перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

Ритмикон, Roland TR-808 и другие драм-машины

«Волна» продолжает рубрику о музыкальных инструментах, изменивших и сформировавших облик современной музыки. В очередном выпуске рассказ о драм-машинах — от ранних разработок советских инженеров до мощных рабочих станций наших дней.

Ритмикон

Что

Первая в мире драм-машина и секвенсор. Еще одно изобретение Льва Термена, намного опередившее свое время.

История

Первая модель ритмикона была собрана в начале 1930-х по запросу Генри Коуэлла, американского композитора, теоретика и одного из ранних энтузиастов электронной музыки. Дальновидно заботясь о «музыкантах будущего, которым может понадобиться такой инструмент», Коуэлл предложил Термену идею фотоэлектрического (основанного на методе преломления света) устройства, генерирующего ритмический рисунок из тональных звуков — нот. Советский гений инженерной мысли с задачей справился вполне успешно, явив на суд американца хитрое устройство с фрагментом фортепианной клавиатуры и двумя особым образом перфорированными (для взаимодействия с источником света) вращающимися дисками, первый из которых контролировал высоту тона, а второй — ритм. Широкой публике ритмикон был впервые представлен в 1932 году в произведениях Коуэлла «Ритмикана» и «Музыка для скрипки и ритмикона».

Демонстрация работы третьей модели ритмикона, сконструированной Львом Терменом в начале 1960-х для МГК им. Чайковского

Чем знаменита

Вполне логично, что изначально некоммерческий продукт не получил широкого распространения, и вскоре домом для ритмикона стали научные лаборатории (одна из оригинальных моделей Термена находится, например, в Стэнфордском университете). Инструмент всплыл на поверхность в 1950-х, когда Джо Мик, эксцентричный музыкальный продюсер из Лондона, приобрел у безымянного старьевщика одно из оригинальных устройств и нашел человека, который привел аппарат в рабочую форму. Звук этого экземпляра можно услышать во многих популярных фильмах того времени («Подземная битва», «Дожди Ранчипура», «Доктор Стрейнджлав»), а также на альбомах, например, Артура БраунаPink Floyd и Tangerine Dream. Сегодня наследие ритмикона используется разве что самыми оголтелыми энтузиастами от экспериментальной музыки, например бельгийско-итальянским дуэтом Lumisokea.

Wurlitzer Sideman

Что

Первая в мире коммерчески доступная драм-машина, детище Рудольфа Вурлитцера, изобретателя первой модели легендарного музыкального автомата — джукбокса.

История

В 1959 году Рудольф Вурлитцер представил музыкальному рынку свою «электромеханическую ритм-машину» — по сути буквально напичканный дорогими транзисторами симпатичный деревянный ящик с набором из десяти перкуссионных звуков и двенадцати ритмических рисунков (вальс, танго, румба и т.п.). Устройство было представлено в качестве оригинального дополнения и расширения для органа Вурлитцера, а также чего-то вроде автоматического сессионного музыканта, своего рода помощника на репетициях, а может, и концертах. Оригинальный аппарат тогда не произвел фурор, впрочем, с моделью Sideman связана достаточно забавная история. Когда продукт впервые появился на рынке, были предприняты попытки серьезного давления на компанию Вурлитцера со стороны Американской федерации музыкантов, представители которой всерьез опасались того, что повсеместное внедрение драм-машины оставит без рабочих мест профессиональных барабанщиков, чего, естественно, не произошло. 

Пример «мидированного» устройства. Драм-машина управляется электронной барабанной установкой посредством протокола MIDI

Чем знаменита

Звуки машины Вурлитцера можно услышать на пластинках видных экспериментаторов конца 60-х — начала 70-х вроде Pink Floyd, Yellow Magic Orchestra и Can (похоже, именно эта драм-машина звучит в их известной композиции «Peking O»). Современные музыканты также не отстают — некоторые экземпляры Sideman до сих пор можно найти в продаже, причем многие из них уже подверглись современным модификациям. Так, участники групп, например, Broken Social Scene и LCD Soundsystem используют так называемые мидированные версии драм-машины — это когда устройство управляется по внешнему MIDI-протоколу.

Linn LM-1

Что

Пожалуй, самая популярная драм-машина конца 1970-х — начала 1980-х, а также первое устройство своего рода, использовавшее набор цифровых звуков — семплов.

