перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Chairlift, Скулбой Кью, 2 Bears, Ричард Янгс и другие

Дайджест свежевышедших пластинок, которые имеет смысл послушать, — от сайд-проекта лидера Hot Chip до почти гениальной бруклинской поп-музыки, от русского чиллвейва до гитарных импровизаций.

Chairlift «Something»

Бруклин, девушка, синтезатор — комбинация уже столь распространенная, что при одном перечислении тегов как будто досконально уже понятно, что услышишь. В принципе, на втором альбоме ансамбля Chairlift, который за время пути от первого альбома успел превратиться из трио в дуэт, все ожидания оправдываются — но стократно. Грубо говоря, это идеальный альбом в этом самом жанре «Бруклин-девушка-синтезатор» — просто по уровню песен, просто по обаянию и какой-то близости. В принципе, Chairlift тут доводят практически до совершенства все приемы и ссылки, которые практиковали их коллеги и они сами: обволакивающие клавишные, скромный и скоромный восьмидесятнический дух, ускользающая вокальная красота и так далее, и так далее. Ощущение присутствия тут удивительным образом женится с ощущением отсутствия — если представить себе, что все предыдущие ансамбли, так или иначе воображавшие свои собственные 80-е, в итоге создали-таки свой отдельный небывалый универсум, то Chairlift на «Something» в этом облачном выдуманном пространстве живут как бы не подозревая, что оно выдуманное и что оно является следствием какой-то ностальгии. Бывает так, что первый раз знакомишься с человеком — и уже ощущение, что знаешь его тысячу лет, что вы говорите на одном языке и что дальше вы так или иначе будете идти по жизни вместе. Вот «Something» — точь-в-точь как такой человек. Впрочем, могла ли девушка, собравшая группу Girl Crisis, записать что-то плохое? Конечно, нет. А.Г.

 

«Sidewalk Safari»

 

The 2 Bears «Be Strong»

Группа Hot Chip, говорят, активно дописывает новый альбом — но отдельные ее участники действуют еще и сами по себе: Алексис Тейлор в прошлом году записал полуимпровизационный альбом вместе с барабанщиком This Heat в составе About Group (правда, на мой вкус, не очень удачный); у басиста и барабанщика концертного состава — свой ансамбль; ну и упитанный бородач Джо Годдард тоже времени зря не теряет. The 2 Bears — это его дуэт с человеком по имени Раф Ранделл (изначально предполагался еще Джо Маунт из Metronomy, но, к сожалению, отпал); название отсылает к сленгу гей-коммьюнити, выступает ансамбль вроде как в медвежьих костюмах — ну и вообще они веселые ребята. «Be Strong» — это в общем и целом оммаж классическому хаусу, только реанимированная классика заточена тут скорее для домашнего прослушивания; она тут сколь танцевальная, столь и «милая», сколь по-дискотечному бодрая, столь и пародийная. К тому же авторы охотно отступают в сторону от избранной тропы — есть тут и ловкие гитарки, почти как у тех же Hot Chip, и урбанистическая лирика в духе, допустим, Madness, и даже песни про работу и про повышение пенсионного возраста. Хотя в целом все по правилам — хлопки, механические голоса, мантры про музыку, которая освобождает, общая монотонная эйфория. Альбом, что называется, приятный во всех отношениях — но по большому счету все-таки чувствуется, что припевы и куплеты у Годдарда выходят лучше, чем сугубо функциональная музыка: полноценные песни тут на порядок лучше, чем треки, стремящиеся максимально близко к корням. И тем не менее — эти медведи топчутся по ушам весьма изящно. А.Г.

 

«Get Together»

 

Cardinal «Hymns»

Американец Эрик Мэттьюс и австралиец Ричард Дэвис записали в качестве дуэта Cardinal одну-единственную великолепную пластинку в начале 90-х — тогда воскрешали буколический барокко-поп 60-х и слегка подравнивали его под новые стандарты. После записи альбома Дэвис с Мэттьюсом сразу же разошлись, «Cardinal» стала в своем роде культовой записью, а их творческий метод переняли Belle & Sebastian и здорово с ним преуспели. Теперь, восемнадцать лет спустя, Cardinal вдруг ни с того ни с сего собрались заново — и выдали пластинку, практически идентичную первой. На «Hymns» звучит все тот же камерный поп с легким налетом психоделии, причем звучит так, как будто всех этих лет не было. Да, за восемнадцать лет такой музыки, пожалуй, было сыграно чересчур много, и да, многие играли ее лучше, чем Cardinal, но к альбому придраться совершенно невозможно: сделан он вполне себе безупречно. Cardinal вменяют, что на новой пластинке ни одной выделяющейся песни, — но, как по мне, конкретные песни никогда не были сильной стороной ни Cardinal, ни Дэвиса с Мэттьюсом по отдельности. Вся соль тут в звуке — «Hymns» в точности восстанавливает ту конструкцию, которая присутствовала на первом альбоме: смесь 60-х и 90-х, барочные песни с ясным ощущением, что где-то за углом расцветает тви-поп, абсолютно достоверная легкость. Г.П.

