перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

«Лосось тихоокеанский потрошеный», «Уроды под водой» и другой потаенный русский психодел

В регулярной рубрике о самых удивительных проявлениях потусторонней русской музыки — три весьма впечатляющих подпольных психоделических ансамбля, а также несколько не менее впечатляющих бонус-треков.

«Лосось тихоокеанский потрошеный»

None

После всего, что между нами было, можно предположить, что читатели «Записок из подполья» уже привыкли к причудливым именам фигурантов рубрики — но это прямолинейное название впечатляет даже видавших всякое. Достоинства новосибирского коллектива на этом не заканчиваются — играет «Лосось» тягучий бродяжий психодел, растущий разом из всех десятилетий и стран, с удовольствием плещущийся в разнообразных течениях. Такая сверкающая каша редко когда оказывается съедобной, но прелесть новосибирцев именно в ускользающей необязательности, плывущем из ниоткуда в никуда звуке, который то ли был, то ли будет, то ли вовсе померещился. В условиях всеобщего раскрепощения композиторских нравов на нехватку импровизационной музыки не пожалуешься, но такая попадается не каждый день: «Лососи» не маскируют, как это ныне принято, тотальное невладение инструментами спонтанностью характера и, напротив, не драпируются в академическую мантию. От спонтанных кухонных джемов музыканты медленно, но верно движутся к образованию локальной свободолюбивой коммуны — наверняка также не сильно выходящей за пределы кухонь, лесов, полей и случайных площадок, но в этом неуклонном движении тоже есть своя сила и гордость. Последний релиз объединения, быть может, чересчур концептуален (из кассетных записей, посвященных апокалипсису, вполне можно построить небольшое бомбоубежище), но все равно подкупает редким сочетанием небрежности пополам с ловкостью. Стартовавшее выпуском «Техногенности» самостийное издательство новосибирцев, по словам лидера проекта, не остановится только на собственных экзерсисах. Что, в общем, в очередной раз подтверждает правило, что тихий омут подлинного андеграунда не так-то просто обогнуть стороной. Что в примитивистском роке, что в шуме, что в иных проявлениях низинной музкультуры удивительным образом раз за разом срабатывает закон, не позволяющий даже слушателям долгое время оставаться в стороне — рано или поздно и они начинают играть, издавать свое или чужое, устраивать шабаши и так далее, вплоть до полного просветления. Берегите голову.

 

ознакомиться подробнее и послушать альбом «Техногенность»

 

Do I Like Gilgamesh

Молодой человек в смешном белом парике прыгает по залу под выведенную на полную громкость классическую музыку (кажется, это был Брамс). Попутно он выполняет акробатические трюки, размахивая пищащей детской игрушкой, и кричит что-то несусветное — разобрать тяжело. Так продолжается минут десять, затем все так же резко заканчивается. Собственно, этот очень выдержанный по форме, по продолжительности и по подаче перформанс и стал отправной точкой для знакомства с группой Do I Like Gilgamesh. Дальнейшее общение показало, что околошумовое дуракаваляние на самом деле не слишком свойственно коллективу, большей частью вдохновляющемуся далеко не Smell & Quim, а например дремучими финскими психофолкерами Hertta Lussu Ässä. Впрочем, еще чуть позже стало ясно, что полуэлектронные трень-брень на скандинавский манер приелись не только аудитории: недаром одна из позиций в дискографии DILG носит название «Исландия идет на х…». Подписавшись под этим оглушительным заявлением, музыканты отправились в куда более интересное путешествие — они отправились в коллективное советское прошлое, к произведениям Новеллы Матвеевой, Гена Шангина-Березовского, Ады Якушевой и других замечательных песенников, перекладывая их на странное лесное наречие, но сохраняя нетронутое временем очарование мелодий. Именно этой линии придерживается последняя работа DILG «Я приглашаю вас в леса», и, честно говоря, такая реконструкция радует куда больше любых самых ярких шумовых демонстраций. Наверное, потому, что разводить почвенничество можно только на своей земле — там, где корни.

