перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

«Love Letters» Metronomy и лучшие клипы Мишеля Гондри

Вышедший на прошлой неделе клип на «Love Letters» с одноименного альбома Metronomy снял Мишель Гондри — режиссер «Науки сна» и «Вечного сияния чистого разума», а также один из главных клипмейкеров в мире. «Волна» вспоминает другие его лучшие видео: для Бьорк, The White Stripes, Бека и прочих.

Metronomy «Love Letters»

2014 год

Новое видео Metronomy выглядит обманчиво непритязательной финтифлюшкой, характерной для всего позднего Гондри. Никаких выкрутасов со спецэффектами и хитрым монтажом здесь нет и в помине; это снятое одним дублем, без склеек, «живое» видео, в котором группа помещена в затейливо разрисованную шестигранную статическую декорацию. Камера непрерывно кружит вокруг нее, и благодаря проделанным в ней окнам Metronomy предстают играющими то в студии, то на сцене, то на экране ноутбука. Это, собственно, стиль, к которому Гондри шел всю карьеру, — волшебство при помощи минимума спецэффектов и максимума фантазии.

Oui Oui «Ma Maison»

1990 год

Свою карьеру Гондри начал с клипов для французской рок-группы Oui Oui, в которой сам же был барабанщиком. Это, понятно, были довольно кустарные низкобюджетные самоделки, в которых тем не менее уже видны многие из фирменных приемов будущего режиссера. Например, в клипе «Ma Maison» он обрядил группу в костюмы жуков и снял сюрреалистическую историю «из жизни насекомых», искусно сочетающую живые костюмированные съемки и кукольную стоп-моушен-анимацию.

Бьорк «Human Behaviour»

1994 год

Самодельные клипы Oui Oui в конце концов привлекли внимание исландской певицы Бьорк, только-только начинавшей в тот момент сольную карьеру после распада The Sugarcubes. Сделанное Гондри для нее видео «Human Behaviour» напоминает одновременно и высокобюджетный вариант «Ma Maison», и документальные фильмы Дэвида Аттенборо о живой природе, и жутковатую версию «Ежика в тумане». Клип стал прорывом как для Бьорк, так и для Гондри, на которого со всех сторон посыпались заказы. А заодно он положил начало долгой творческой дружбе французского режиссера и исландской артистки: в общей сложности он снял для нее целых восемь клипов, среди которых — «Army of Me», «Isobel» и настоящий шедевр — «Bachelorette».

Massive Attack «Protection»

1995 год

Для клипа на один из хитов героев трип-хопа Гондри выстроил в студии целый многоквартирный дом, населенный разнообразными странными персонажами. Их странность, впрочем, поначалу не вполне очевидна — зато когда в доме начинает отказывать гравитация, а жильцы случайным образом перемещаются из квартиры в квартиру сквозь стены, становится понятнее, что это клип Гондри.

Cibo Matto «Sugar Water»

1996 год

Для японского дуэта Cibo Matto Гондри сочинил и снял шизофреническую историю-палиндром о двух живущих параллельной жизнью девушках, показанную в сплит-скрине и рассказанную от начала к концу на одной половинке экрана, и от конца к началу — на другой. Позднее этот прием неоднократно использовали и другие клипмейкеры. А в 2011 году к нему отчасти вернулся и сам Гондри в клипе The Living Sisters «How Are You Doing?» — только девушек, как и частей экрана, в нем было уже три, а не две.

Foo Fighters «Everlong»

1997 год

В «Everlong» Гондри, кажется, впервые в явном виде обращается к теме сновидений и отрабатывает приемы, ставшие изюминкой его будущих полнометражных фильмов. Участники группы снятся друг другу в серии все более запутанных сновидений, где отращивают себе огромные кулаки (помните героя Берналя в «Науке сна»?) и дерутся друг с другом. В конце концов путаница снов прорывается в исходную реальность клипа. А затем еще раз — уже в «настоящую» реальность.

Бек «Deadweight»

1997 год

Еще один «сновиденческий» клип, на этот раз с участием голливудских звезд Юэна МакГрегора и Камерон Диас, был снят режиссером на песню Бека из саундтрека к фильму «Жизнь хуже обычной». Сначала в нем путаются местами офисная жизнь и курортная. А затем, как это водится у Гондри, реальность все сильнее и сильнее съезжает с катушек, заставляя Бека следовать за собственной тенью и видеть на экране кинотеатра фильм про самого себя. Кстати, спустя 9 лет Гондри и Бек сделали вместе еще один клип, «Cellphone’s Dead».

The Chemical Brothers «Let Forever Be»

1999 год

Одна из вершин «сюрреалистического» периода Гондри. Тут используются все его фирменные фишки и наработки: выкрутасы времени и пространства, игры со сновидениями, встречи с собственными двойниками, гигантский реквизит — но делается это максимально легко и непринужденно, можно даже сказать, танцуя — то есть именно так, как проводят большинство времени в клипе двойники главной героини. Еще одно простое с виду, но сложное в исполнении видео Гондри и The Chemical Brothers сделали для трека «Star Guitar», в котором виды из окна поезда подчиняются ритму песни.

The White Stripes «Fell in Love with a Girl»

2002 год

С началом нулевых Гондри всерьез занялся большим кино — именно там оказались востребованы его сюрреалистические эскапады. В клипмейкерстве же он тем временем принялся за эксперименты с самой средой, материей «клиповой» реальности. Например, клип «Walkie Talkie Man» для Steriogram буквально связан из шерстяной пряжи, как какой-нибудь свитер. А, возможно, самое знаменитое видео французского режиссера, собравший множество наград ролик «Fell in Love with a Girl» для The White Stripes — это без малого двухминутное упражнение в искусстве сборки конструктора Lego.

Кайли Миноуг «Come into My World»

2002 год

Еще одна вершина для Гондри, одновременно своеобразный итог и доведение до абсурда кочующей у него из клипа в клип темы раздвоения реальности. Кайли Миног, напевая незамысловатую песенку, прогуливается по обычному парижскому перекрестку, становясь свидетельницей разнообразных бытовых сценок. Вот только с каждым новым кругом уже произошедшее на перекрестке не только никуда не девается, но и происходит вновь — с каждым разом множась в количестве. А также множится и сама Кайли, которой к концу клипа в кадре становится аж пять штук.

Mia Doi Todd «Open Your Heart»

2010 год

В последние годы Гондри, увлекшись большим кино, в основном оставил клипмейкерство, а в редких появлениях в прежнем амплуа изощренным играм с реальностью предпочитает яркие, но простые истории. Характерный пример позднего Гондри — клип «Open Your Heart», снятый им для малоизвестной поп-джазовой певицы Mia Doi Todd. В нем есть множество одетых в красочные футболки людей, расцвечивающих своими движениями и танцами не сны и не выдуманные миры, как в прежних клипах французского режиссера, — а нашу самую обычную, повседневную действительность.

P.S. А еще за кадром остались клипы, снятые Мишелем Гондри для The Rolling Stones, Пола Маккартни, Daft Punk, Нене Черри, Radiohead, Канье Уэста и пары десятков других артистов. Подробно их можно изучить на двух частях DVD-сборника клипов режиссера.

Ошибка в тексте
Отправить