перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Darkside, Ви Ви Браун, Трентемеллер, Дик Валентайн и другие

«Афиша» разбирает семь самых интересных дисков недели: громких, тихих, долгожданных, появившихся из ниоткуда; в любом случае — заслуживающих внимания. В этом выпуске — новый альбом группы Николаса Жаара, удивительное преображение английской поп-певицы и другое.

Darkside «Psychic»

кто это Один из самых романтичных современных электронщиков Николас Жаар и мультиинструменталист Дейв Харрингтон. Любой, кто присутствовал на концертах Жаара (а он в Москве выступал не один раз), найдет звучание пластинки знакомым: Darkside вырос как раз из тех выступлений, на которых Дейв присутствовал в качестве концертного аккомпаниатора.

как звучит Больше всего напоминает великий альбом Talk Talk «The Color of Spring» 1986 года — когда в их музыке еще оставался ритм и дух синтипопа, но уже начались эксперименты с тишиной и пустотой. Так и тут: грув и синтезаторные спецэффекты Жаара в каждом треке аккуратно и неспешно пытаются найти общий язык с гитарой и басом Харрингтона, а когда находят — долго и красиво празднуют случившийся союз.

чем интересно «Psychic» целиком и полностью происходит от желания «сделать красиво» — в этом можно углядеть некоторую пошлость (в духе сборников «Romantic Collection») или даже неискренность, но не стоит. Действительно же красиво, иногда даже до безумия. И это не только техническая и техничная красота хорошо сыгранной профессиональной пары, но и другая, чуть ли не духовного толка. А пошлость если и присутствует, то такая, для которой давно пора придумать какой-нибудь новый, не такой негативный термин. Г.Б.

 

Почти статичное видео на первые 11 минут альбома «Psychic»

 

послушать альбом/купить в iTunes

 

 

V V Brown «Samson & Delilah»

кто это Английская дочь пуэрториканца и гражданки Ямайки, четыре года назад подававшая некоторые надежды и даже фигурировавшая в списке потенциальных новых звезд, которые ежегодно составляет «Афиша», — делала она тогда развлекательный эстрадный соул; в духе Эми Вайнхаус, но без излишних драм. Карьера у Ви Ви не задалась — первый альбом прошел ниже всех радаров, второй она в последний момент решила просто не выпускать, рассталась с большим лейблом, ушла в фэшн-индустрию, а теперь радикально преобразилась.

как звучит Удивительно, если знать биографические обстоятельства; убедительно, если их не знать: «Samson & Delilah» — это зычный и мифогенный женский электропоп, наследующий уже никакой не Вайнхаус, а скорее Бьорк и Кейт Буш. Из современных коллег Браун более всего напоминает Bat for Lashes — только она все-таки помрачнее и поэлектроннее, чем Наташа Хан. Величественная, глубокая и завораживающая запись — особенно, конечно, хорошо ее слушать, предварительно ознакомившись с тем, что девушка делала раньше (например, вот это).

чем интересно Самый впечатляющий пример творческой революции изнутри за последнее время — да и просто одна из самых сильных женских поп-записей в этом году. А.Г.

 

«Samson»

 

купить в iTunes 

 

 

 

Melt-Banana «Fetch»

кто это Буйная и веселая японская группа, играющая безбашенный, но толковый скоростной нойз-рок, в котором примерно поровну от грайндкора и японской поп-музыки. «Fetch» — их первый альбом за шесть лет. Melt-Banana играют еще с начала девяностых, но, как ни удивительно, запала не лишились — альбом звучит почти как в первый раз. Что примечательно, в Америке, которой Melt-Banana представили Стив Альбини и Джим О’Рурк, группу любят больше, чем на родине.

как звучит Исключительно безумно, весело и искусно. Двенадцать коротких (больше половины не длятся и двух минут), броских композиций с поп-структурой, гитарами, то и дело звучащими как лазер («пиу-пиу») или сирена («виу-виу»), и эксцентричным пением вокалистки Ясуко Онуки. В общем, это та же порывистая, абразивная и изобретательная музыка, что Melt-Banana играли и шесть, и двадцать лет назад — но по крайней мере она не стала хуже. У группы отлично выходит балансировать между поп-музыкой и условным авангардом — это по-своему цепкие и запоминающиеся песни, при этом исключительно умные и разнообразные, в каждой присутствует новая мысль. При всей хаотичности и альбома, и отдельных с него номеров, все имеет предельно ясную структуру. Недаром Melt-Banana пользуются уважением среди авангардной тусовки и играли, например, с Джоном Зорном и Merzbow.

чем интересно Определенно, одна из лучших нойз-роковых записей года. «Fetch» стоит послушать хотя бы потому, что у Melt-Banana толком не осталось конкурентов — такую музыку сейчас никто не играет. Г.П.

 

«The Hive»

 

купить в iTunes

 

 

Trentemøller «Lost»

кто это Датчанин Андерс Трентемеллер, заметный человек сразу в нескольких жанрах танцевальной электроники — будь то прогрессив-хаус или минимал-техно. Регулярно играет в Москве для больших танцполов.

как звучит Совершенно не как альбом человека, регулярно играющего в Москве для больших танцполов: «Lost» начинается с красивой и трогательной медленной вещи, где солируют люди из группы Low, и продолжается красивой и трогательной медленной вещью, где солирует фолк-певица Яна Хантер; электроника тут — просто среда обитания песен; четкий ритм, конечно, время от времени возникает, но уж точно не является главным героем. Чего тут только нет: и космический краут, и плясовые боевики с ориентальным отливом, и целая россыпь бенефисов вокалистов от Джонни Пирса из The Drums до Кадзу Макино из Blonde Redhead. Трентемеллер умеет быть и безукоризненно нежным, и от мяса бешеным — при всем при том «Lost» вполне себе складывается в цельный эпос о красоте и потерянности.

