перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

«Винтаж», «Hyperdub 10.2», Air, Shabazz Palaces, JJ и другие

«Волна» разбирает главные пластинки за последние 7 дней: от нового сборника в честь десятилетия ведущего экспериментального британского электронного лейбла до второй захватывающей записи психоделического хип-хоп дуэта.

Винтаж «Decamerone»

Русский поп первого класса и лучшего качества

Винтаж «Decamerone»

Как звучит

В первую очередь «Декамерон» — это напоминание о том, что жизнь веселый карнавал, а потом практически что угодно. И плясовая патриархальная песня («Когда рядом ты»), и размышления на тему того, что было бы, если б кто-нибудь из певиц высшего советского эшелона спел на рейве («Нежность»), и трек со словами «система не работает, все облажались», и сделанный практически в духе Brainfeeder рэп-дуэт («Лр», где даже рэпер ST смотрится довольно неплохо), и так далее и тому подобное — кабаре-дуэт «Винтаж» работает по типу «Яндекса»: у них найдется все. Из-за этого даже сложно поверить, что это альбом одной группы — настолько все похоже на сборник последних достижений русской поп-музыки. Однако все эти плюсы приходятся только на одну группу: когда Анна Плетнева говорит в одном из последних треков «может быть, не случится моей коронации, только я королевой останусь», это говорит о нынешнем положении «Винтажа» лучше других.

Чем интересен

Несмотря на то что лучше бы группе было ужать хронометраж до пресловутых десяти треков — от водевильности, всеобщей карусели эмоций и граней попа здесь под конец начинает рябить в глазах — «Винтаж» показывает, что они обскачут многих и не пощадят при этом никого. Кроме вышеупомянутых здесь есть еще и «ДНК», основанный на «Money» одного шведского квартета — и можно ли найти другую русскую поп-группу, способную написать сатирический трек о золотой молодежи? А? У? Так-то, дружок.

«Когда рядом ты»

Сборник «Hyperdub 10.2»

Вторая попытка некогда главного экспериментального британского электронного лейбла отпраздновать десятилетие — куда более удачная

Сборник «Hyperdub 10.2»

Как звучит

В связи с Hyperdub часто вспоминают высказывание главы лейбла Стива Гудмана (он же Kode 9) об одном из выпущенных лейблом треке — дескать, звучит как плач микросхемы. В новом же сборнике микросхемы не только плачут — они смеются, фрустрируют и занимаются любовью. «Hyperdub 10.2» идеально подошел бы как саундтрек к современной версии «Бегущего по лезвию» — это свидетельство о том, что у роботов тоже есть чувства, погружение в интимный и чувственный мир репликантов. Если же говорить более приземленными словами, то это современная басовая электроника, с обильным цифровым гулом синтезаторов и роботизированными голосами — причем если первая часть сборника была про техно и хаус, то тут собраны исключительно песни в жанре футуристического R'n'B.

Чем интересно

Первая часть сборника при всех своих положительных качествах оставляла скорее в печали — некогда важнейший лейбл на нем отражался лишь в прикладных и не самых передовых функциях. С «10.2» совсем другая история — это одновременно и демонстрация того, как на самом деле лейбл за 10 лет смог изменить поп-музыку, и просто блестящая поп-музыка нового времени — ничем не уступающая той, что придумывают Джейми xx, Джей Пул, Autre Ne Veut, How to Dress Well и прочие лучшие деятели R'n'B-андеграунда.

Джесси Ланца «5785021»

Shabazz Palaces «Lese Majesty»

Второй альбом дуэта под предводительством Ишмаэля Батлера: гнусавый и захватывающий психоделический хип-хоп

Shabazz Palaces «Lese Majesty»

Как звучит

Менее грубо, более многогранно и однородно, чем первый альбом Shabazz Palaces. То есть: главенствует тут по-прежнему хитросплетенный синтетический звук, но обустроен куда менее грубо и рвано, чем прежде. В «Lese Majesty» все время что-то булькает, вспыхивает, стрекочет; бит расфокусирован и заторможен, как под воздействием известных веществ; периодически непонятно откуда возникают женские голоса и эхо чего-то непонятного; ощущение такое, будто попал в какую-то кубофутуристическую поэму. Подкрепляет это ощущение собственно гнусавый галлюциногенно-поэтический речитатив Ишмаэля Батлера, который как раз в этой мутной звуковой стихии чувствует себя абсолютно своим.

Чем интересно

Если хорошенько врубиться, эта музыка способна по-настоящему заворожить. Да и с точки зрения контекста Shabazz Palaces — интересный прецедент: кто бы мог подумать, что разработки белых умников с лейбла Anticon могут пригодиться двум серьезным черным людям из Сиэттла.

«#CAKE»

Air «Music for Museum»

Ортодоксальный галлюцинаторный эмбиент, написанный прославленным французским электронным дуэтом по заказу Дворца изящных искусств в Лилле

Air «Music for Museum»

Как звучит

Законнее сперва ответить на вопрос «как должно звучать». Вариант первый — «из восьми колонок, подвешенных над стеклянной крышей в атриуме в самом сердце музея с целью погрузить посетителей в трехмерный музыкальный опыт»; так задумал куратор проекта Open Museum, позвавший именно Air записать не просто сопровождение для выставки чужих рисунков и фотографий, а создать полноценную звуковую инсталляцию; именно их — потому, что их музыка «стимулирует воображение». Вариант второй — из винилового проигрывателя: «Music for Museum» распространяется исключительно на пластинках, тираж — 1000 копий. Если же говорить не о форме, а о содержании: новая запись создателей «Moon Safari» — это девять ровных ретрофуристических эмбиентных композиций. Эмбиент Air ровен и непрерывен, протяжен, сдержан и очень прост: в каждом треке — два-три слоя; есть убаикивающая «Land Me», красотой и вокальной партией напоминающая о вещах с «Amnesiac» известно кого; есть построенные на одних арпеджиаторах вещи «Art Tatoo» и «Octogum»; есть выдающаяся композиция «Integration Desintegration» — будто бы небольшой оркестр играет пассажирам во время межгалактического перелета.

