков и саженей до вполне себе обычных литров и метров. Студент института Pro Arte Антон Хлабов вдохновился на создание собственных эталонов визуального. Оказалось, это несложно. Главное — чтобы сам эталон был под рукой: есть у тебя слон — меряешь слонами; есть ведро — ведрами. У Хлабова были три фотопленки — на 36, 24 и 12 кадров. В результате получились три серии фотографий: 36 эталонных выражений человеческого лица, 24 эталонные формы облаков и 12 эталонных видов волн. Будь это и вправду научный текст, тут следовало бы добавить — «по Хлабову».

Метрологический музей, 27 сентября — 19 октября

 

«Памяти Тимура Новикова»
Выставка к месту и ко времени
В последние годы жизни Тимур Петрович облюбовал одно местечко в Некрополе, скамейку у фонтана, где назначал встречи и общался с друзьями — так что по поводу 50-летия Тимура Петровича Музей городской скульптуры поставит здесь памятную скамью и откроет выставку. Не то чтобы это теперь какое-то особенно современное искусство, да и новый выставочный зал не то чтобы традиционный музей, но повод есть повод, и Pro Arte включил выставку в программу. Ученики, коллеги, друзья — стократно проверенный состав, виданный-перевиданный; никаких, разумеется, сюрпризов.

Выставочный зал Музея городской скульптуры, 27 сентября — 19 октября

 

Евгений Стрелков «Вокал кефали»
Нижегородские высокие технологии
Кроме основной программы у фестиваля есть и дополнительная, а в ней, кроме новоакадемиков, — выставка Евгения Стрелкова, медиахудожника из Нижнего Новгорода. Шесть лет назад Стрелков уже участвовал в фестивале: тогда он при помощи компьютера скрещивал портовые краны с берегов Волги и Рейна, превращая их в гигантское насекомое. На этот раз Стрелков сделал серию фотографий ялтинских рыбаков, ловящих на набережной кефаль. Силуэты отражались на мокром асфальте, благодаря чему напоминали звуковые осциллограммы; Стрелков обратился к программисту, и тот сделал специальную программу, позволившую перевести изображение в звук. Дополнительный стимул прийти именно в день открытия — танцевальный перформанс Анны Абалихиной, выпускницы роттердамской танцевальной академии, чей спектакль «Мухи» в 2005 году был номинирован на «Золотую маску».

Pro Arte, 27 сентября — 19 октября

 

Ошибка в тексте
Отправить