перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Контекст

Почему музыка утекает в интернет?

В новом выпуске рубрики, посвященной самым интересным вопросам, так или иначе связанным с музыкой, «Волна» выясняет, почему большинство альбомов оказывается в интернете задолго до официальной даты выхода.

Дмитрий Коннов Дмитрий Коннов генеральный директор Universal Music Russia

«Вредят люди, так или иначе связанные с доставкой контента до финальных витрин. Раньше это были те, кто производил компакт-диски. Сейчас, как вы понимаете, существует множество цифровых платформ. Мастерингом альбома занимаются люди, доставкой из студии до них тоже занимаются люди. Всегда возникает возможность утечки, поскольку это три клика мыши.

С людьми подписываются контракты, внутри которых четко указано, что их ждет, если они превысят таким образом служебные полномочия (как минимум увольнение). В половине случаев виноваты сотрудники компаний, которых нанимают для конкретных работ, — того же финального мастеринга, например: он делается на студии с теми, с кем заключен по русским меркам срочный трудовой контракт. Если сотрудник вовлечен в некрасивую историю, студии грозит отсутствие заказов с нашей стороны, что довольно существенно.

Зачем люди это делают? В наш бизнес вряд ли приходят зарабатывать — скорее за вполне понятной свободой. Факт доступа и возможность поделиться эксклюзивом — я думаю, вот главная мотивация. 

Вообще, я не согласен с тем, что большинство альбомов утекает до релиза — мне кажется, пропорция 50 на 50. А публика так или иначе голосует кошельком: если альбом ее очарует, он окажется на первых местах хит-парада, а артист вряд ли много потеряет. Если нет, то дело, конечно, не в нарушении маркетинговых планов.

Для российских артистов большая часть доходов — это так или иначе концертная деятельность. За счет тотальной интеграции пиратства с социальными сетями наш рынок упал за последние пять лет процентов на восемьдесят пять — так что волнения по поводу продаж альбомов для российских артистов давно позади».

Борис Барабанов Борис Барабанов музыкальный обозреватель «Коммерсанта»

«Все альбомы все равно попадают в сеть — до релиза или после. Это уже определенные правила игры: в каких-то случаях музыканты сами этому способствуют, в каких-то — закрывают на это глаза. Музыкант может переживать по поводу того, что в интернете оказалась незаконченная версия — но это уже вопрос его отношений со студией, с лейблом, с людьми, которые держат его альбом в руках.

99% зарубежных альбомов, которые я получаю заранее для рецензии, уже есть в интернете. Если мне приходит пластинка от отечественного исполнителя, дату релиза надо либо указать в тексте, либо до определенного момента вообще об альбоме не писать. Почему в России утекает меньше альбомов? Потому что музыки меньше интересной. Меньше спроса — меньше утечек.

Предпрослушивания регулярно устраивает Леонид Федоров. У него сложилась такая традиция: он приглашает журналистов к себе домой и ставит им альбомы, а не высылает их на рецензию. Все журналисты, которые могут что-то написать о его музыке, помещаются в его квартиру.

О мотивации мне говорить сложно. Есть категория людей, которые считают, что все искусство должно быть общим. В этом присутствует даже определенный азарт, и их можно понять — у меня тоже есть азарт, есть желание написать о какой-то пластинке первым; наверное, люди, которые устраивают утечки, испытывают нечто подобное».

Дмитрий Родин Дмитрий Родин руководитель контентной службы «Яндекс.Музыки»

«Мне кажется, само понятие официального релиза сейчас несколько утратило свой смысл: выпуск альбома или сингла фактически происходит в момент, когда запись становится доступна слушателям. Такое действительно часто случается раньше даты, анонсированной правообладателем, и появления записи в продаже. Но, по моей оценке, — вовсе не «почти всегда».

По нашим наблюдениям, значительно чаще до запланированной даты релиза в интернете оказываются записи иностранных исполнителей. Премьеры альбомов местных музыкантов регулярно и довольно часто происходят на «Яндекс.Музыке» — мы заранее договариваемся об этом с лейблами и артистами, и в результате альбом появляется впервые именно у нас, не раньше и не позже намеченного срока. Таким образом альбом получает нашу промоподдержку, что впоследствии может обеспечить рост продаж: это мы наблюдали, например, в случае с последней пластинкой Моби.

Причины ранних утечек могут быть разными. В то же время не всегда появление альбома в интернете раньше даты официального релиза является утечкой. К примеру, часто исполнители и лейблы сотрудничают со СМИ, договариваясь о стриминге альбома на сайте издания за неделю или несколько дней до его появления в продаже. Уже оттуда альбом утекает в свободный доступ: многие артисты и правообладатели сознательно идут на это, если считают, что СМИ обеспечит альбому достойную промоподдержку».

Шестой студийный альбом Radiohead «Hail to the Thief» в 2003 году появился в интернете в незаконченной версии за 10 недель до релиза. Сегодня его можно целиком послушать на YouTube (и тоже непонятно, насколько это легально)

Ошибка в тексте
Отправить