Чем интересно

Выставка, во время которой можно услышать «Music for Museum» в предназначавшихся для записи обстоятельствах, продлится до 24 августа; винил вот-вот раскупят; но интересно все это совсем не редкостью и даже не тем, что Air окончательно утвердились в качестве мастеров саундтреков (от «Девственниц-самоубийц» через «Путешествие на луну» к музеям — путь более чем достойный). Были у одного автора альбомы «Музыка для аэропортов» и «Музыка для фильмов» — так вот новая запись Air совершенно логичным образом вписывается в этот ряд не только из-за одного названия. Хоть и вышла на тридцать с лишним лет позже — это, впрочем, совершенно, не чувствуется.

«Land Me»

JJ «V»

Сказочные скандинавы становятся тише и нерешительней

JJ «V»

Как звучит

Шутки шутками, но произошло одновременно и неожиданное, и закономерное — группа JJ стала группой The xx, и это очень хорошо. Их и ранее анемичные и мечтательные песни про наркотики, переживания и танцы стали еще анемичней, здесь музыка иногда стихает и доходит до минимального уровня, и на первый план выходят тексты, противоречащие друг другу — до высшей точки это доходит в треке «Be Here Now», где Элин Кастландер так и не получается определиться, нужен человек рядом, или все-таки нет. Попутно — все то же влияние южного хип-хопа, Эми Вайнхаус, балеарика и тому подобного. Что дальше — совсем не ясно, разве что тишина, человек настолько раскрылся, что ему, прямо как на обложке, стало неловко и он отвернулся.

Чем интересен

В то время как другой не менее важный среди переосмысляющих балеарик шведов музыкант ceo обращается к чиллвейву и прог-року одновременно, пытаясь работать масштабно, JJ намеренно окукливаются, уходят в себя — и им это очень идет. Во времена приложения Secret сложно быть «новым интимным», но они вообще идут куда-то дальше и становятся еще тоньше и нежнее. На своем концерте в Москве Элин была одета в балахон наподобие знаменитого пугачевского — вот и сюжет «V» можно кратко сформулировать названием одного из ее лучших альбомов: как тревожен этот путь.

«All White Everything»

Alvvays «Alvvays»

Идеальная летняя пластинка-2014

Alvvays «Alvvays»

Как звучит

Самый страх — это первые две песни, не слушайте их ни за что: есть серьезный риск несколько дней потом напевать как минимум строчки «If I should fall, act as though it never happened» и «Hey, hey, marry me, oh, Archie». Дальше примерно в том же духе: «Alvvays», дебютный альбом канадского нойз-поп квинтета Alvvays, — это девять дико привязчивых песенок, которые ничуть не оригинальны, зато попросту блестящи. Солнечные гитарные переливы и непрекращающийся шквал перегруза с реверберацией, отпетый голос блондинки Молли Ранкин, поющей о печальном на фоне ветреных композиций, которые лишь чуть-чуть сложнее, чем у Best Coast, — вот и весь «Alvvays».

Чем интересно

Подобные альбомы записывали, например, Tennis, Veronica Falls, Camera Obscura (не раз), Wavves (тоже не раз), те же Best Coast — это несерьезная, навязчивая и этой навязчивостью приязненная музыка; абсолютно, скажем так, сезонная — не больше и не меньше.

«Archie, Marry Me»

Bear In Heaven «Time Is Over One Day Old»

Последователи Animal Collective и любители восьмидесятнического попса подустали от самих себя

Bear In Heaven «Time Is Over One Day Old»

Как звучит

Как и на предыдущих альбомах группы, здесь синтетические секвенции и краутроковая подача вкрапляются в поп-рок, напоминающий по мечтательно-романтической атмосфере Simple Minds и прочих американских представителей новой волны 1980-х. И при том что это только третья пластинка Bear In Heaven в этой ипостаси (до «Beast Rest Forth Mouth» 2010 года группа играла арт-рок совсем другого толка), звучит она минимум как пятая — очень уверенно, очень собранно, профессионально, до мелочей продумано и так далее; так звучат группы, которые уже сказали все, что хотели, и теперь записывают качественные, но слегка безликие альбомы по инерции.

Чем интересно

У Bear In Heaven получилась идеальная фоновая запись, создающая атмосферу такой печальной ностальгической и дурманящей неги — непонятно только, похвально ли это или позорно. С одной стороны, у Bear In Heaven никогда и не было особенных каких-то идей, и к воссозданию этой самой атмосферы они шли с самого начала, а все технические средства за них придумали Animal Collective, краут-рок-руппы 1970-х и ньювейверы 1980-х. Да и музыканты не так молоды, как кажется, вместе они еще с конца 90-х, пусть первую полноценную запись и выпустили только в 2007-м. С другой стороны — обидно, когда спустя четыре года после главного своего альбома группа звучит так устало и автоматизировано, как у иных происходит только лет через 20 после дебюта.

«Time Between»


Ошибка в тексте
Отправить