перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Герои

Итоги года глазами музыкантов, часть первая

Продолжаем подводить итоги года. Мы попросили рассказать о своих впечатлениях от 2013-го музыкантов: участники Motorama, Kira Lao, «Лемондэй» и еще десятка групп о том, чем им запомнились последние 12 месяцев. Сегодня — первая часть.

Влад Паршин Влад Паршин Motorama, «Берген Кремер»
«Из того, что порадовало, — Ник Кейв, Дэвид Боуи, Молли Нильссон, Shine 2009, Savages, The Embassy, еще Austra. Очень хорошие альбомы у всех. Из тех, что сейчас на слуху, мне понравились Disclosure. Darkside вообще хорошие. Омар Сулейман отличный альбом сделал. Все нормально у My Bloody Valentine — я их альбом послушал, правда, смотря концерт по какому-то онлайн-вещанию. Но было круто. Еще вышел сборник Tindersticks «Across Six Leap Years» — шикарный. Это одна из моих любимых групп, как, например, The Smiths. Честно говоря, не знаю, что про них всех сказать. Я вообще не умею рассказывать про группы, их лучше послушать. Из разочарований — The National и Arcade Fire. Альбомы совсем не зацепили. У Arcade Fire вообще блевотина редкая, а у The National две песни нормальные только, остальное — говно. Сейчас увидел «Мумий Тролля» на китайском — вот это порядок. Из русского еще нормальная группа — БГ. Тексты — в форме. Лучше, чем у многих современных. Ну ладно, я пошел, пока».

Группа Motorama выпустила в этом году всего несколько песен, зато все очень хорошие

Александр Холенко Александр Холенко DZA
«2013-й для меня был очень интенсивным и насыщенным. Мне пришлось отыграть порядка сотни концертов от США до Азии, прокатиться по всей России в составе «Мумий Тролля», запустить How2make records во все главные интернет-магазины, завести массу интересных знакомств. Если честно, в двух абзацах не рассказать о всех впечатлениях. Самое приятное — что наконец появилось ощущение того, что русские молодые музыканты начали делать ставки на свое творчество и выходить на качественно новый уровень. Но самое важное, что наконец-то многие перестали стоять особняком, а начали как-то взаимодействовать друг с другом. Это очень круто. Я надеюсь, в связи с этим, что 2014-й будет еще более интересным и сумасшедшим».
Иван Калашников Иван Калашников «Наадя», Moremoney

«В 2013-м я мало что успел, был занят на работе. В плане музыки, наверное, для меня это был не самый удавшийся год. Но мне все равно все понравилось. Мы как-то повыступали, что-то поделали, забились в следующем году много чего выпустить, воскресить Moremoney, проделать нужную работу с «Наадей», не знаю, не порвемся ли мы от этого, но все равно будем делать. Я хочу сейчас свой сольник выпустить — плохо, что он все переносится, переносится и переносится, но, надеюсь, мы все сделаем, одолеем своих демонов. В 2013-м я вот что понял про музыку: я услышал трек Daft Punk, где читает этот известный старенький саунд-продюсер, Джорджо Мородер, и понял, что мне всегда казалось, что век инди-электронных музыкантов типа Burial короток. Они на хайпе, а потом все равно приходят новые люди — и все. Не как в поп- или рок-музыке, где ты можешь до шестидесяти, семидесяти петь. Но, послушав этот трек, я понял, что с электроникой то же самое происходит, из-за медиа, из-за интернета все стало каким-то более естественным, можно продолжать очень долго. Можно заниматься музыкой вплоть до старости — и никто тебе ничего не скажет. Можно в восемьдесят лет делать дабстеп, не париться и выступать с ним. Это радует».

Группа «Наадя», собранная участниками Moremoney, появилась чуть больше полугода назад и записала всего две песни — но уже очень заметна

Юлия Накарякова Юлия Накарякова «Лемондэй»

«В декабре 2013-го я решила послушать альбомы, вышедшие в этом году, и за полторы недели прослушала штук 50–60. Вообще, мне понравилось. Я что-то готовила на своей керамической сковороде и слушала Death Grips «Government Plates» — и постоянно нажимала на паузу, потому что мысли о том, что я слушаю самый крутой альбом этого года, были громче, чем музыка, и мне хотелось срочно кому-нибудь рассказать о том, что я слушаю самый крутой альбом этого года. А в мае мы выпускали «Фаворита» и накануне премьеры решали, какую из двух песен мы успеем свести за ночь. И для меня это было самое сильное, и прекрасное, и, наверное, самое главное в этом году время».

