Джеймс Блейк, Anohni, Скепта, Кейтранада и другие

7 новых релизов, без которых не прожить.

James Blake «The Colour in Anything»

Новый альбом Джеймса Блейка можно рассматривать по-разному. Можно увидеть цитату из Билла Уизерса и семпл из Донни Хэтэуэя и говорить о нем как о голубоглазом соуле. Можно увидеть в нем средоточие музыкальных тенденций этого года — тяга к большой форме (см. Канье и Дрейк), ломаная структура песен (см. Radiohead), так называемое назначенное слушание, когда альбом выходит не внезапно, а анонсируется за неделю или несколько часов до выхода (см. Бейонсе). Можно найти отсылки к Burial, Mala и Starkey — и говорить о нем как о концентрате британской музыки последнего десятилетия. Можно, наконец, вспомнить Гэбриэла, Митчелл и Саймона.

При этом любая из этих гипотез может оказаться неверной — разнообразием тем Блейк дает огромное пространство для трактовок. Поэтому лучшее, что здесь можно сделать, — это присмотреться собственно к песням. Блейк добавляет своим песням странные звуки — семплирует голос собаки из симулятора Casio, детские игрушки, свисток чайника, и это работает. Помимо классических для Блейка вещей здесь есть действительно странные песни — «Put That Away and Talk to Me», «Choose Me», «Two Men Down». Здесь кроме привычной меланхолии можно услышать новые оттенки чувств — Блейк позволяет себе тихонько любить, тревожиться, негромко, вполголоса, радоваться; но заметят ли это те, кто фанатом музыканта себя не считает, тот еще вопрос. «The Colour in Anything» интересно рассматривать с разных сторон, вслушиваться в него, каждый раз находить для себя что-то новое — кажется, именно так работают очень хорошие альбомы. А.М.

James Blake «I Need a Forest Fire» (ft. Bon Iver)

Слушать

Apple Music

Слушать

Google Play

Anohni «Hopelessness»

Ранее Энони была известна как Энтони Хегарти — но со сменой имени исчез и барокко-поп. Теперь она делает поп-музыку, но поет при этом о глобальном потеплении, не оправдавшем надежд Обаме, дроновых бомбардировках и том, что все мы в конечном счете американцы. Если «Hopelessness» в первую очередь позиционируется как поп-альбом, то такой с него и спрос — и в плане запоминаемости и хитовости песен он не уступает условной Ариане Гранде. С точки зрения продаж все не так хорошо, и Энони слушают меньше, чем, допустим, Empress Of. Но певица явно этого и не добивалась — в своих интервью она говорит, что не пытается кого-либо убедить, а лишь ищет тех, кто думает так же, и показывает им, что они не одни, — таким образом сильно сглаживается и левацкий пафос альбома. Свой гуманизм-поп она обставляет вполне в духе времени — почерк и Хадсона Мохоука, и Oneohtrix Point Never, работавших с ней над альбомом, вполне себе угадывается, однако во всем этом видится скорее продолжение идей последнего альбома Antony and the Johnsons, «Swanlights». Что здесь точно удалось — так это правильное ощущение еле уловимого духа времени: это своевременная и современная пластинка о том, что вокруг нас лишь растерянность, безнадега и разруха. Что же нам с этим делать? Дай ответ. Не дает ответа. А.М.

Anohni «Drone Bomb Me»

Слушать

Apple Music

Слушать

Google Play

Kaytranada «99.9%»

Четыре года назад никому не известный Кейтранада залил на Soundcloud неофициальный ремикс на «If» Джанет Джексон, который начал в бешеном темпе откручивать счетчик прослушиваний. Несколько следующих ремиксов постигла та же судьба, на связь вышли люди из букинг-агентств, расторопно отправив горячего юнца по электронным фестивалям и танцевальным клубам. Концертные деньги лучшие в сегодняшнем шоу-бизнесе — неудивительно, что вскоре Кейтранада забрал свои документы из хай-скул.

Лучшее описание для музыки Кейтранады уже придумано: «Если бы Джей Дилла полюбил хаус». Продолжать в этом духе просто: если бы группа The Roots встретила группу Disclosure, чтобы напомнить друг другу, за что им нравились 90-е. А именно: теплый грув, живые ударные, рокочущий бас, многочисленные намеки на джаз и фанк, бит, то чопорно спрямляющийся, то пускающийся во все тяжкие и объявляющий афро-карибскую войну перкуссий; соул-вокал и хип-хоп речитатив, хаус и диско, солнце и вера в чудеса.

