перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Герои

«Трава, бухло, хорошая музыка, девчонки»

Участники основополагающей группы тернтаблистов Beat Junkies, приезжающие с концертами в Россию, — о своем ремесле, Кендрике Ламаре, юности, трэпе и идеальной вечеринке

  • — Когда я был моложе, я твердо знал, что существуют четыре элемента хип-хопа (речитатив, диджеинг, граффити-культура и брейкданс. — Прим. ред.) и что одним из них является тернтаблизм. Сейчас я в этом больше не уверен. А вы?

Мелвин Бабу (DJ Babu): Для меня ничего с тех пор не изменилось. Все элементы хип-хоп культуры на месте, просто тебе нужно знать, где искать.

  • — Я что имею в виду: рэп с тех пор превратился в гигантский бизнес, в индустрию. И непохоже, что сегодня у него осталось хоть что-то общее с тернтаблизмом.

Бабу: Гигантский бизнес — это нормально. Но почему у нас вдруг знак равенства между бизнесом и культурой? Это две разные вещи, даже, наверное, прямо противоположные друг другу. В 80-х и 90-х многое было иначе, и тогда существование хип-хоп-культуры никто не ставил под сомнение. Это было славное время, и, прямо скажу, я счастлив, что мне удалось его застать.

DJ Shortkut: В 80-е скретчинг только зарождался — а в следующем десятилетии уже распространился по всему миру. Проблема только в том, что, по мере того как он развивался и совершенствовался, он становился все более и более непонятным для среднего слушателя. На самом деле без подготовки не всегда можно разобрать, что там диджей делает, в чем фокус. И поэтому мы снова откатились куда-то в андеграунд. Нам не повезло в том смысле, что с точки зрения рынка и обычной публики мы представляли не такой интерес, как рэперы.

  • — Однажды у KRS-One спросили, встретил ли он человека, преуспевшего во всех четырех элементах хип-хопа. И он ответил: «Пока еще нет». А вы встречали?

Бабу: Что-то не получается никого вспомнить.

DJ Shortkut: Да не обязательно, чтобы ты и граффити рисовал, и в микрофон читал. Важно осознавать, что все это существует, что все это зарождалось вместе; важно понимать, какой вклад это внесло в культуру… А так-то, конечно, лучше чем-то одним заняться и не распыляться.

  • — Сколько вам было лет, когда вы впервые попробовали скретчить?

Бабу: Девять. Я дорвался до проигрывателя родителей и попробовал сделать это с пластинкой Джейн Фонды для занятий аэробикой. Не могу сказать, что из этого вышло что-то хорошее.

DJ Shortkut: Я тоже начинал на проигрывателе родителей, мне было 11. А в двенадцать я уже купил свою первую пару (для диджеев, которые занимаются скретчингом, важно было приобретать винил парами, по 2 пластинки. — Прим. ред.).

Среди многочисленных заслуг диджея Бабу — выступление в финале мирового диджейского чемпионата в 1997-м году, в рамках которого он взял новые высоты в искусстве бит-джагглинга

  • — Кого бы назвали самым крутым тернтаблистом?

Бабу: Сложный вопрос. Я перечислю нескольких — это Кьюберт, это Миксмастер Майк (диджей, игравший с Beastie Boys. — Прим. ред.), это Крейз, Рок Райда, Мело-Ди, Шорткат, Ди-Стайлз, А-Трек. Я называю именно их, потому что все это инноваторы, в чем-то изменившие тернтаблизм.

  • — Почему тогда А-Трек — единственный из них всех, кто стал поп-звездой?

DJ Shortkut: Потому что в какой-то момент он решил, что быть только хип-хоп-артистом — это не для него. Он же вундеркинд, в 15 лет уже выиграл диджейский мировой чемпионат. Потом стал диджеем у Канье Уэста, который в тот момент только выпустил первый альбом. Постепенно собрал новую аудиторию, открыл лейбл Fool’s Gold, где выпускает, с одной стороны, клубную электронику, трэп, а с другой — отличные рэп-релизы вроде последних альбомов Дэнни Брауна и Run the Jewels. Ну и хит «Barbra Streisand» сделал свое дело.

Бабу: A-Trak в первую очередь — очень трудолюбивый парень, во вторую — очень талантливый, да еще и хорошо дружит с головой. Звездная болезнь — это не про него.

  • — Вы упомянули Дэнни Брауна. А как вам вообще нынешний хип-хоп?

Бабу: Нам по возрасту уже можно и пожаловаться. Но только на что жаловаться, все с ним нормально. Есть все, надо только знать, где искать. И есть возможность больше не слушать то, что медиа и большой бизнес пытаются пихать тебе в уши.

DJ Shortkut: Можно пожаловаться, что хорошие музыканты часто недополучают внимания по сравнению с мейнстримовыми рэперами. Но когда было по-другому? Ничего нового.

  • — Как относитесь к хайпу вокруг Кендрика Ламара?

Бабу: Я от него без ума и считаю, что все заслуженно.

DJ Shortkut: Отличный артист. К тому же его звук очень хорошо передает настроения нынешней молодежи. Ну не знаю насчет русской, а американской так точно передает. 

  • — А вот Дрейк, Маклемор какой-нибудь? Просто интересно, что вы, люди старой формации, обо всем этом думаете, слушаете ли вы это в обычной жизни и так далее.

Бабу: Вообще я все слушаю, это часть работы диджея. Я слушаю, что ставят на радио, слушаю музыку в интернете, слушаю промокопии, сам покупаю что-то. Хотя, сейчас, конечно, интернет начал замещать все остальное.

DJ Shortkut: Знаю этих ребят. Но для себя такое включать не стану. 

  • — И играть не станете? Ну вот, скажем, тот же трэп?

DJ Shortkut: Трэп для меня — просто один из стилей музыки, к которым я сейчас нормально настроен. Я ведь и много дип-хауса слушал, и другого хауса, такого, более душевного. Вообще, когда я выбираю, что играть, я смотрю, что за клуб, кто промоутер и какой вообще вайб у вечеринки. Классика хип-хопа всегда для меня предпочтительнее, но бывает и такое, что публике вообще по фигу, кто тут перед ними. Я тогда, скорее всего, включу им что-то мейнстримовое.

Beat Junkies — не столько группа, сколько группировка: и имена участников, и их количество может сильно меняться, но планка качества от этого совершенно не падает. В Москве и Петербурге сыграют двое участников коллектива — а вот, например, выступление вчетвером, состоявшееся в 1998-м

  • — Есть у вас рецепт идеальной вечеринки?

DJ Shortkut: Люди с сердцем и разумом, открытым любой музыке.

Бабу: Трава, бухло, хорошая музыка, девчонки.

  • — Вы немало видели и немало сделали, но, если вас попросить выбрать всего одно свое достижение в музыке, что бы вы назвали?

DJ Shortkut: Знаете, музыка вообще и диджеинг в частности всегда были непростым бизнесом. Так что мое самое большое достижение — это что я, будучи диджеем, обеспечил себя и прокормил семью. Неудач тоже было немало, но на них только и можно чему-то научиться.

  • — Есть такая версия, что Бабу, собственно, и придумал термин «тернтаблизм». Вы как считаете?

Бабу: Ну, во всяком случае, уже первые свои микстейпы я подписывал «Babu the Turntablist». Не помню, чтобы кто-то говорил так до меня.

Ошибка в тексте
Отправить