 

«Her»

 

Milky Toad + Chikiss «Zimni Son»

Певица Галя Чикис продолжает свое продвижение на восток — пару месяцев назад она записалась с екатеринбуржцами из «Сансары», теперь — с электронщиком из Омска Андреем Митрошиным, автором проекта Milky Toad. Вообще, кроме шуток, та удивительная связность, которую Чикис невольно придает новой русской музыке, — это замечательно; а вдвойне замечательно то, что следствием этих связей становится очень хорошая музыка. Митрошин на этой записи играл, Чикис — пела, получился, в общем-то, натуральный русский чиллвейв — и хотя я понимаю, какую реакцию сейчас вызывает этот термин, здесь имеет место образцовое его воплощение в жизнь, незамутненное, прозрачное, морозное; настоящий «Зимний сон». Звук аналоговых синтезаторов расплывается, как на кассете, мелодии скоротечно звенят и пропадают, как пар от дыхания на мороза. У Milky Toad это так или иначе было всегда, но теперь к этому прибавляются еще и песни о туманах, небесах и вечерах — тоже скоротечные и какие-то прекрасно-инфантильные. Тут даже названия треков говорящие — «Свитер», «Электричка», «Тишина»; ну да, запись, в сущности, обо всем об этом — и о том, как это можно искренне любить и чувствовать. А.Г.

 

 

Скачать альбом можно здесь

 

Trailer Trash Tracys «Ester»

Первый альбом британского квартета Trailer Trash Tracys, который писался чуть ли не три года (во всяком случае, группу мы подметили еще в 2009-м); все как мы любим — 80-е, девушка на вокале, дрим-поп и шугейз. От подобной музыки все порядком подустали, но Trailer Trash Tracys берут за шкирку и не отпускают: они играют в 80-е сурово и сухо, привносят в традиционно бесхребетный дрим-поп скрытую угрозу (это понятно хотя бы из названий песен вроде «Strangling Good Guys» или «Los Angered»). Их музыка — диковинная химера: с одной стороны, простые мелодии, как у поп-групп 50-х, с другой — дикий, тревожный звук с перекрученными ударными и неразборчивым вокалом; с одной стороны — мечтательный шумовой поп, с другой — хромая ритм-секция, которая такой музыке противопоказана (представьте себе, как звучали бы My Bloody Valentine без четких баса и барабанов). Про свою музыку Trailer Trash Tracys говорят, что играют в особом «строе сольфеджио» (похоже на абракадабру), под который, мол, не подходят обыкновенные западные инструменты. Такие вещи принято писать в пресс-релизах, но музыке эта деталь вполне соответствует — она вся немного не на своем месте, в лучшем смысле слова. Г.П.

 

 

 «Гриша любит Грушу» «Все деньги мира»

«Играем в стиле «романтический китч», — сообщает ансамбль «Гриша любит Грушу» в собственной аннотации, и не врет. Вот краткое перечисление сюжетов, которые раскрываются на этом альбоме: GPS-навигатор как метафора жизни современного горожанина, хроники жизни одинокой девушки, просиживающей дни в сети «Вконтакте», нелегкая участь представителя офисного планктона, монолог водителя маршрутки кавказской национальности, любовная коллизия у палатки с шаурмой, подростковая страсть к напитку «Ягуар» и другие; все это упаковано в звук формата «Нашего радио» и озвучено проникновенным девичьим голосом. Помнится, ранние записи Padla Bear Outfit и «Лемондэй» поспешили окрестить термином «анти-груша» (более того, учитывая название ансамбля и иные обстоятельства, есть подозрение, что его создатели в курсе словечка); так вот, «Гриша любит Грушу», пожалуй, даже больше подходят под условный русский анти-фолк: тут тоже взят за основу некогда сакральный и сильно себя скомпрометировавший жанр и наполнен внезапным дурацким содержанием. Только жанр этот — русский рок: звук тут нарочито электрический и плоский, как, не знаю, у какой-нибудь группы «Серьга». А содержание, соответственно, — будни предположительных российских обывателей. Другой вопрос, что там, где у PBO и «Лемондэя» был юмор на уровне кухонных интеллигентских пересмешек, у «ГЛГ» — КВН и комические куплеты, пусть и не лишенные остроумия. Может статься, впрочем, что в таком виде все это дойдет до куда более широких слоев населения (песню про навигатор на том же «Нашем радио» вроде бы уже ставили) — хотя представить себе человека, который будет слушать «Все деньги мира» по кругу, несколько затруднительно. И честное слово: все это я пишу не потому, что альбом завершается песней «Дождь на Пикнике «Афиши», в которой «джинсы из топшопа» рифмуются со словом «жопа». А.Г.

