перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Sigur Rós, Austra, Ван Дайк Паркс, Джеймс Холден и другие

«Афиша» разбирает семь самых интересных дисков недели: громких, тихих, долгожданных, появившихся из ниоткуда; в любом случае — заслуживающих внимания. В этом выпуске — исландские построковые титаны, патриарх пасторальной психоделии, электронный джаз по мотивам языческих ритуалов, полумистический жен

Sigur Rós «Kveikur»

кто это Одна из самых больших новых групп 2000-х, игравшая величественный и магический построк не столько про апокалипсис, сколько про рождение трагедии из духа музыки, певшая на выдуманном ангельском языке и повлиявшая на массу достойных людей, включая, например, Radiohead. В последние годы Sigur Rós несколько потряхивало — они то неожиданно проникались влиянием Animal Collective, то пытались заигрывать с электроникой (и то и другое выходило не слишком успешно). Перед записью «Kveikur» из группы еще и ушел клавишник, игравший с Sigur Rós в течение 15 лет.

как звучит Исландцы снова используют проверенные приемы: торжественные гитарные перегрузы, электрические имитации громов и молний, небесный фальцет, драматические шорохи и позвякивания, общая атмосфера перманентного катарсиса. В голову неизбежно приходит неизбежный анекдот про неправильные елочные игрушки: сердце при прослушивании «Kveikur» не то чтобы совсем не екает, но делает это скорее по старой памяти. В принципе, понятно почему: Sigur Rós были всегда в большей степени очень талантливыми саунд-дизайнерами, чем собственно сочинителями песен, — но любые дизайнерские приемы, будучи повторенными многократно, превращаются в торговую марку, обливаться слезами над которой немного странно. В общем, ангел устал.

чем интересно Sigur Rós при этом все равно остаются значительной группой — что доказывается хотя бы тем, что довольно многочисленных их поклонников «Kveikur» более чем удовлетворит: ими самими же придуманные условные рефлексы группа тут запускает убедительно и веско. А.Г.

пример

 

«Ísjaki»

 

слушать на «Яндекс.Музыке» / купить в iTunes

 

 

Austra «Olympia»

кто это Канадская девушка латышского происхождения Кэти Стелманис и ее группа. В детстве Стелманис обучалась классической музыке, пела в хоре и собиралась стать композитором, но в итоге увлеклась панком и электроникой, собрала группу под названием Galaxy со своей девушкой, ну и так далее.

как звучит Как и предыдущий альбом Austra, «Feel It Break»: изысканный геометричный арт-поп, к которому смело можно применить слово «готический» и которым правит неземной голос Стелманис. Из деликатного бита и каких-то особенно простых клавишных звуков собираются песни причудливой красоты. Отличия, впрочем, тоже имеются. С одной стороны, из трио группа разрослась до шести человек, отчего в музыке стало еще больше нюансов. С другой, «Olympia» — более интимная пластинка; несмотря на секстет, кажется, что ее с легкостью может исполнить один человек с синтезатором, да и интимности тут больше, чем прежде (самая показательная в этом смысле «Home», тревожная и эффективная песня о разлуке). Пожалуй, единственное, в чем «Olympia» проигрывает «Feel It Break», — тут нет таких же моментально действующих песен, как «Lose It» или «The Beat and the Pulse».

чем интересно Тем же, чем и прежде: утонченными мелодиями, ни с чем не сравнимым духом и пульсом, ну и голосом, голосом. Г.П.

пример

 

«We Become»

 

купить в iTunes

 

 

Van Dyke Parks «Songs Cycled»

кто это Аккуратный седой джентльмен в очках, которому в этом году исполнилось семьдесят. Ван Дайк Паркс прежде всего известен как композитор, песнописец, продюсер и аранжировщик, работавший с массой артистов от The Beach Boys до Джоанны Ньюсом, однако его сольные записи 60-х и 70-х заслуживают не меньшего внимания. «Songs Cycled» — первый одиночный альбом Паркса за последние двадцать четыре года.

как звучит В целом как старый добрый Ван Дайк Паркс: название последнего (вполне возможно, учитывая темпы артиста, последнего во всех смыслах) альбома недаром перекликается с блистательным дебютом 1968 года «Song Cycle» — это тот же вальяжный и размеренный барочный поп с оркестром, умело использующий массу экзотических и не очень инструментов и патефонных жанров вроде калипсо, регтайма и блюграсса, те же отсылки к Бродвею и классической голливудской киномузыке (коей Паркс за долгую карьеру написал немало). Не хватает малости — той едва уловимой психоделической дымки, призрачного сумасбродства, что гнездилось в раннем творчестве музыканта; к сожалению, потеря фатальна — несмотря на всю добротность, «Songs Cycled» не захватывает, мелодии здесь за редким исключением блеклые, а обращение к покрытым патиной источникам выглядит не более чем ностальгией по солнечной юности, пусть и ужасно трогательной.

чем интересно Равных Ван Дайк Парксу фигур в американской, да и мировой поп-музыке можно буквально пересчитать по пальцам. Послушать эту пластинку стоит, хотя бы чтобы заинтересоваться недавно переизданными по случаю первыми тремя альбомами музыканта — совершенно безупречными. Т.В.

пример

 

«Money Is King»

 

послушать/купить в iTunes

 

 

James Holden «The Inheritors»

кто это Английский электронный музыкант, обучавшийся математике в Оксфорде, свой первый нашумевший трек написавший в 19 лет с помощью программы, которую скачал из интернета, делавший ремиксы для Мадонны, New Order и Кирана Хебдена, а в настоящий момент являющийся — наряду с Натаном Фейком и Fairmont — одним из хедлайнеров хорошего лейбла Border Community.

