перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Как Джордж Клинтон повлиял на мировую музыку и как он себя чувствует сейчас

В эту субботу на Пикнике «Афиши» выступят Джордж Клинтон и Parliament/Funkadelic — главная группа в истории фанка, повлиявшая примерно на всю мировую музыку в диапазоне от хип-хопа до стадионного рока. «Афиша» объяснила, как именно Клинтон вдохновил самых разных музыкантов, — и задала самому 71-летнему патриарху несколько вопросов.

В эту субботу на Пикнике «Афиши» выступят Джордж Клинтон и Parliament/Funkadelic — главная группа в истории фанка, повлиявшая примерно на всю мировую музыку в диапазоне от хип-хопа до стадионного рока. «Афиша» объяснила, как именно Клинтон вдохновил самых разных музыкантов, — и задала самому 71-летнему патриарху несколько вопросов.

Текст и интервью: Олег Соболев

 

Клинтон был не первым про­пагандистом философии афро­футуризма (до него как мини­мум был Сан Ра) — но именно он оказал основное влияние на пионера рэпа. Бамбаатаа ­даже одевался в специальные замысловатые костюмы, призванные подчеркнуть его «черноту»

 

Поп и Клинтон все 70-е вместе жили в Детройте, дружили и устраивали странные акции — вроде газетного объявления о совместной свадьбе. Влияние фанка на музыку Игги тоже очевидно — как и то, что трансформации его амплуа в 80-х отчасти с Клинтоном связаны

 

Первооткрыватель даба на старости лет перекрасил бороду в розовый цвет, забросил продакшен и в основном болтает под музыку, сделанную для него другими людьми, — вести себя так придумал именно Клинтон

 

Бобби Гиллеспи со товарищи ­рекрутировали Клинтона для совместной работы над альбомом «Give Out But Don’t Give Up» — и заметно утяжелили свое звучание под его влиянием

 

Весь флер, красота, буйство и дикость живых выступлений Принса — прямиком из беско­нечных театрализованных турне Parliament и Funkadelic 1970-х

 

Друзья и коллеги A Tribe Called Quest испытали сильное влияние Parliament и Funkadelic: среднестатистический трек De La Soul немыслим без фирменных клинтоновских ­военизированных духовых

 

Во времена своего первого альбома лучшая группа альтернативного хип-хопа начала 90-х нещадно драла свой визуальный стиль у Бам­баатаа — а значит, и у Клинтона тоже

 

Продолжатели дела мирного философского хип-хопа еще и вовсю семплировали Клинтона — как вместе, так и по одиночке в сольных записях участников группы

 

Большие поклонники музыки и философии Перри не избежали влияния и его современника: песни Клинтона они или семплировали, или перерабатывали ­бессчетное количество раз

 

Во время записи лучшей регги-пластинки всех времен «Heart of the Congos» Перри и его протеже The Congos слушали только один альбом — «Maggot ­Brain» Funkadelic

 

Замечательный британский продюсер и звукорежиссер всю жизнь в работе ориентировался как раз на затуманенный даб Перри и потайной фанковый грув Клинтона 70-х

 

Самый лучший ­наследник Принса на своем главном альбоме «Voodoo» действовал прямо по заветам группы Funkadelic — комбинировал белую рок-музыку с черным сладострастным ­соулом

 

Одна из немногих хип-хоп-групп со своей собственной, хорошо осмысленной внутренней мифологией. Как известно, концептуализм в афроамериканскую музыку внедрил именно Клинтон

 

Главный на сегодняшний день продолжатель дела Принса и непростых R’n’B-звезд девяностых вроде того же Д’Анджело — живое свидетельство огромного влияния Клинтона на черную поп-музыку

 

Один из лучших продюсеров хип-хопа всегда ориентировался в первую очередь на Клинтона: «The Chronic», самый известный его альбом, наполовину состоит из мелодий Parliament, переигранных в студии заново

 

Космические корабли, ино­планетяне, галактические путешествия — вся мифология техно Хуана Аткинса словно взята из не написанного Клинтоном учебника

 

Клинтон не только спродюсировал их альбом «Freaky Styley», но и прожил в одном доме вместе с группой шесть месяцев, ­пока пластинка готовилась. ­Фирменный гитарный грув RHCP явно наследует записям Funkadelic

 

Одна из самых влиятельных групп в истории хип-хопа почерпнула у Клинтона идеи ­черного национализма, вдох­новленные научной фантасти­кой, характерные визуальные ­образы; да и гитарный рок на PE повлиял по той же модели

 

Обязанный своему прорыву все тому же Дре, Эминем чем дальше, тем больше проявлял страсть к песням про вечеринки и песням для вечеринок — в чем можно усмотреть прямое влияние клинтоновских вещей вроде «P-Funk»

 

Прямого музыкального влияния Клинтона не избежал и коллега Доктора Дре по N.W.A: почти на всех его сольных альбомах с легкостью обнаруживаются несколько песеннообразующих семплов из детройтского мастера фанка

 

Еще один бывший протеже Доктора Дре взял от Клинтона не только много музыкального материала: Снуп фактически примерил на себя образ Клинтона середины 80-х, времен альбома «Computer Games»

 

Самый заметный ­белый человек в исконном детройтском техно выше остальных музыкантов для себя всегда ставил именно Клинтона

