перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

Типси Тип, Actress, Vtgnike и другие

«Волна» разбирает главные пластинки за последние 7 дней: русский рэп против Навального и плана Даллеса, новая запись одного из умнейших электронщиков мира, очередная ипостась первопроходца русского джука, образцовый соул и многое другое.

Типси Тип «Под бровь»

Новая запись уроженца Кривого Рога, который, впрочем, явно (и обоснованно) считает себя целиком и полностью русским рэпером. Добавим: одним из лучших на данный момент

Типси Тип «Под бровь»

Как звучит

«Как» тут не слишком важно (музыка у Типси Типа главным образом выступает в функции «борозды не портит»), куда существеннее — «что». Типси Тип — это такой почвеннический ответ Оксимирону: слова Алексей Антипов вяжет не менее виртуозно и плотно, при этом в совершенно другой, очень своей манере, одновременно грубой и изящной; Типси блистательно разыгрывает резкую фонетику русского языка в его же пользу. Поначалу увлекает именно этот доморощенный флоу, потом начинаешь слышать, о чем речь, — и они одновременно впечатляют и настораживают. В «Под бровь» Типси Тип меняет прежнюю житейскую философию на социальную лирику — причем радикально консервативного толка: тут на полном серьезе рассказывают про план Даллеса, почти на полном серьезе говорят «Сталина на вас нет», также имеется виртуозный в поэтическом смысле пассаж про Навального («Не наваливай, Навальный, не волнуй орган волновальный сильно, а то на вилах станешь Навильным»); в конце автор и вовсе признается, что зигу все-таки не кинет, но вообще за здравых правых ребят. Проще говоря, «Под бровь» — это рэп патриотический, но не идиотический; и с ним, конечно, можно не соглашаться, но лучше прислушаться.

Чем интересно

Лучшие образцы русского хип-хопа всегда полезно слушать еще и для того, чтобы диагностировать народные настроения. Если верить Типси Типу, они уже близки к точке кипения — и излагает рэпер эти настроения предельно талантливо.

«Эра Водолея»

Actress «Ghettoville»

Очередная запись британского электронщика Даррена Каннингема, техно-экспериментатора и цифрового шумовика, записавшего лучший по мнению авторитетного журнала The Wire альбом 2010 года

Actress «Ghettoville»

Как звучит

Тот же The Wire описывал звучание Каннингема как «конкретный R&B» (в смысле, «R&B concrète») — и это очень меткое определение. Как и многие свои коллеги (от Burial до Зомби), Каннингем занимается деконструкцией современного хип-хопа, но заходит дальше и глубже всех — от объекта исследования у него остаются только шумовые обрывки, которые Actress дизайнерски развешивает вокруг прямых техно-ритмов, сумбурного шуршания и сотканных из цифровых помех текстур.

Чем интересно

Как минимум тем, что помимо Actress ничего подобного никто не делает; иногда даже кажется, будто Каннингем строит целые цифровые миры. Его композиции напоминают об атмосфере видеоигр про космос — от Another World до Mass Effect— из-за схожего эффекта погружения в виртуальную вселенную, ну а каждая пластинка — еще один новый уровень, открывающийся в этой Вселенной. Что касается контента этих уровней, то названия альбомов Actress говорят сами за себя: дебют «Hazyville» был мечтательным, «Splazsh» водянисто-пузырящимся, «R.I.P.» замогильным, а нынешний «Ghettoville» — самый грубый и с очевидными отсылками к наследству Детройта и Чикаго.

«Gaze»

I Break Horses «Chiaroscuro»

Второй альбом шведского дрим-поп-дуэта, целиком перешедшего с гитар на синтезаторы, а от более шугейзового звука к минимал-вейву

I Break Horses «Chiaroscuro»

Как звучит

I Break Horses — это шведы Мария Линден и Фредри Блэк, назвавшиеся в честь песни американского барда Билла Кэллахана, но играющие, впрочем, как нечто среднее между клиентами лейбла 4AD и группой Xeno & Oaklander. На первом альбоме I Break Horses звучали мечтательные песни в духе Cocteau Twins и Slowdive; в итоге группа отправилась в туры с M83 и Sigur Rós. В название второго альбома вынесен термин из живописи, сильный контраст между светлым и темным — но почему-то кажется, что имеется в виду не содержание альбома, а разница между «Chiaroscuro» и тем, что I Break Horses делали раньше. Они избавились от гитар (которых, справедливости ради, и так было не слишком много) и целиком отдались синтезаторам; получилась холодная, несколько отстраненная, но все равно очень сердечная музыка. Из многих слоев синтезаторов и драм-машин выходит ничуть не менее насыщенный звук, чем с гитарами. «Chiaroscuro» выглядит, как большая ледяная глыба, к нему сложно подойти и сложно полюбить горячей любовью — но в толстом слое льда застыло много чего интересного.