 

ознакомиться подробнее

 

«Уроды под водой»

Уроды под водой

Самая глубокозалегающая группа из всей подборки, «Уроды под водой» будто бы не от этого мира вовсе. Пусть живьем выступают музыканты примерно в том же духе, что и Do I Like Gilgamesh, в записи они оставляют после себя удивительно веские и цельные вещи. Искаженная, но вместе с тем предельно благостная песня от женского лица умножается на мастерски сделанный видеоряд, при этом, как и полагается, без каких-либо комментариев и пояснений — в итоге получается, за неимением лучших сравнений, iamamiwhoami для поколения «Братьев шимпанзе», крышной психодел, бьющий по всем фронтам. Впечатления смешанные и волнующие — с одной стороны, наскоком не возьмешь, да и прослушать альбом «Милицейский юмор» целиком — задача для искушенных. С другой — и голос этот из головы не выкинешь, и следующие клипы ждешь с нетерпением. Магический дилетантизм высшей пробы.

 

 

ознакомиться подробнее (а здесь можно посмотреть больше видео)

 

Бонус-треки

«Скотобаза» — «Зло-310»

К слову о «Братьях шимпанзе» — после долгих мытарств удалось опознать будоражащую сознание песню, которой невозможно не поделиться. В интернете ее авторство зачастую приписывается именно владимирской группировке — однако оказалось, что настоящими сочинителями является группа «Скотобаза». И не та, что косвенно связана с пресловутыми «Братьями» (тут лучше оставить фигуру умолчания), а другая — из Петербурга. Что совсем уж интересно — действовавшая в те же годы и, как показывает прослушивание «Зла-310», в удивительном схожем по духу пространстве: домотканый минимал-синт, демонический вокал, извращенно сладкоголосые подпевки, жутковатый текст и берущая от всего вместе оторопь. Существование двух групп в одно время с такими названиями не менее забавно, чем то, что в вышеупомянутых Do I Like Gilgamesh оперирует полный тезка знатока и подвижника прогрессив-рока Льва Ганкина. Как показывает опыт, в случае с русским экстремальным подпольем именно смешное — первый оруженосец грандиозного. Впрочем, пример «Зла-310» исключительный; в остальном пути двух «Скотобаз» разошлись радикально — но эту песню в памяти сохранить стоит: к текущей ситуации она подходит как нельзя кстати.

 

 

«Его Меркурий танцует» — «Fields of Rape»

Еще один прекрасный взрыв из прошлого, найденный благодаря весьма продуктивному трекблогу «Не четкая музыка», к сожалению, не попавшему в наш недавний материал. Исходные данные скупы: Смоленск, друзья незаслуженно обойденных вниманием «С Коленями Как У Птицы» (хотя на фоне «Его Меркурий танцует» и «СККУП» покажутся поп-группой в тяжелой ротации), 2002 год, все. Не очень понятно, что именно сподвигло смоленчан записать альбом кавер-версий песен Дэвида Тибета, еще не получившего на тот момент статуса русского народного пенсионера-шизотерика, тем более что эта конкретная вещь — его более чем вольное переложение композиции Дугласа Пирса, с которым они некогда дружили. Но перед самой песней вкупе с говорящей разом обо всем задней стороной обложки все эти нюансы и вопросы отступают. Кто бы ни стоял за «Его Меркурий танцует» и где бы они ни были сейчас, именно им, а не секте местечковых почитателей World Serpent Distribution удалось вытащить наружу и умножить на русскую действительность щемящую патетику и природную беспомощность многомудрых британцев. Зримое доказательство тому, что даже в самом глухом подполье можно отыскать люк на этаж ниже.

 

 

Первый сборник от независимого магазина-издательства DIG!

И напоследок, новости чуть более зримой вселенной: московский виниловый магазин DIG!, контролируемый известными гаражными активистами Cavestompers!, ожидаемо обзавелся собственным лейблом — пока кассетным, но то ли еще будет. На первом же релизе собрались как виднейшие представители движения, так и персонажи менее очевидные: от «Да, смерть!», о которых вы уже могли читать на этих страницах, до Sonic Death, о которых вы не могли здесь не читать. Радостное событие тем более украшается следующим фактом: на этой неделе компания Sony представила новую линейку (!) аудиокассет — на этом пленочный ренессанс можно признать окончательно состоявшимся явлением.

 

Ошибка в тексте
Отправить