 

Ныне покойный Джеймс Стинсон ­выстраивал свою мифологию не вокруг космоса, а вокруг океана — но соединял ее с музыкой ­абсолютно по-клинтоновски

 

Влияние Клинтона налицо: изобретатели мощного и мрачного лоу-фай-техно всегда подавали себя как хорошо организованную группировку с яркой политической позицией

 

По легенде, Том Морелло и начинавший тогда еще рэпер Зак де ла Роча нашли ­общий язык именно на почве общей любви к самым ранним, тяжелым и психо­делическим альбомам Funkadelic

 

Еще один из пио­неров политически ангажированного хип-хопа тоже за­действовал в своей музыке наследие Клинтона — удачнее многих

 

Вся экзальтированность и визуальная эстетика Айс-Ти берет начало в группе Parliament. Только ­рэпер еще больше помешан на сексе и оружии

 

Автор самой удачной перепевки Public Enemy в детстве ­заслушивался британскими реани­маторами ска The Specials — и как раз таки Parliament

 

Среди многочисленных источников вдохновения образа жизни и деятельности Wu-Tang Clan очень легко разглядеть и принципы, по которым существовала коммунальная община Клинтона семидесятых: взаимная музыкальная поддержка и общая визуальная эстетика

 

Икона хип-хопа Восточного побережья всегда старался окружить себя крайне способными людьми, с помощью которых формировал свое собственное музыкальное видение. Кто-то скажет, что это проявление таланта бизнесмена, а кто-то — что прямое влияние Клинтона

 

Как когда-то Клинтон, Уэст сейчас — самый непредсказуемый афроамериканец своей эпохи, который существует на собственной планете, но при этом делает музыку, продающуюся миллионными тиражами

 
 

В преддверии концерта Джорджа Клинтона на Пикнике «Афиша» позвонила ему по телефону.

— Каждый ваш концерт длится часа три. Как вам в вашем возрасте удается так долго держаться на сцене?

— Все очень просто: нужно находиться в правильном месте с правильными людьми. Когда я приезжал к вам в прошлый раз (Клинтон с Parliament/Funkadelic играли в клубе «Б1 Maximum» зимой 2008-го — Прим. ред.), я посмотрел Москву. Москва – это фанковое место. Мои музыканты лучше всех понимают фанк. Так что играть мне было нетрудно. А в этом году посмотрим, как пойдет. Я в помещении буду выступать?

— Нет, почему? Это опен-эйр.

— О черт. Мне говорили, что у вас в стране даже летом бывает холодно. Я не люблю холод.

— Но вы же из Детройта, там тоже нечасто бывает настоящая жара.

— Да, я из Детройта, города машин… Ты знаешь, что Motown тоже из Детройта? Эта фирма делала такие солнечные пластинки, когда вокруг были снег и ветер. Я у них научился противостоять холоду с помощью силы ритма. Я же начинал в Motown, парень.

— А как по-вашему, насколько вообще правдивы разговоры про то, что индустриальная атмосфера города повлияла на местных музыкантов? Изобретатели техно, MC5, вы, Игги Поп – вы все вдохновлялись звуками заводов?

— (Долгая пауза.) Ты сказал «Игги Поп»?

— Да.

— Игги — мой большой друг! Мы в семидесятых очень много времени проводили вместе. У него черная жена, он вообще всегда любил черных. Он никакой не мальчик из пригорода.

— Отлично. Так что насчет звука детройтских заводов?

— Да, индустриальный звук Детройта! Да-а, парень! Это, конечно, важное свойство этого города. И Funkadelic точнее всех передала звук заводов в музыке. (Долгая пауза.) Мой любимый альбом – «Free Your Mind… and Your Ass Will Follow».

 

Титульный номер альбома «Free Your Mind… and Your Ass Will Follow»

 
 

— Да, я тоже больше всего люблю именно эту вашу запись. Еще мне нравится «Osmium» Parliament, с которого ваша большая карьера и началась – госпельный такой, духоподъемный. Он очень отличается от всего, что вы делали позже. Расскажите про него.

— Хорошая пластинка! Но я уже ее лет двадцать не слышал. Давай я тебе лучше расскажу про последний свой альбом – «George Clinton and His Gangsters of Love». Это отличная запись, я там собрал своих хороших друзей. И музыканты у меня там сумасшедшие. Я с ними сейчас и играю.

— А с кем именно, кстати говоря?

— Это люди, которые знают, что такое фанк. Настоящий Parliament, настоящий Funkadelic. Без примесей. Слушай, мне тут кое-куда нужно идти – туда, куда старики обычно уходят надолго. Прости, может быть, перезвонишь мне потом? Хотя я буду занят… А лучше напиши менеджеру, в Москве встретимся с тобой и поговорим… «Osmium», ха! У тебя хороший вкус. Мне нравится. (Переходит на русский.) Спасибо! До свидания!

Джордж Клинтон и Parliament/Funkadelic закроют программу Summer Stage by Fresh Bar в эту субботу, 13 июля, на Пикнике «Афиши» в Коломенском. Начало концерта Клинтона и его группы — в 21.00. Всю информацию о площадках фестиваля можно почерпнуть на официальном сайте Пикника.
Ошибка в тексте
Отправить