Макс Николаев Макс Николаев Pinballsound
«Мне вот что кажется важным: весь год прошел в рассуждениях в блогах и СМИ о сращивании мейнстрима и поп-музыки. По моим ощущениям, это ошибочно. Мейнстримовые музыканты просто стали использовать наработки инди-музыкантов — чтобы расширить аудиторию. Они пытаются привлечь внимание хоть как-то, хоть тверкингом, хоть чем, ведь внимание в наш век — это деньги. Музыкальная индустрия в кризисе, физические носители умирают, доходы перешли в концертный бизнес. Так что большие лейблы вкладывают деньги, пиар-усилия и что только не в эту интеграцию, в то, чтобы их музыканты заимствовали из инди-сферы. Но разрыв еще больше увеличился. Потому что в этом лавинообразном потоке музыки многие интересные и крутые вещи остаются ниже радара. Например, группа Grumbling Fur, занявшая первое место у The Quietus. Не знаю, где они ее откопали, — у них и альбома-то целиком на YouTube нет, и у клипа 11000 просмотров, это смешно, даже у несчастных Pinballsound больше. Все намного трагичнее. Мейнстримовые конторы стараются выгрести максимум из оставшегося в инди-музыке, а прекрасные музыканты, раньше имевшие шанс вырваться, в итоге остаются в относительной безвестности и безденежности. Это, конечно, не отменяет того, что в мейнстриме есть действительно талантливые люди. Канье Уэст, мне кажется, справедливо занял везде первое место со своим «Yeezus», это действительно гениальное скрещивание всех наработок современной электроники с рэпом и черт знает чем еще».

Уже после того, как новая EP Pinballsound появилась на «Волне», группа переделала и улучшила песню «Диспетчер»

Иван Смирнов Иван Смирнов «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки»

«Из главных впечатлений этого года — прекрасный альбом «Фобос» «Петли пристрастия». Такие песни, как «Небо-молот», или «Царапина», или «ТЭЦ», — я больше не вспомню, когда еще плакал от песен новой русской группы. Настолько это про меня и про нас про всех. Альбом Федорова и Волкова «Если его нет» тоже страшно понравился. Гораздо больше, кстати, чем альбом с «Крузенштерном и пароходом». Альбом Земфиры — просто потрясающий. Тем более что я ее никогда не любил и прошлые пластинки мне совершенно не нравились. Неожиданно прекрасным оказался последний Sigur Rós. Я уже думал все: они еще глубже заберутся в звуковое болото — а исландцы вдруг выдали звенящий и громкий поп-альбом, лучший со времен «Takk…». Недавно послушал новый альбом Бейонсе — тоже офигительная пластинка. Тот редкий случай, когда над альбомом работает куча людей, музыкантов, звуковиков, приглашенных композиторов — и выходит не унылое говно, а большой поп-альбом. Ну и, конечно, «Reflektor» Arcade Fire! К каждой их новой записи все труднее пробиваться, но когда расслушаешь — она вгрызается в тебя надолго. А «Afterlife», думаю, вообще лучшая песня за последние лет 5. Если говорить не об альбомах, то нас всех (в смысле «КДИМБ») совершенно поразил в этом году фестиваль Motherland. Это удивительная история, когда двое совсем юных людей без какого-либо спонсора или медиа за спиной вдруг делают в Москве фестиваль на открытом воздухе, да еще и в течение всего лета, несколько раз. При этом и в долги залезают, и не без форс-мажоров — но сам факт поразительный! Из неприятных впечатлений — ну вот распад NRKTK, кстати, очень расстроил. Мы даже спорили раньше — как «Наркотики» смогут выбраться из этой формы «речитатив + танцы», потому как она, наверное, должна страшно ограничивать. И тут они записали такой крутой альбом, где уже и песни без речитатива, и такие крутые, а тут они распадаются. Очень жалко! О, еще совершенно ужасный альбом Kings of Leon. Их многие ругают за безвкусицу и «стадионщину», но они очень круто играют, и мелодии всегда были офигительные — я очень их люблю. А тут вдруг скучный и безголовый альбом, как будто они совершенно исписались. Еще очень не понравился реюнион Tequilajazzz. И звук был очень плохой, и с любимых поздних альбомов мало что прозвучало. А для меня это был первый их концерт. Так что я очень расстроился. Ах да. Я тут еще услышал группу «Ангел небес». Это так безумно, что даже манит. Как будто Змей Горыныч, в которого мы никогда по-настоящему не верили, вдруг оказался настоящим!»