Чем интересно

Мечтательный минимал-вейв в чистом виде — без сюрпризов, но красиво.

«Denial»

Vtgnike «Dubna»

Второй альбом талантливого анонимного продюсера из Москвы, сочиняющего абсолютно актуальную электронику; к слову, вышел на лейбле Николаса Жаара

Vtgnike «Dubna»

Как звучит

После выхода «Sueta Nebytia», первого альбом Vtgnike, на котором тот удачно свел чикагский джук с семплами и советской и русской музыки (вокруг этого метода выстроен сборник «Береза»), продюсер, кажется, находился в творческом поиске: во-первых, записывал техно под именем Myown, во-вторых, сравнительно регулярно публиковал от имени Vtgnike абсолютно разную музыку (от танцевальной до практически эмбиентной). На «Dubna» звучит в основном неспешная и красивая музыка самого разного толка: и даунтемпо, и басовая музыка в самом прохладном варианте, и приторможенный джук. Советских семплов вроде бы нет, но русскость все равно мерцает: в мелодиях, заголовках, даже в названии альбома, из-за которого музыка неизбежно ассоциируется с заснеженным наукоградом.

Чем интересно

Пока что лучший русский электронный альбом этого года.

«Zarubezh»

Sharon Jones & the Dap-Kings «Give the People What They Want»

Хорошая черная певица и отличная черная группа, некогда игравшие с Эми Вайнхаус, да и вообще уже 15 лет воскрешающие дух и букву фанка и соула начала 70-х — на сей раз особенно успешно

Sharon Jones & the Dap-Kings «Give the People What They Want»

Как звучит

Собственно, как аутентичный и образцовый фанк и соул из 70-х. The Dap-Kings совершенно не пытаются развивать или обновлять жанр — им куда важнее, чтобы душа радовалась и опорно-двигательный аппарат реагировал, как положено. Что, в общем-то, и происходит. Да и поет Шэрон Джоунс замечательно — харизмы той же Вайнхаус у нее, конечно, нет, но завести она способна любую публику.

Чем интересно

Почти идеальная запись для вечеринки — и с танцами, и без. Собственно, заголовку альбома песни на нем полностью соответствуют — The Dap-Kings и правда дают людям то, что надо. В частности, надежду — песни для пластинки были написаны до того, как у певицы обнаружили рак, и записаны после того, как она сумела побороть страшную болезнь.

«Retreat!»

Morgan Delt «Morgan Delt»

Дебют калифорнийского мультиинструменталиста, звучащий так, будто не было последних 46 лет

Morgan Delt «Morgan Delt»

Как звучит

Как Ариэль Пинк, который развесил в спальне постеры героев 1967 года. Морган Делт — длинноволосый калифорниец в темных очках, пребывающий вечно навеселе. Его одноименный дебют — это одиннадцать извивающихся песен с названиями вроде «Грустный-грустный трип» и «Чакра трясется», залитых лавой фуззой, реверба и дилэя. В ход идут равно наследие The Byrds, West Coast Pop Art Experimental Band, Stereolab, Sleep и подзабытого деятеля саншайн-попа Курта Боетчера. Поскольку Делт немного перебирает, во время отдельных номеров («Backward Bird Inc.», «Main Title Sequence») кажется, что музыка играет сразу из нескольких вкладок в браузере. Но нет — это один человек, сыгравший здесь сразу на всех инструментах.

Чем интересно

Играющих в прошлое музыкантов можно разделить на тех, с кем хочется отправиться в путешествие на машине времени, и тех, с кем не хочется. Кажется, в шестидесятых в компании Делта было бы отлично — там его приняли бы за своего.

 

«Barbarian Kings»

Женя Куковеров «Красный»

Сольный альбом одного из основателей группы I.H.N.A.B.T.B. — 14 веселых и абсурдистских психоделических песен под электрогитару и сопутствующие инструменты; практически Р. Стиви Мур на русском

Женя Куковеров «Красный»

Как звучит

Это музыка, подобной которой в России почему-то почти не записывают. Хотя, казалось бы, все к этому располагает — и осведомленность местных музыкантов о том, как классический психоделический DIY делался на Западе, и даже советская традиция странного панка (см. группу «Коммунизм»). Абсурдистские психоделические песни под электрогитару и не только, со всякими сопутствующими инструментами типа фортепиано или флейты — запись, верная канонам лоу-фая, как их придумал еще Р. Стиви Мур. При этом панк и гаражный рок 60-х тут, конечно, тоже где-то неподалеку — «Красный» еще, скажем, отличается прекрасными мелодиями и гармониями. По сути альбом похож на творчество основного коллектива Куковерова, но сольно у него получается как-то менее умственно, от души.

Чем интересно

Помимо того, что это просто 14 хороших песен, «Красный» — вполне удачная попытка скрещивания двух традиций: западного и советского DIY.

«Потенциальный друг»

  • Слушать / купить Bandcamp
Ошибка в тексте
Отправить