как звучит «The Inheritors» назван в честь романа Уилльяма Голдинга, также автор сообщает, что для него эта музыка напрямую связана со староанглийскими языческими ритуалами. По факту же этот альбом представляет собой своего рода психоделический джаз, только сыгранный на модулярном синтезаторе (причем нередко с одного дубля, что к джазу «The Inheritors» дополнительно приближает). Из этого логично следует некоторая сложность и смутность материала, однако ж никакой нарочитой авангардности в альбоме нет: тут найдутся и деформированные танцы, и примитивистский транс, и экспрессионистские синтетические зарисовки высокого полета, и простые мелодии, будто растворяющиеся в общем звуковом мареве. Вышеупомянутые ритуальные ассоциации тоже, в общем, ясны — этот пострейв и правда есть своего рода новое язычество.

чем интересно При всем богатстве музыкального мышления Холдена он совершенно не похож на лабораторного умника: в «The Inheritors» находится место и самоиронии, и груву — обратите, скажем, внимание, как в треке «Renata» появляются барабаны.

пример

 

«Renata»

 

слушать / купить в iTunes

 

 

Young Fathers «Tape Two»

кто это Шотландское хип-хоп-трио: двое черных с африканскими корнями и один белый, родом из бедного района Эдинбурга. По большому счету Young Fathers еще проходят по разряду новичков, но в конце прошлого года они подписали контракт с главным лейблом всего экспериментального хип-хопа — Anticon и уже успели переиздать там свой первый альбом и выпустить второй (или EP, или микстейп — как обычно с хип-хоповыми пластинками, с терминологией тут сложно).

как звучит Как классическая продукция лейбла Anticon: эклектичный и хитроумный экспериментальный рэп, который можно даже обозвать абстрактным. Young Fathers замешивают африканские ритмы, грайм, R’n’B-песнопения (собственно говоря, поют тут почти столько же, сколько читают), какие-то дикости вроде шумового эмбиента и зачитывают под получившееся в жанре «поток сознания». Неразберихи при этом не выходит, звук очень ясный, и все треки короткие, острые и исключительно по делу. Самое интересное тут — общий настрой; свет и тьма, условная солнечная Калифорния пополам с дождливым Эдинбургом. Это абсолютно вневременная хип-хоповая запись; так могли сделать десять лет назад, так все еще можно сейчас. Единственный недостаток — мизерный хронометраж, «Tape Two» не длится и получаса, а от этой группы хочется уже услышать что-то по-настоящему весомое.

чем интересно За 15 лет существования лейбл Anticon, может, подрастерял в актуальности, но совершенно не потерял хватки и артистов себе находит самых подходящих. Г.П.

пример

 

«I Heard»

 

купить на сайте лейбла

 

 

Starving Daughters «We Were Eggs»

кто это Молодой то ли квартет, то ли квинтет из Лос-Анджелеса, существующий уже лет семь, но совершенно покамест безвестный. Вдохновляется группа ранним прог-роком и Эннио Морриконе, но имеет в виду и музыку поновее, расписываясь в любви, в частности, к Джею Дилле.

как звучит Густо замешанный инструментальный психоделический рок, джемы с уклоном в научную фантастику и ориентализм. Такой музыки не то чтобы мало (скорее наоборот), но за пределы строго очерченной резервации она выбирается редко; в основном ее играют бородатые люди неопределенного возраста на хиппи-фестивалях в лесу или в сомнительных барах. Starving Daughters, несмотря на аутентичность и мастеровитость их музыки, явно способны на расширение пространства борьбы — в их арсенале уживаются уместное использование семплов, композиторское чутье и явный достаток идей, а также уважительное отношение к корням без лишнего ретроградства. В похожей стилистике решены несколько сольных записей талантливого графомана Омара Родригеса-Лопеса, его любителям музыку SD и можно с чистой совестью отрекомендовать.

чем интересно Нестыдный, не занудный и хорошо сыгранный эйсид-рок в наши дни — не такая частая вещь. Т.В.

пример

 

«We Were Eggs»

 

послушать или купить альбом на Bandcamp группы

 

 

The Builders and the Butchers «Western Medicine»

кто это Провинциальный американский квинтет, о котором «Афиша» некогда подробно писала, и судьба с тех пор не то чтобы изменилась: они по-прежнему особенно никому не нужны — и по-прежнему играют истошный драматический фолк-рок.

как звучит Собственно, как и сказано выше. Дребезжаще-возвышенный вокал, звенящие стальные струны, драматические струнные, почвенное банджо, сухие барабаны, отрывистые аккорды, рефрены про молотки, гвозди и розы на могиле, песни с названиями вроде «Гора адского пламени» или «Отравленная вода». The Builders and the Butchers снова берут в оборот традиционную американу с ее сельским звуком и мифогенными сюжетами — и доводят ее до последней черты, играют весело и отчаянно, как роберт-бернсовский висельник; в принципе, иные из этих песен могли бы хорошо вписаться в саундтрек к «Джанго освобожденному» — хотя для этого они, конечно, слишком белые.

чем интересно Несколько провинциальных мужиков, у которых совершенно не складывается никакой карьеры и которые при этом продолжают рвать глотки, струны и пластик барабанов — и попутно писать хорошие песни (хоть и похуже, чем на предыдущих двух пластинках). Как говорят в таких случаях, what’s not to like?

пример

 

«Dirt in the Ground»

 

купить в iTunes

 

Ошибка в тексте
Отправить