Единственная новая песня, записанная «Краснознаменной дивизией имени моей бабушки» в этом году — «Number Pi», число «пи», положенное на музыку

Кира Вайнштейн Кира Вайнштейн Kira Lao

«2013-й для меня стал годом, когда музыкальные впечатления неожиданно ушли на второй план и по-настоящему вдохновлять стали другие виды искусства. Я даже больше переслушивала какие-то старые «классические» альбомs, чем следила за новинками.

Мой личный топ-10 выглядит так:
1. Челси Вулф «Pain Is Beauty»; 2. The Knife «Shaking the Habitual»; 3. Канье Уэст «Yeezus»; 4. «Петля пристрастия» «Фобос»; 5. Chikiss «Ничего не бойся»; 6. «Мутафория Лили» «Да здравствует фикция!»; 7. Tindersticks «Across Six Leap Years»; 8. The Black Angels «Indigo Meadow»; 9. Iamamiwhoami «Bounty»; 10. Джеймс Блейк «Overgrown».

Пожалуй, самое важное для меня, что произошло в этом году в музыке, — так это Blur на «Пикнике». Спустя 10 лет я наконец услышала живьем голос человека, который вдохновил меня на то, чтобы собрать свою собственную группу. И главное ожидание 2014-го — это, конечно, сольный альбом Деймона. Уходящий год был особенно богат на зарубежные привозы, вот уж не ожидала, что впервые услышу живьем Dead Skeletons и Warpaint в Москве, остается надеяться, что кому-нибудь придет в голову привезти в следующем году The Black Angels».

Женя Гудков, Инна Маклакова Женя Гудков, Инна Маклакова «Пес и группа»

«Женя: В этом году мне больше всего понравился альбом Ника Кейва «Push the Sky Away»

Инна: Мне тоже. Они как «Властелин Колец» до сих пор.

Женя: Я Кейва миллион раз послушал. Он мне очень нравится, и мы ему десять поставили, но на самом деле это все двадцать, а все остальное — лишь относительно него».

«Не убирай волосы», прекрасная песня, сочиненная «Псом и группой» в этом году

Александр Зайцев Александр Зайцев
«У меня так получилось, что в этом году произошло очень много изменений: я перестал играть с группой «Самое большое простое число», стал активно заниматься какими-то новыми для себя вещами. Все главное, что в этом году происходило и что, я надеюсь, случится в следующем, связано с этой новой моей увлеченностью и работой. Во-первых, я сделал с московским музыкантом Федором Веткаловым сделал лейбл Tastes Differ, и для него я сначала Федин альбом помог скомпилировать, а потом еще музыканта Tembr69. Это заняло у меня очень много времени, мы довольно много материала отслушивали, думали, как это собрать вместе, потратили огромное количество времени, сделав всего два релиза. Третьим релизом на лейбле был мой альбом — это уже отдельная история, я не буду ее касаться. Я очень рад, что я как-то в этом участвовал, мы их даже сначала делали, не думая про лейбл, нам просто хотелось скомпилировать какую-то новую русскую электронику, которая попыталась бы говорить каким-то новым языком. Федин альбом под именем Xi Zhuang, который мы первым выпустили, больше понятен западной аудитории, я даже знаю реакцию лейбла Rephlex, они его с интересом слушали. А второй альбом возник совершенно ниоткуда, зато есть интересная история, что он записан полностью на мобильном телефоне — и даже видео к нему сделано на телефоне. Интересная пластинка, которая находится вне понятных и модных трендов. Когда я им занимался, стало понятно, что надо создать лейбл, чтобы была некая платформа, через которую можно рассказывать об этих релизах. У меня с этим лейблом связаны очень большие ожидания в 2014 году, мы хотим выпустить там еще какие-то записи, в том числе живую группу. Есть такой дуэт Fizzarum, электронный дуэт из Петербурга, который подписан на лейбл Domino, то есть его товарищами по лейблу являются Arctic Monkeys и, например, Franz Ferdinand. Дима Дубов, человек, который эту группу придумал, и ее бессменный участник, весь 2013 год со мной активно работал в студии, мы занимались всякими экспериментальными технологиями. У нас стали получаться потрясающие вещи, мы назвали группу ADDZ — и буквально на прошлой неделе записали новый материал и сыграли его вживую на концерте, мне это очень нравится. Это самая необычная и интересная музыка, которая у меня наконец начала получаться. Мы очень надеемся, что в начале 2014 года какую-то запись выпустим, — это сейчас самое главное ожидание у меня».

