перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

«Asunder, Sweet and Other Distress» Godspeed You! Black Emperor

На минувшей неделе вышел пятый альбом великой канадской группы Godspeed You! Black Emperor — всадников построкового апокалипсиса, вернувшихся в седло с совершенно новым, сочиненным уже после реюниона материалом. Сергей Степанов — о том, почему и эта их музыка будет вечной.

Учитывая, что определение «апокалиптическая» к музыке Godspeed You! Black Emperor прилипло еще тогда, когда восклицательный знак в их названии был блуждающим (то есть в прошлом веке), приятно — и принято — думать, что реюнион группы был продиктован исключительно последними временами. Это если вообще — а в частности у GY!BE остались незаписанными некоторые старые вещи, которые имело смысл увековечить до предполагаемого конца света. Как известно, именно так группа и поступила: под занавес 2012 года выпустив пластинку «’Allelujah! Don’t Bend! Ascend!», а затем еще и получив за нее канадский аналог Mercury Prize, премию Polaris Music Prize с чеком на 30 тысяч долларов.

Ни для кого не секрет и то, что случилось потом: раскритиковав премию за организацию пира во время чумы, известные своими антикапиталистическими убеждениями музыканты отдали деньги на музыкальное просвещение зеков (благодаря чему удостоились упоминания на проходившей в родном Монреале музыкальной выставке, через запятую с Селин Дион и певцами-сепаратистами времен первого референдума о независимости Квебека). Что, как ни крути, довольно поразительно — потому что была у воссоединения GY!BE и другая, куда более прозаичная подоплека.

Летом 2009-го, за год до реюниона, у вожака GY!BE Эфрима Менука и скрипачки его не менее выдающегося сайд-проекта Thee Silver Mt. Zion Memorial Orchestra Джессики Мосс родился сын Эзра. О том, как это повлияло на будни SMZ, снят хороший документальный фильм «Волнуйтесь с нами!» — если вкратце, то попытка включить воспитание ребенком в гастрольную жизнь родителей уполовинила их и без того скромные заработки (деньги на няньку не растут на деревьях). Остальное читалось между строк: мало того что GY!BE — группа в принципе более востребованная, так еще и Джессика, пока Эфрим в турне, может заниматься сыном.

Так или иначе, в 2010 году Godspeed You! Black Emperor воссоединились, а еще через пару лет начали играть живьем совсем новую песню под рабочим названием «Behemoth» — иногда получасовую, а порой и 45-минутную глыбину, выразительности которой хватало на полноценный сет (допустим, если он был разогревающим и открывал позапрошлогодние концерты Nine Inch Nails). А теперь, получается, хватило и на целый альбом — рекордно лаконичный по меркам группы (четыре трека, 41 минута, всего одна виниловая пластинка), но ничуть не менее монументальный, чем любая из ее предыдущих записей.

О любви GY!BE к миру и ненависти к власти любого рода хорошо говорит тот факт, что письмо о получении Polaris Music Prize они закончили фразой «Мы вас любим, наша страна … [летит в тартарары], xoxoxox»

О любви GY!BE к миру и ненависти к власти любого рода хорошо говорит тот факт, что письмо о получении Polaris Music Prize они закончили фразой «Мы вас любим, наша страна … [летит в тартарары], xoxoxox»

Однако если музыка «Asunder, Sweet and Other Distress» — это примерно то, к чему мы привыкли и на что рассчитывали (гулкое эхо построка, увесистые дроун-раскаты), то его архитектура как никогда прямолинейна: это разделенный на две части дроун, обрамляемый двумя величественными симфоническими пьесами. Первая из них, «Peasantry or ’Light! Inside of Light!’», начинается с одинокой барабанной дроби, после чего на протяжении десяти грандиозных минут то вызывает дух «Kashmir» Led Zeppelin, то напоминает поздние сочинения замечательной (и куда-то сгинувшей) группы Friends of Dean Martinez.

Дроун в «Lambs’ Breath» и «Asunder, Sweet» наваливается коллективным грузом в шестнадцать тонн: первый постепенно успокаивается, позволяя вспомнить так называемый «Hope Drone», с которого начинаются все концерты группы, второй, напротив, многозначительно выходит из себя, поминутно расширяя инструментарий и готовя к неминуемой кульминации. Каковая, «Piss Crowns Are Trebled», больше всего похожа на классических GY!BE: поступательно прибавляя в интенсивности, грохочут барабаны, осторожно разгоняется скрипка, и, чтобы мало не показалось, в полемику вступает злая и матерая соляга.

Все это мы где-то, наверное, слышали, но уникальность «Asunder, Sweet and Other Distress» не в звуках и даже не в том, что это редкая пластинка, которую необходимо слушать целиком, не отвлекаясь и как можно громче. (Слушать ее как-нибудь по-другому не столько преступно — обойдемся без максимализма, — сколько бессмысленно: с таким же успехом можно 41 минуту слушать соседнюю стройку или, допустим, пылесос.) Дело в том, что весной 2015 года, когда апокалипсис еще, как ни странно, не наступил, а кормить детей по-прежнему надо всем, этот альбом заставляет не только слушать, но и чувствовать, в итоге награждая катарсисом, который подминает под себя любую повестку дня.

А что до того, что этот всепобеждающий трюк Godspeed You! Black Emperor исполняют уже в пятый раз, то это на его ценность не влияет вообще никак. Кстати, излюбленный рецензентами построковых кручин штамп об общении с Богом без посредников музыканты GY!BE уже довольно давно перевернули с ног на голову, предпочитая аббревиатуре или своему полному названию сокращенное — God’s Pee.
Ошибка в тексте
Отправить