 

 

Прослушать и скачать альбом можно здесь

 

Richard Youngs «Core to the Brave»

Ричард Янгс — опытный шотландский экспериментатор, музыкант, выпускающий по несколько пластинок в год, побывавший на обложке Wire и игравший в концертом составе Яндека. Музыку Янгса, как водится, сложно определить несколькими словами: от него никогда непонятно, чего ожидать, — он записывает дроун, акустический психофолк, электропоп, все что угодно. Главная, пожалуй, объединяющая черта всей его музыки — она по большей части аскетичная, медленная и репетитивная. «Афиша» писала про Янгса, когда у него выходил  «Beyond the Valley of Ultrahits», одна из самых его доступных записей, десять практически поп-песен; с «Core to the Brave» история ровно обратная — это гнетущая и требовательная музыка. На альбоме не звучит ничего, кроме баса, электронных барабанов и печального голоса Янгса — их, впрочем, хватает, чтобы целиком заполнить пространство звука. На протяжении семи песен Янгс под повторяющиеся басовые паттерны и беспокойный бит поет о загадочных вещах; оторваться при этом совершенно невозможно — в музыке присутствует какой-то мощнейший саспенс, все время кажется, что все вот-вот рухнет и полетит в пропасть. Сложно толком объяснить, зачем такое слушать, но переживание сильнейшее — вдобавок это, как часто у Янгса бывает, красивейшая и печальнейшая музыка. Г.П.

 

«Forever Hills of Everyday»

 

Hospitality «Hospitality»

Два мальчика, одна девочка, песни про случайно проведенную ночь в чужой постели и про день рождения, голос, который как будто себе под нос, как будто подпевает неслышному плееру, тренькающие гитары, периодический игривый кларнет или там глокеншпиль, очаровательная небрежность в исполнении — в общем, перед нами еще одна тви-поп-группа из сонма необязательных, но способных немного украсить повседневность. От сонма аналогов Hospitality отличает, пожалуй, то, что в почти каждой песне у них есть какая-то неправильность — то странный ритмический переход, то вокальный фокус, рефрен «ксюша-ксюша-ксюша» (буквально), — в общем, что-то, что заставляет тебя зацепиться за эти песни если не всерьез, то, по крайней мере, надолго. В принципе, всю натуру музыки Hospitality исчерпывающе описывает нижеследующий клип: мальчики, девочки, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, актриса из сериала «Arrested Development», коллизия в духе молодежных комедий, тотальная самоирония, любовные разборки через айфон. Да, такой музыки много, но сетовать на ее переизбыток — все равно что жаловаться, что девушка слишком милая. А.Г.

 

 

Oren Ambarchi «Audience of One»

Австралийский еврей и гитарист Орен Амбарчи — большая величина в экспериментальной музыке: работал с Джимом О’Рурком, Джоном Зорном, Sunn O))) и другими хорошими людьми, в одиночку записал дюжину альбомов. По большей части Амбарчи играет на гитаре — но чаще всего обработанной, либо пропущенной через процессор и измененной до неузнаваемости, либо как-то модифицированной физически. Музыка у Амбарчи, впрочем, не так страшна, как можно представить из описания, в его обширной дискографии много вполне человечных работ — например, прекрасный альбом «Grapes From the Estate», где звучит переливающийся мелодичный эмбиент. Вот и «Audience of One» — понятная и доступная запись, достаточно хотя бы того, что начинается она с чуть ли не первой в творчестве Амбарчи полноценной песни, а кончается кавером на гитариста группы Kiss. Доступная, впрочем, не равняется умиротворенная — больше половины альбома занимает сумасшедшая получасовая импровизация «Knot», сыгранная на барабанах и, кажется, нескольких гитарах (звук мало на что похожий, но в случае с Амбарчи можно смело предположить, что извлечен он из гитары); слушать ее при этом ни секунды ни скучно. В общем, очень интересная запись — и ровно тот случай, когда эксперимент происходит не ради эксперимента, а ради музыки. Г.П.

 

«Salt»

 

Schoolboy Q «Habits & Contradictions»

В школе и колледже на профессиональном уровне играл в американский футбол, параллельно состоял в уличной банде, принимал участие в групповых изнасилованиях, продавал наркотики, — в общем, интересной судьбы человек Квинси Хенли (он же Скулбой Кью); с другой стороны, биография такого рода для рэперов вполне типична. Нам, впрочем, важнее иное: Скулбой — мужчина из тусовки нового набирающего обороты черного хипстерского хип-хопа: он записывается с Эйсейпом Роки, входит в тусовку Кендрика Ламара, якшается с человеком по прозвищу Карренси и так далее. Не могу сказать, что музыка всех этих людей меня лично сильно впечатляет, — но у Скулбоя Кью есть свой отдельный флоу. Притом что большая часть текстов на «Habits & Contradictions» по содержанию немногим отличается от лирики на первом альбоме группы «Мальчишник» (разве что пожестче), тут определенно есть, к чему прислушаться. Скулбой Кью знает толк в материале (здесь даже семплируются Portishead) и читает как-то по-хорошему расслабленно, без вот этого зашкаливающего свэга, за которым стали сейчас гоняться все кому ни попадя; в его манере нет ни исповедальности, ни бравады, скорее спокойная и размеренная констатация собственной натуры — ну да, я такой, но я мог бы быть лучше. А.Г.

 

Ошибка в тексте
Отправить