Композиция «5» с сольного альбома Александра Зайцева, выпущенного в этом году

Сергий Черепихо Сергий Черепихо
«Главным впечатлением года был перелом челюсти. По собственной, честно сказать, дури. Когда посидишь с запечатанным ртом месяц, многое начинаешь понимать, прямо как Гомер Симпсон. В музыке великих потрясений не испытал: в моем хит-параде с большим отрывом лидирует новый Ник Кейв (причем я вовсе не любитель The Bad Seeds, мне Grinderman больше по нраву). Весь год был под знаком Балабанова. Сначала я услышал его интервью, где он говорил, что жить ему остались считаные месяцы, потом оказалось, что он не лукавил, а потом я посмотрел его последний фильм: это были самые сильные эмоции. Таких мощных людей совсем мало осталось. Вот разве что Леня Федоров (альбом «Быть везде» прекрасный, «Если его нет» почти такой же прекрасный). И Дэвид Линч, который отказался от кино, но вдруг принялся писать гениальную музыку («The Big Dream»). Ну и, наконец, третий мой кумир — Ларс фон Триер — породил фильм, который пока никто не видел, так что о нем пока умолчим. Год был для меня непростой, хотя я наконец вздохнул с облегчением, так как поставил точку в своей трилогии (альбомы «4 и 100», «Шрифт», «К счастью»). Теперь некоторая опустошенность. Впрочем, материала на следующий диск хватает, инструменталы уже почти все готовы, предстоит отобрать лучшее и написать лирику; хочу отказаться от синтетики, компьютеров и сделать максимально сыро и естественно. Плюс хочу снять короткометражный фильм по мотивам «К счастью», покамест готов только первый эпизод. Еще собирался записать избранные песни трилогии живьем, на студии, с музыкантами, но это уж как пойдет».
Максим Келлер Максим Келлер Der Keller

«Как это ни удивительно, для меня главным музыкальным событием 2013-го стало образование группы Der Keller. Начиналось все с one-man band, а превратилось в квартет. За год удалось записать 2 EP и сыграть около 5 концертов. Больше всего запомнился в China-Town-Café, когда группу выключили из-за моего ужасного поведения. Организаторы испугались за сохранность аппаратуры. Из других более масштабных событий можно выделить большое количество хороших летних фестивалей в Москве. 2014-й: годовщину группы планируем отметить в начале года выпуском сингла и клипа. Главной целью на 2014-й является запись долгоиграющего альбома, благо песни пишутся. От других исполнителей жду возвращения в «Мумий Тролль» Цалера и завершения творческой деятельности Бибера».

