перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

«Сплин», Леонард Коэн, The Drums, SBTRKT, «Маяк» и другие

«Волна» разбирает главные альбомы за последние 7 дней: вторая часть опуса группы «Сплин», высказывание Леонарда Коэна накануне восьмидесятилетия, грусть The Drums, саморазоблачение Янга Лина и многое другое.

«Сплин» «Резонанс. Часть 2»

Вторая часть опуса Александра Васильева, не достигающая статуса magnum

«Сплин» «Резонанс. Часть 2»

Как звучит

«Кончился твой энерджайзер, кончился»: группа «Сплин» теперь звучит по большей части идиллически и спокойно — когда ты слышишь, как Александр Васильев пусто и плоско кричит «Пожар!», то и к остальным его словам относишься с не меньшим скепсисом. Еще больше вопросов вызывает сама необходимость как в этой рецензии (неслучайно здесь поется про критика, пытающегося что-то продолжать говорить из-под асфальта), так и в новых песнях группы «Сплин» — это же, следуя расхожей фразе, значит, что старые плохие. Остроумная цитата из «Остаемся зимовать» перекрывается заимствованием строчек из недавнего «Ковша», благостный союз синтезаторов и струнных упирается в туповатый рок; все хорошее перебивается чем-то невероятно скучным — из-за наконец найденной гармонии между Васильевым и музыкой тут можно простить многое, но перед нами все-таки не победа, а просто нулевая ничья.

Чем интересен

При всех минусах стоит отметить, что известный своей любовью к текстам из одной строчки Васильев наконец написал девять с половиной настоящих песен («Нефть» все-таки скорее выбивается из этого ряда), но самые серьезные слова, пропетые без благостной интонации, он потратил на высказывание о том, что нефти не хватит на всех — о чем мы все знаем уже с 2008, кажется, года. Здесь, спору нет, есть хорошие песни, но стоило ли ждать нам альбом, где Александр Васильев перенимает песенную манеру Шило из «Кровостока», сомневается в необходимости говорить вообще о чем-либо и издевается над нами в песне про один аккорд? Пожалуй, да — ради того, чтобы понять, что уже никто не сидит дома, свет погас и тебе уже не двадцать лет. Солнечно не будет, выхода нет, альбом «Сплина» фанаты примут на ура — Господи, помоги нам выжить посреди этой смертной любви.

«Красота»

Leonard Cohen «Popular Problems»

Тринадцатый альбом Леонарда Коэна

Leonard Cohen «Popular Problems»

Как звучит

Девять новых песен великого канадского поэта-песенника, выпущенные за два дня до его восьмидесятилетия. Полушепот, кабацкие клавиши, женский бэк-вокал, замирающие духовые — из уважения к этой предельно степенной и благородной музыке все тридцать пять минут, что длится альбом, хочется молчать.

Чем интересно

Не знакомых с Коэном вряд ли «Popular Problems» чем-либо заинтересуют — остальным же альбом можно настоятельно рекомендовать, поскольку песни ни в коем разе не проходные и никто, кроме Коэна, не высказывается на темы смерти, тоски, веры и ушедшей любви так же успокаивающе.

«Slow»

The Drums «Encyclopedia»

Третий альбом нью-йоркской группы, гораздо более невеселый, чем раньше

The Drums «Encyclopedia»

Как звучит

До последнего времени The Drums с легкостью удавалось изображать группу легковесную и радостную, несмотря на песни про умерших друзей, — но к своему третьему альбому уже не отвертеться: «Encyclopedia» — это песни об одиночестве, расставании, атеизме, эскапизме и смерти; когда вокалист Джонни Пирс практически траурно поет под конец «but I want some fun», то даже невольно поеживаешься. Быстрый ритм подразумевает под собой бег от реальности, разреженные гитары приходят от изначального шугейза, где красота соприкасалась с меланхолией, где веселая музыка — лишь прикрытие; словом, это самая безысходная музыка, сыгранная в мажоре. Группе это очень идет: еще на втором «Portamento» было видно, что The Drums гораздо больше, чем кучка красивых людей, поющих об отдыхе на пляже, — но здесь они превосходят самих себя.

Чем интересен

В первую очередь занятно, что группа обратила свое внимание на электронику — и вещи, сыгранные с обильным применением синтезаторов, здесь выигрывают у остальных; так, «Bell Laboratories» очень легко поначалу спутать с треком Инги Коупленд, а «Wild Geese» ничем не хуже тех же Wild Beasts. Новый альбом, кажется, пришелся по душе далеко не всем — и очень жаль: не многим удается так талантливо и с какой-то особенной статью грустить.

«Magic Mountain»

SBTRKT «Wonder Where We Land»

Второй альбом лондонского постдабстеп-продюсера, до сих пор прячущего лицо за маской

SBTRKT «Wonder Where We Land»

Как звучит

Аарон Джером облекает песни прекрасных вокалистов в мягкий, техничный и сверхмодный звук. С одной стороны, увлекательно следить за переливами синтезаторов и шебуршанием бита, с другой — Эзра Кениг из Vampire Weekend, Каролин Полачек и особенно Асап Ферг предстают в новых для себя образах, а выгоднее всех на общем сумеречном фоне звучит Самфа, поющий в четырех треках из пятнадцати.