чем интересно «Lost» наверняка будет стоять в магазинах на полке с техно, но это исключительно следствие инерции; вообще-то Трентемеллер сделал отменную песенную пластинку. А.Г.

 

«Come Undone» (feat. Kazu Makino)

 

купить в iTunes 

 

 

Dick Valentine «Halloween Fingers»

кто это Сложно поверить, что Тайлеру Спенсеру, неугомонному лидеру Electric Six, уже пятый десяток — но на «Halloween Fingers» он звучит, как и полагается неунывающему человеку его возраста, едко, чудаковато, скабрезно, непредсказуемо и совершенно наплевательски по отношению к тому, чего ждут от соавтора «Fire», лучшего альбома для нетрезвых танцев.

как звучит Конфабуляторная мелодраматическая песня под акустическую гитару — идеальное выступление в жанре «настало время … историй»: Спенсер мелет чушь с серьезным видом и ехидно шутит там, где принято выдерживать паузу. Одно прекраснее другого: «Я хочу съесть чужака», «Одолжи патрон, чтобы я застрелил тебя», «Ты возвращаешься вновь и вновь, как Владимир Путин», «С каким звуком мрут канадцы?» — и все со зверской гримасой ярмарочного кантри-певца. На слух это порой неотличимо от каких-нибудь сентиментальных покорителей девичьих сердец из глубинки, но разница между Диком Валентайном и собирательным Конором Оберстом примерно такая же, как между группой Transplants и группой Amateur Transplants — то есть фундаментальная.

чем интересно Увы, по сравнению с безупречным прошлогодним сольным дебютом Тайлера «Destroy the Children» песни на «Halloween Fingers» стали длиннее, а аранжировки богаче, что несколько отвлекает от прямого посыла горячечной акустики Валентайна; однако Спенсер даже в таком неизбывно заунывном жанре умудряется делать музыку совсем не занудную — тем и дорог. Ф.С. 

 

«Omaha Steaks»

 

купить в iTunes 

 

 

Machinedrum «Vapor City»

кто это Американец Трэвис Стюарт, два года назад легализовавший жанр джук для более-менее широкой публики альбомом «Room(s)». Также участвовал в относительно нашумевшем дуэте Sepalcure, подвизавшемся в близком жанре. За 12 лет карьеры (первый альбом Machinedrum вышел, когда Стюарту было 19) успел засветиться сразу на нескольких ключевых для электронной музыки лейблах: Planet Mu, Hotflush и вот теперь — Ninja Tune.

как звучит На «Room(s)» Стюарт ввел джук в широкий оборот; на «Vapor City» он превращает эту музыку в большое искусство не столько для ног, сколько для души. Все основные признаки жанра тут присутствуют: захлебывающиеся ритмы, учащенная перкуссия, немилосердно зацикленные обрывки чужих голосов и так далее — однако все это погружено в знакомую каждому обитателю большого города урбанистическую меланхолию: эта музыка дергается не потому, что хочется танцевать, а потому, что нервно. Крайне высокохудожественно дергается.

чем интересно Функция Machinedrum для джука примерно такая же, какой была функция Burial для дабстепа; так вот «Vapor City» — это, если угодно, «Untrue» Стюарта. Очень похоже на лучший электронный альбом года. А.Г.

 

«Center Your Love»

 

купить в iTunes 

 

 

 

John Wizards «John Wizards»

кто это Молодой южноафриканский коллектив о шести головах, сходу подписанный статусным лейблом Planet Mu, который хоть и выпускает злободневную электронику самого разного пошиба, все равно не самая очевидная колыбель для экзотичной и эклектичной музыки John Wizards.

как звучит Яркая и многогранная смесь из южноафриканского хауса, даба и хайлайфа в современном разрезе, шангаанского электро («Limpop» — чистейший образец стиля), опаленного жгучим солнцем R’n’B, акустического фолка и бледнолицего инди-попа бруклинского разлива; попытки расставить два-три тега под этим альбомом обречены на провал — проще окрестить музыку JW панафриканской поп-музыкой цифровой эпохи. Панафриканской — потому что, несмотря на кейптаунскую прописку, John Wizards впитали в себя ворох влияний из сопредельных и не очень территорий: вокалист группы Эммануэль Нзарамба, например, родом из Руанды, а ее главный музыкальный затейник и движущая сила, Джон Уитерс, успел пожить в Мозамбике и Танзании и впитать в себя популярную музыку тех краев. Нельзя не заметить также влияние (пусть и очень фрагментарное) британской урбанистической электроники, по-прежнему имеющей неослабевающее влияние на умы электронных продюсеров по всему миру.

чем интересно «John Wizards» — это, конечно, очень открыточный вид на музыку континента, но вид, стоит признать, очень цветистый, и рассматривать его, любоваться им — занятие увлекательное и небесполезное; музыка эта, несомненно, в первую очередь на экспорт, но сделана она ярко и с большой любовью. Очень многообещающий дебют, который, хочется верить, не останется без продолжения. Т.В.

 

«Lusaka By Night»

 

послушать отрывки на сайте лейбла/купить в iTunes

Ошибка в тексте
Отправить