перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Герои

«Скучно запирать себя на всю жизнь в лоу-фае»: Pussy Riot о новом клипе и России

Сегодня Pussy Riot, про которых уже толком и не поймешь, говорить «формация» или «группа», выпустили новый клип «I Can't Breathe», который к музыке имеет непосредственное отношение — «Волна» задала посредством почты Надежде Толоконниковой и Марии Алехиной десять кратких вопросов.

  • — Еще в декабре в видео про «чистку Манежки» вы ушли от предыдущей DIY-стилистики — новый клип это только подтверждает. Насколько давно и почему возникла потребность в таком шаге?

— Видео про чистку Манежки мы делали с двумя фотоаппаратами и одним карманным фонарем дальнего действия, который был перемотан в качестве фильтра туалетной бумагой. Лисьи хвосты, надетые на нас, мы брали в сетевых магазинах и сдавали их после съемок. Лично бегали с сумками, забитыми лисьими хвостами, по Москве, останавливая по дороге дворников и допрашивая их, где достать метлы. Один согласился было продать две метлы за 300 рублей, но его спалили на хоздворе. В другой раз один из дворников остановился и начал всматриваться в нас двоих поочередно — то в Алехину, то в Толоконникову:

— А зачем метлы вам?

— Для корпоратива.

— Девки, ох, девки… Опять что-то задумали? Танцевать собрались? — многозначительно спросил он. Мы поняли, что он в свою очередь все про нас понял, развернулись и пошли искать метлы дальше. Поэтому мы не стали бы так однозначно утверждать об уходе от DIY-подхода.

То самое видео «I Can't Breathe», премьера которого состоялась сегодня на сайте Meduza.

  • Теперь вы не ограничиваете себя рамками жанра? После лоу-фай-панка вы перешли к музыке не менее напряженной, но не такой динамичной — решение перейти к чему-то новому пришло вместе с переменой визуальной составляющей?

— Мы никогда не ограничивали себя рамками. Тем более рамками жанра. Мы — люди эксперимента. Наша художественная задача — осмыслять норму, поэтому мы не верим в предсказуемость и заранее заданную траекторию жизни и творчества. Музыка в данном случае является нашим же экспериментом, было бы глупо и скучно запирать себя на всю жизнь в лоу-фае. 

  • Насколько для вас сейчас важна музыкальная составляющая? За исключением «Путин зажигает костры революций» она раньше все-таки была не первостепенна — «I Can't Breathe» можно считать следующим шагом?

— «I Can't Breathe» — это, разумеется, шаг. Шаг, прежде всего, в другое языковое пространство. Мы никогда до этого не делали песен на английском. Мы не хотим разделять Pussy Riot на некое «до» и «после», такое разделение было бы натянутым и нечестным. Было бы странно говорить, что раньше, дескать, мы использовали музыку как метод, а сейчас вот взялись за качество. Качество для нас — это актуальность высказывания, а форма продиктована вдохновением. Сейчас нас вдохновляет форма студийного сотрудничества с музыкантами, на музыке многих из которых мы росли. Ричард Хэлл, Yeah Yeah Yeahs — это только начало сотрудничества и нашего знакомства за руку с музыкальным миром. 

  • Есть ли у нынешних Pussy Riot какие-то музыкальные источники вдохновения? Faith No More? Nine Inch Nails? Что-то еще?

— Да, у нас есть источники вдохновения в музыке. Их нельзя обвести линией какого-то направления или даже жанра. Нас вдохновляют те, кто слышит современность, кто неравнодушен к реальности и жаждет ее менять. Это, может быть, легендарный Терстон Мур, который посвящает свою последнюю песню Челси Мэннингу или начинающий, никому неизвестный бас-гитарист из норвежской тюрьмы, который с увлечением рассказывает, как поедет выступать на первый в своей жизни музыкальный фестиваль. Саша из The Jack Wood как-то раз замечательно заметила, что для музыки нет границ, поэтому она и имеет силу. Силу высказывания и власть влияния на мир. Те музыканты, которые верят в то, что сцена это больше, чем фестивальная площадка, и в их силах изменить мир наравне с классическими политическими силами — это наше вдохновение.