Чем интересен

Конечно, больше половины вещей на этом альбоме — потенциальные или уже состоявшиеся хиты: см., например, «Higher», исполненную восемнадцатилетним атлантским рэпером Рори, для которого «Wonder Where We Land» может стать таким же фактическим стартом карьеры, как дебют «SBTRKT» три года назад для британки Джесси Уэр. В то же время этой музыке, слегка мистической и отстраненной, ощутимо не хватает тайны, глубины, какого-то второго дна; Джером будто бы с ходу показывает все свои приемы, выкладывая все, что у него есть, и смотрит испытующе, ожидая реакции. Впрочем, зверек, уютно пристроившийся на руке, кажется, еще непременно подрастет.

«Higher»

«Hyperdub 10.3»

Третья часть надолго растянутого празднования 10-летия лейбла Hyperdub — самая экспериментальная

«Hyperdub 10.3»

Как звучит

Первая часть сборника была о прикладной музыке техно, вторая — о любви в эпоху R'n'B и микросхем, новая же — просто о том, что представляет из себя лейбл Hyperdub, о будущем, о музыке, которая пытается прорвать все возможные границы. Оттого она наименее музыкальная: вместо мелодий тут звуковые ландшафты и конструкции разной степени сложности и доступности, вся игра ведется не для того, чтобы сложить песню, а чтобы найти звук. В целом это похоже на саундтреки к киберпанковым играм и фильмам, цифровой нью-эйдж и Брайана Ино, если бы он писал музыку не для аэропортов, а для космических межгалактических станций.

Чем интересен

Hyperdub очень четко разделили три части своего сборника по функциям: для тела, для души и для ума; сейчас, ясное дело, перед нами последний. Впрочем, это музыка не столько для эрудированной части мозга, сколько для той, что отвечает за фантазию, — слушая ее, важнее не знать, какими современными течениями и академическими композиторами она вдохновлена, а какой именно мир будущего она озвучивает и каким образом эти эксперименты со звуком смогут обернуться уже более понятно и сформировавшейся музыкой, как на первых двух частях сборника.

Laurel Halo «Melt»

Yung Lean «Unknown Memory»

Главный представитель нового грустного рэпа с саморазоблачительным альбомом

Yung Lean «Unknown Memory»

Как звучит

Швед Янг Лин из тех музыкантов, про которых уже поздно писать статью «Кто он такой?», — еще с первого микстейпа «Sadboys 2001», вышедшего два года назад, его приметила самая благодарная публика, то есть пользователи интернета. Дебютный альбом у него выходит только сейчас, и это примерно то же самое, что и было раньше, — клауд-рэп с грустными текстами, обращение к классической постинтернет-символике, нарочито наплевательская манера читки, — но только несколько хуже: такое ощущение, что, начав путь к славе, он решил, что все можно спустить с рук и ни о чем не беспокоиться. Грустные тексты стали надуманными — но это, в общем-то, и не проблема: любой, у кого в друзьях есть ноющий человек, знает, что приблизительно так все и должно выглядеть; дело в другом — на «Unknown Memory» тебя не покидает ощущение, что все это сделано специально для того, чтобы его полюбили, то есть все это очень конъюнктурно и просто играет на мыслях молодого поколения, что, конечно, не поставишь в плюс.

Чем интересен

Янг Лин уже идет к популярности: собирает какие-никакие, но толпы в Америке, с ним работает Чарли XCX, и это только начало — но уже здесь, несмотря на треки вроде «Yoshi City» и «Leanworld», становится понятно, что на одной теме «грустного рэпа» далеко не выехать — ничего нового, похоже, нам ждать не стоит. Возможно, все дело в том, что Лин огромное внимание уделяет визуальному — выверяет фотографии, снимает огромное количество клипов, да и в целом то, что белые шведские парни делают рэп для печальных, не может не быть интересным, — но без всего этого песни обнажают горькую правду: король-то голый, да и, может быть, никакой не король. И вот это уже по-настоящему грустно.

«Yoshi City»

«Маяк» «Романтика»

Новый альбом проекта, стремительно набирающего популярность и все еще остающегося анонимным (известно лишь, что «Маяк» из Харькова)

«Маяк» «Романтика»

Как звучит

Мечтательная и ностальгическая электроника: неторопливые шлепки драм-машины, милые и аккуратные синтезаторные мелодии, простые и подходящие названия композиций («Долгий путь домой», «Звездопад», «Пейзаж из окна», «Эхо ушедших дней»).

Чем интересно

Чем дальше — чем больше проект «Маяк» выпускает своей безукоризненной советской научно-фантастической музыки, — тем интереснее; по поводу каждого нового релиза ликуют все больше слушателей, будто на дворе не сентябрь 2014-го, а апрель 1961-го. В общем, ЦУП «Волна» — быть может, безуспешно — подает сигналы «Маяку» с убедительными просьбами выходить на связь.

Ошибка в тексте
Отправить