Песня «Мы не играем вместе» группы Der Keller

Дмитрий Зильперт Дмитрий Зильперт Tinavie, Zorge
«Мегагод! И с Tinavie, и с Zorge выпустили новые альбомы. С Zorge сыграли в этом году по обе стороны Тихого океана: в феврале во Владивостоке, а в сентябре — в Калифорнии. В истории Tinavie также состоялись первые выступления в Штатах: совместные концерты с Zorge в Нью-Йорке и Сан-Франциско. В Америке с Тиной (Tinavie) попали на два умопомрачительных концерта — Atoms for Peace и канадцев Half Moon Run. Кстати, концертный год Tinavie Тина закрывает на родине последних — сольным выступлением в Канаде, в Монреале. Хорошей новой музыки в этом году много. Моя любимая пластинка — «Is Your Love Big Enough?» Лианны Ла Хавас, мне кажется, это один из самых недооцененных альбомов года. А вот Vampire Weekend, по-моему, все слишком перехвалили. Из неприятных событий-тенденций хочется отметить закрытие клуба Gogol’ в Москве и в целом довольно печальную ситуацию с концертными клубами в обеих столицах. Концерты все чаще перемещаются в дорогие рестораны и ночные клубы с их довольно специфическим музыкальным форматом. Думаю, для музыки и творчества это плохая тенденция, потому что умение развлекать и не напрягать, похоже, становится определяющим фактором для концертного будущего групп».
Никита Сташевский Никита Сташевский Mana Island
«Для меня 2013-й был годом музыкального взросления — я окончательно расстался со старыми кумирами и не успел оглянуться, как приобрел новых. Я впервые скатал на парижский Pitchfork Music Festival — это точно самое яркое музыкальное воспоминание на данный момент, ну и долгожданные The xx в Москве. Джейми xx сам по себе является одним из моих любимых электронных музыкантов, и живой связкой «Reunion» — «Far Nearer» меня конкретно расщепило и собрало заново. От 2014-го я жду прежде всего лета — сезона, когда мы уже отметим наш первый день рождения группы и с дебютным мини-альбомом начнем гастролировать в его поддержку».
Войцех Дзержинский Войцех Дзержинский Dzierzynski Bitz
«Год был насыщенный. Но у нас по ощущениям он закончился не сейчас, а два месяца назад, когда мы взялись за новую пластинку. Дом — дорога — студия. Почти как в офисе. По 12 часов в неделю с одним выходным. Летом было весело. Мы поездили по фестивалям и побывали даже в Грузии, в которой, как оказалось, нас знают и слушают. Закончилась концертная серия эпическим выступлением в местечке Бармаки под Ровно. Где мы вдвоем с нашим саксофонистом делали стиль под запинающийся плейбек на заплетающихся ногах. Говорят даже, что я читал речитатив под один наш трек. В следующем году выпустим новый альбом и снова поедем нести свет в массы. Ищем впечатлений и большого звука. Надеюсь, таланты победят тренды. Очень люблю певца Шона Николаса Сэвиджа и искренне желаю ему стать наконец мировой звездой».

Клип на песню Dzierzynski Bitz «Женщина»

Иван Лужков Иван Лужков Никита Прокопьев
«Главное ощущение от этого музыкального года — скука. Все альбомы, бывшие в прошедшем году условно на виду, в лучшем случае ничем не удивляют, как, к примеру, предельно симпатичный альбом Дина Бланта, который через год никто не вспомнит. В худшем, как в случае с альбомом Haim… Впрочем, не будем тратить драгоценное время. В русской музыке ситуация в целом такая же, но здесь есть одна особенность — с американцами я не дружу (особенно не люблю скандинавов), а мне всегда очень нравятся альбомы моих друзей. Называть имен не буду, скажу только, что группы «Электрофорез» и «Неуловимые мстители» мне, наоборот, не друзья. Всем желаю того же — и еще послушать замечательную пластинку Sashash Ulz «Домики», которую я как-то пропустил и слушаю прямо сейчас. Очень жаль Джейсона Молину; миру, в котором его нет, я ставлю ноль».
Оксана Ивашинина Оксана Ивашинина Magnetic Poetry
«Этот год у нас прошел значительно спокойнее, чем прошлый. Мы скорее прошли через какое-то становление, набирались сил и вдохновения, чем активно что-то делали. Проще говоря, мы завели кошку и засели дома. Зато мы многое переосмыслили, например — наш звук и подход к лайвам. В следующем году мы собираемся дать несколько необычных концертов, осваиваем новую аппаратуру, дабы больше не звучать, как караоке. В этом году было столько концертов и фестов, что мы странным образом половину профилонили. Но тем не менее мы (полуслучайно) попали на концерт всей жизни (нет, я не о Grimes, хотя это было весело) — шоу Kraftwerk в Хельсинки. Суровые финны почти не танцевали — а меня просто до костей пробрало от их величия, это ведь вся сущность электронной музыки. Короче, после концерта я еще час рыдала и тряслась, до сих пор мурашки по коже».

Милейший клип на новую песню Magnetic Poetry «That's True, Love», снятый самими музыкантами

Ошибка в тексте
Отправить