История

Драм-машины, в 1960-х еще считавшиеся механизмами странноватыми и скорее эффектными, чем эффективными, окончательно укрепили свои позиции где-то к середине 1970-х. Звуки, издаваемые ранними «ритмическими коробками» — Rhythm Ace FR-1, аппаратами Seeburg Gulbransen, EKO ComputeRhythm, PAiA Programmable Drum Set и прочими, — постепенно перестали казаться публике причудливыми и, как писали поначалу в едкой британской прессе, «инопланетными». К началу 1980-х чуть ли не каждый музыкант (если он, конечно, позиционировал себя деятелем «прогрессивным») уже всерьез считал присутствие в своем творчестве драм-машины чуть ли не первостатейной обязанностью. Поэтому, собственно, рынок к появлению LM-1 был готов, и даже очень высокая розничная цена ($5000 за экземпляр) реализации продукта не помешала.

Классическая модель LM-1

Надо сказать, что решение Роджера Линна, скромного инженера из Калифорнии, вышло как минимум занятным: программируемая (наподобие EKO Compute Rhythm, но гораздо более гибко) драм-машина, которая «может больше, чем просто играть предустановленные ритмы самбы», при этом располагающая набором высококачественных семплов ударных, чтобы все это действо «не звучало, как стрекот сверчков». Устройство, получившее модельный номер LM-1, хранило звуки в цифровом виде, что стало абсолютным новшеством и, по сути, предопределило появление целого нового класса устройств — грувбоксов и семплеров (так, Роджер Линн участвовал в разработке культовой серии Akai MPC). Успех драм-машин Линна закрепила модель LinnDrum, после чего американский инженер решил переключиться на создание процессоров эффектов (работая, в частности, с Томом Оберхаймом — см. ниже), чтобы затем снова вернуть все на круги своя. Последний продукт, разработанный в сотрудничестве с Дейвом Смитом, еще одним американским музыкально-инженерным гением, представляет собой сложнейший гибрид синтезатора и драм-машины и, к сожалению, обладает все тем же главным недостатком всех устройств Linn Instruments — крайне высокой ценой.

Последняя на сегодняшний день эволюционная ступень в серии драм-машин Роджера Линна должна была называться LinnDrum II, но затем получила название Tempest

Чем знаменита

Ни одно устройство из сегодняшней подборки, за исключением, пожалуй, драм-машин Roland, не может соперничать с LM-1 по количеству очарованных им знаменитостей. Имена здесь самые громкие — Принс, Майкл Джексон, Пол Маккартни, ABBA, Queen, Элтон Джон, Билли Айдол, The Human League и так далее вплоть до Виктора Цоя и Джастина Тимберлейка.

Roland TR-808/909

Что

Святой Грааль для любого музыкального продюсера.

История

Японская компания Roland начала свое наступление на рынок драм-машин еще в конце 1970-х, когда звуки их классической модели CR-78 (к слову, одной из первых программируемых ритм-машин с аналоговым синтезом) зазвучали с пластинок, например, Genesis, Roxy Music и Дебби Харри. Окончательная же победа пришла несколькими годами позже. Первой пташкой стала модель TR-808, выпущенная японской компанией в 1980 году и изрядно пошатнувшая рынок своей прежде всего ценой ($1195 против $5000 за Linn LM-1). Впрочем, надо заметить, изначально продукт имел и немало ненавистников — во многом из-за своего демонстративно синтетического звука. Появившаяся четырьмя годами позже модель TR-909 включала в себя ряд изменений (например, звук бас-барабана был далеко не таким глубоким, но зато более отчетливым, что крайне приглянулось ряду ранних техно-музыкантов) и была успешно интегрирована в заботливо подготовленную рыночную нишу; к тому времени хит Марвина Гея «Sexual Healing» уже получил «Грэмми», сингл «Planet Rock» Африки Бамбаатаа окончательно обозначил рождение нового жанра — электро, а сама компания Roland продала более 12 000 экземпляров «восемьсот восьмых». Примерно такое же количество реализованных устройств пришлось на 909-ю модель — и уже гораздо меньше на другие аппараты серии (505, 606, 707 и прочие).

Один из главных популяризаторов «девятьсот девятой» — живая техно-легенда Джефф Миллз, буквально не расстающийся со своим любимым аппаратом

Надо отметить, что в этом году японская компания, что называется, перевыдумала ряд своих культовых устройств, выпустив на рынок новую серию AIRA — среди прочих инструментов там замечена и новая драм-машина под модельным номером TR-8. Пока отзывы неоднозначны — ряд музыкантов испытывает абсолютный восторг, другие же очень недовольны тем, что Roland отказались от аналогового синтеза в пользу цифрового: мол, звук выходит «плоским». Логично, что огромная популярность серии TR спровоцировала и появление многочисленных клонов — так, интересные, а по звуку и вовсе практически идентичные классическим модели сегодня производит немецкая компания Jomox.