  • Правильно ли я понимаю, что новая песня записана совместно с Сашей и Матвеем из The Jack Wood и Scofferlane? Можно ли их считать частью Pussy Riot или это скорее была совместная запись с группой?

— Здесь передадим голос самим Cаше и Матвею:

«Что-то еще ожидать стоит всегда. В течение работы над циклом антивоенных песен, идея Pussy Riot написать композицию «I Can't Breathe» получила широкий отклик. В ее создании принимали участие различные музыканты и каждый сыграл в ней важную роль. У нас была всего одна последняя ночь на студии в Нью-Йорке, так что все желающие незамедлительно собрались вместе: Матвей принес основу произведения в целом, а также написал текст, исполнением которого занялась Саша и Ричард Хэлл, прочитавший уже известные всему миру последние слова Эрика Гарнера. Одновременно с этим Эндрю Уайатт создал пульсирующий индустриальный бит, который идеально сочетается с живой партией барабанов Шазада Исмаили, а Ник Зиннер из Yeah Yeah Yeahs придал атмосферу своим фирменным подходом к гитарному звуку. Во время сессии никто не обсуждал свою причастность к PR — всем было просто приятно участвовать в этой интересной коллаборации, совмещая андерграундные сцены двух разных континентов впервые в музыкальной истории».

  • Насколько я помню, Саша говорила о том, что вы записывали вместе песню антивоенную — «I Can't Breath» скорее не о войне, а против убийств в целом; значит ли это, что вскоре стоит ожидать что-то еще?

— Мы оказались в Нью-Йорке, чтобы записать одну песню, осмысляющую тему войны, а через пять дней покинули город с пятью. Место, время, люди, — все сложилось в удивившую нас комбинацию. Поскольку Pussy Riot не выпускают песен без клипов, нам еще предстоит снять видео на записанные композиции, но работа кипит и, значит, все получится.

Предыдущий клип Pussy Riot был посвящен Манежной площади и проходил с рефреном «Чисто, честно, слово, дело».

  • Одну из главных американских тем последнего времени в песне вы совмещаете с российской историей в видео — планируете ли вы сталкивать темы подобным образом в дальнейшем? Становится ли Pussy Riot окончательно международным проектом и какое при этом внимание будет уделено проблемам России?

— Это получилось естественным образом: в то время, когда в США начались протесты с требованием привлечь к ответственности полицейского, убившего Эрика Гарнера, мы находились в Нью-Йорке и работали в студии. Мы, конечно же, не могли пройти мимо этих протестов: проблема полицейского насилия и чрезмерной милитаризации нам чертовски близка как людям, пережившим российский 2014-й год. Причина протестов нам была близка и понятна, и понятно было настроение людей, вышедших на улицы. Оно резонировало с тем, что чувствовали мы. «Я не могу дышать», — решающим фактором для создания песни стала последняя фраза Эрика Гарнера, которая потрясающим образом описала то, что чувствовали мы весь 2014-й, когда мы пытались раз за разом сделать художественное высказывание, но осекались о страшную реальность войны и сбитого ополченцами самолета. Когда происходит такое, остается только молча, с ужасом, затаив дыхание, смотреть. Pussy Riot родились в России, но уже из названия понятно, что группа не может быть исчерпана исключительно почвенной русской тематикой. Совмещение тематики международной и российской для группы органично.

  • В клипе вы в форме ОМОНа, но скорее все отсылает к псковским десантникам — что стоит за таким решением? Можно ли это трактовать как то, что при худшем из вариантов в земле окажутся все?

— Наше видео отсылает ко всем, кто чувствует, что задыхается от невозможности протеста.

  • Год назад вы говорили о том, что Pussy Riot больше нет — в чем, по-вашему, точное отличие новой инкарнации от предыдущей?

— Pussy Riot есть. Год назад пытались объяснить тот тонкий момент, что когда мы говорим о правозащитной организации «Зона права», созданной нами после освобождения, не стоит воспринимать ее как тождественную Pussy Riot. Кажется, некоторые даже это поняли!

  • Планируете ли вы сделать что-нибудь к началу весны, что-то подобное видео, появившееся 30 декабря?

— С Божьей помощью!

Ошибка в тексте
Отправить