Впечатляющий отряд коллабораторов — Андерсон Пак и Сид из The Internet, AlunaGeorge и Badbadnotgood, ветеран юкей-гэриджа Крейг Дэвид, джазовый барабанщик и продюсер со Stones Throw Карим Риггинс, вокалистка инди-поп-группы Little Dragon, рэперы на подъеме Голдлинк и Вик Менса — помогает превратить «99.9%» в мощнейший дебютный альбом, который обязан послушать каждый, кто интересуется хип-хопом, электроникой и всем, что рядом. Если вы уже обшариваете расписание летних фестивалей в поисках имени его авторы, то вас можно понять. А.Н.

Kaytranada «Lite Spots»

Слушать

Apple Music

Слушать

Google Play

Skepta «Konnichiwa»

«Не будьте как овцы, не верьте медиа, — отрезает Скепта в интервью. — Грайм никуда не исчезал, по-прежнему проходили рейвы…» Это его точка зрения, но есть другая: жанр, выросший в лондонских council estate и соединивший опыт ямайских саунд-систем с утяжеленным звуком английского гэриджа, в последние несколько лет слишком уж сильно хотел быть похожим на что угодно, кроме самого себя. Американский рэп и танцевальный поп модифицировали его ДНК, грайм-артисты метили в чарты, но если и попадали туда, то так, что у слушателей возникал вопрос «Почему поет он, а стыдно нам?». Куда больше внимания стал привлекать инструментальный грайм — продюсеры стали выходить из тени эмси, свободно экспериментируя с формой и деконструируя канонический грайм.

Человеком, который все изменил чуть ли не в одиночку, оказался Скепта — 33-летний эмси с хорошей репутацией, но не более. Вернувшись к аскетичному грайм-звучанию времен своей юности, он обнаружил, как выгодно бывает держаться корней. Новые треки «Thatʼs Not Me», «It Ainʼt Safe» и «Shutdown» сделали для его карьеры больше, чем все предыдущие альбомы и микстейпы, вернув интерес к жанру, который именно в этом брутальном и аутентичном виде нежданно-негаданно получил интернациональное признание. Зря, что ли, премьера «Konnichiwa» проходила в Японии? Его альбом настолько силен, что куплет американской суперзвезды Фаррелла, в другой ситуации оказавшийся бы главным элементом маркетинговой стратегии, здесь не более чем забавная виньетка: хорошо, что есть, — но вокруг песни поинтереснее. Новый альбом Скепты легко ставить в один ряд с «Boy in da Corner» Диззи Раскала или «Treddin» on Thin Ice» Уайли — это такой же стилеобразующий релиз, держащий в тонусе с первого и до последнего трека и драматически повышающий степень интереса не только к его автору, но и к жанру в целом.

Вернув грайм на улицу, Скепта вернул ему жизнь и смысл. И, сам не ведая того, оспорил тезис о том, что артист должен без остановки придумывать что-то новенькое — «прогрессировать». Иногда важнее стоять на своем. А.Н.

Skepta «Shutdown»

Слушать

Apple Music

Слушать

Google Play

Susanna «Triangle»

За два года, прошедших после выхода ослепительно блестящего альбома «Meshes of Voice», норвежские певицы Енни Валь и Сюсанна еще точнее обозначили, что сделало ту пластинку союзом поистине уникальным и основанным на полном взаимопонимании противоположностей. Валь на прошлогоднем сольнике «Apocalypse, Girl» продолжила исследовать сексуальность, феминизм и проблемы свободы частной жизни путем музыки жесткой, абстрактной и неотесанной. Сюсанна на новом своем альбоме «Triangle», как и прежде, интересуется природой, религией, магией, ведьмовством, фольклором — и получается это у нее отлично. Эти 22 короткие песни (в среднем — по две-три минуты) состоят, как правило, из небольших шумовых или фортепьянных паттернов, на которые положены самые настоящие мантры — повторяющиеся до видимой бесконечности фразы или их обрывки. Исключения бывают — например, внезапная отсылка к минимал-вейву в виде песни «In the Need of a Shepherd», — но скорее служат не в качестве основной опорной точки конструкции пластинки. Самое главное — это то, как Сюсанна умеет обращаться с репетативностью: для того чтобы это прочувствовать, достаточно послушать песню «Fear and Terror», за свой хронометраж в две с половиной минуты умудряющуюся сначала словно развалиться, а потом заново начаться. О.С.