Мастер-класс по пользованию TR-808 от еще одной живой легенды электронной музыки

Чем знаменита

Сегодня можно уже с абсолютной уверенностью говорить о том, что «восемьсот восьмая» и «девятьсот девятая» практически полностью определили звучание большей части современных танцевальных жанров. Количество известных музыкантов, пользовавшихся этими драм-машинами, не поддается абсолютно никакому подсчету — наверное, справедливо будет заявить, что это практически все ключевые деятели техно и электро, хип-хопа и брейкбита, хауса, эйсид-хауса и гетто-хауса и так далее. В принципе, о популярности TR-808 и TR-909 можно судить хотя бы по количеству трибьютов: здесь вам и британские электронщики 808 State, и Daft Punk с их «Revolution 909», и Канье Уэст с альбомом «808 & Heartbreak», и Beastie Boys с их фразой: «Nothing sounds quite like an 808», и многие, многие другие музыканты.

Пару лет назад британский продюсер Addison Groove вдохнул новую жизнь в местную бас-сцену именно с помощью TR-808

Интересно и то, как TR-808 и TR-909 повлияли на формирование целых жанров. Как здесь не упомянуть весь южный хип-хоп (например, 99% ранних треков того же Лил Уэйна) и его осовремененную версию — трэп, где глубокое ухание бас-барабана, стрекотание хай-хэтов и сбивки синтетического снейра являются фирменными элементами жанра. Не обошелся без звуков (по крайней мере семплов) культовых японских драм-машин и внезапно появившийся несколько лет назад джук, где среди продюсеров принято закручивать роландовские перкуссии в сложные полиритмические вихри.

Oberheim DMX

Что

Драм-машина от американского инженера Тома Оберхайма, во многом вдохновленная продукцией Linn Electronics.

История

Отметив несомненный коммерческий успех устройств своего коллеги Роджера Линна, Оберхайм спроектировал не очередной клон Linn LM-1 (коих в то время насчитывалось достаточно), а вполне самобытное устройство. Так, в банках памяти DMX были семплы настоящих барабанов, а интерфейс предоставлял целый ряд возможностей «оживления» машины: барабанные дроби, ритмические сбивки, свинг — в общем, все то, что позволяло устройству сымитировать исполнение ритмических партий живым ударником. Главный же плюс драм-машины заключался в ее звучании — именно плотный, крайне реалистичный звук DMX и обеспечил аппарату отличные продажи.

Oberheim DMX в действии

Чем знаменита

Прежде всего своим действительно «жирным» звуком. 8-битные семплы, пропущенные через цепи цифровых алгоритмов и аналоговых фильтров, придают звуку DMX ту самую теплоту, что так ценится абсолютным множеством музыкантов. Среди пользователей аппарата были замечены New Order и Eurythmics с их главными хитами, The Chemical Brothers, Мадонна, Майк Олдфилд, Джордж Харрисон, Херби Хэнкок, The Cure и многие другие. Важно отметить и то, что драм-машина Оберхайма во многом повлияла на звучание целого ряда ключевых хип-хоп исполнителей золотой эры: Run DMC, A Tribe Called Quest и очевидно, Davy DMX (не путать с еще одним DMX, Эрлом Симмонсом, псевдоним которого, впрочем, также является отсылкой к культовому устройству).

Elektron Machinedrum SPS-1 UW

Что

Современная драм-машина из Швеции (первая модель была выпущена сравнительно недавно, в 2001 году), в определенных кругах уже успевшая стать культовой.

История

Machinedrum — это второй коммерческий продукт небольшой, но уже вполне успешной компании из Гетеборга, основатели которой получили свой первый приток инвестиций, будучи еще выпускниками одного из местных вузов. По сути устройство представляет собой нечто среднее между перкуссионным синтезатором и программируемым компьютером с очень удобным пользовательским интерфейсом (как программным, так и аппаратным — в частности, секвенсор драм-машины очевидно вдохновлен элементами управления TR-серии компании Roland). Сегодня существует уже несколько версий продукта, последняя даже предлагает опции семплирования.

Официальный презентационный ролик от Elektron

Чем знаменита

Шведская драм-машина крайне распространена среди именно электронных музыкантов (для которых она, собственно, и была разработана). Сегодня, чтобы удостовериться в данном тезисе, достаточно зайти в раздел «Talk» официального сайта компании; среди активных пользователей здесь звезды первой величины: The Chemical Brothers, New Order, Autechre, Жан-Мишель Жарр, Orbital, The Knife и многие другие. У такой популярности есть и свои минусы — количество разочаровавшихся в устройстве пользователей примерно равнозначно числу его поклонников. Многие музыканты отмечают, что драм-машина имеет слишком «синтетический» и даже «неживой» звук, и спешат с аппаратом как можно скорее распрощаться — среди последних, например, наш Муджус и, что особенно иронично, американец Трэвис Стюарт, известный как Machinedrum, который, кажется, даже слегка обижен тем, что Elektron «украли» его псевдоним для названия своего продукта.

Ошибка в тексте
Отправить