Susanna «Hole»

Слушать

Apple Music

Слушать

Google Play

White Lung «Paradise»

Предыдущий альбом канадской панк-группы White Lung был похож на пощечину. Новый — это уже удар с ноги в лицо. С первой же секунды на вас обрушивается обезумевшая ритм-секция, визжат гитары, а певица боли и злости Миш Барбер-Уэй ширли-мэнсоновским басом старательно пропевает одну цепкую поп-мелодию за другой. Эта канонада длится чуть больше получаса, но впечатляет куда больше любых других опусов людей с гитарами последних месяцев.

В отличие от большинства крикливых панк-групп White Lung нисколько не стесняются поп-мелодики. Барбер-Уэй и вовсе говорила, что ей нравятся песни Ланы Дель Рей. В этом смысле они куда ближе не к Japandroids или Perfect Pussy, а к Hole или Garbage. Кортни Лав тоже умела делать цепкие поп-песни с болезненными текстами, обильно перегруженными гитарами, жидким нойзом и крикливым вокалом. Она могла и петь о любви, и послать куда подальше. Барбер-Уэй тоже так может: рубленный хардкор «Kiss Me When I Bleed», тревожная отповедь сиюминутной славе «Hungry» или «Below» с ее альт-роковым гитарным перезвоном. Очень старомодная с виду музыка тут берет именно энергией, страстью на разрыв аорты, сексом.

Прошлый альбом White Lung из-за его текстов называли феминистским: Барбер-Уэй там пела об изнасилованиях, отношении к женщинам в обществе, их страхам стать жертвой харассмента. На «Paradise» она идет будто поперек этой тематике. Она поет о верности мужчине, о рае в шалаше (точнее, в трейлере), о парах преступников, о взаимном разрушении, которое влечет обоих героев друг к другу. Но эта страсть и покорность скорее продолжение, заострение темы свободы отдельно взятой женщины. Если хочешь мчать с мотоциклистом на юг, никто тебе не приказ, хочешь предаться убийственной любви — ради бога. «Paradise» — удивительная пластинка. Ретроградский саунд из девяностых тут звучит свежо и смело, а тексты о женской покорности выглядят манифестами свободы. Мощный, страстный диск. Кажется, у Кортни Лав появилась первая способная ученица. Н.О.

White Lung «Below»

Слушать

Apple Music

Слушать

Google Play

Nothing «Tired of Tomorrow»

Доминик Палермо играл в панк-группе, попал в тюрьму за нападение на человека, пережил смерть отца и провалялся почти весь 2015 год в больнице, после того как не поладил на улице с теми, кто хотел отобрать его мобильник. Его группа Nothing пишется на металлическом лейбле Relapse в компании с Neurosis и Baroness, ругается со Slowdive и имеет довольно странные отношения со своими фанами. На промо их альбома — не уткнувшиеся в примочки мечтатели, а потенциальные герои шоу MTV девяностых: алкоголь, туалет, татуировки, дурацкий юмор. И альбом «Tired of Tomorrow» тоже сделан будто в девяностых. Примитивная гитарная статика, электрический угар с гранжевыми барабанными сбивками, чуть ли не цитирование Кобейна в песне «Eaten By Worms», страдальческий голос. И шугейз у Nothing вполне традиционный: тишина — шум — стена звука — умри все сущее — всем спать.

Такие исходные данные навевают скуку. Но «Tired of Tomorrow» стоит послушать. Во-первых, Палермо, конечно, обладает дурным характером, зато он отличный песенник: на 11 треков тут семь — цепкие, хваткие поп-песни о любви и смерти, пусть и с альт-роковой статью. Во-вторых, он умело работает со сращиванием хардкор-динамики и дрим-поповой сонливости. В том смысле, что их тут поровну: песня способна и повисать вокалом в облаках, и обрушиваться рубленными гитарными риффами. При этом «Tired of Tomorrow» — это очень неагрессивный альбом. Постоянно сталкивающийся с неприятностями Палермо сдержанно пропевает нехитрые партии, оставляя всю боль текстам о ментальных расстройствах, паранойе, о вечной беготне по кругу: завтра не будет не потому, что мы погибнем, а потому, что мы устали. Н.О.

Nothing «Eaten By Worms»

Слушать

Apple Music

Слушать

Google Play