перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Контекст

Набор инструментов «Syro»

Вместе с новым альбомом Афекса Твина «Syro» был опубликован список всех инструментов, использованных при записи альбома, — «Волна» попросила российских музыкантов этот внушительный список прокомментировать.

Федор Веткалов Федор Веткалов музыкант, автор проекта Xi Zhuang, совладелец лейбла Tastes Differ

«Для тех, кто внимательно следит за творчеством Афекса Твина, тема используемого им оборудования всегда была покрыта тайной, и если такие его коллеги, как Squarepusher, хоть изредка, но все же рассказывали о своей технике на специализированных ресурсах, то ожидать похожего от Афекса, казалось бы, нереально. С выходом альбома «Syro» все изменилось: интервью стали более открытыми, а в оформлении диска были перечислены все затраты на его производство и рекламу. Как логичное продолжение такой стратегии, к радости многих, появилась и круговая диаграмма использованного в альбоме оборудования с перечислением 7 комнат, где композиции были записаны.

Видеоплейлист, в котором показывается практически каждый упомянутый в списке Афекса Твина прибор

Начнем с комнат. В нескольких интервью западным изданиям он говорит, что сейчас работает как минимум в пяти комнатах, в которых сосредоточены различные приборы: от комнат с электромеханическими инструментами до комнат, в которых стоят синтезаторы и модульные системы. По словам Ричарда, связано это с его особенностью постоянно экспериментировать и менять сетапы. У него нет отдельного, устоявшегося набора, на котором он был бы сосредоточен. 

С комнатами более-менее понятно, теперь посмотрим на приборы. Как уже упоминалось, в списке присутствуют как редкие и очень дорогие аппараты, так и довольно дешевые и простые. Также важно понимать, что помимо синтезаторов, генерирующих звук, есть еще огромное количество дополнительных приборов, которые помогают этот звук усилить, обработать и записать, поэтому если мы разберем отдельный трек, например, четвертый, то из 17 указанных приборов условная половина будет состоять из синтезаторов и ритм-машин, а половина — из различной обработки и устройств записи».  

Аналоговые синтезаторы

А также:

— Классические синтезаторы фирмы Sequential Circuits: SCI Prophet 5 и SCI Prophet VS — они использовались на протяжении всех 80-х как в топовых поп-треках («Prophet 5»), так и для спецэффектов в кино («Prophet VS»).

— Moog Midimoog — рэковая, модифицированная и мидированная версия одного из самых известных монофонических синтезаторов в истории — Moog Minimoog Model D.

— Снятый с производства полифонический синтезатор компании Jomox: Jomox Sunsyn.

— Доработанные и модифицированные винтажные приборы компании Oberheim: Oberheim OBX и Oberheim SEM.

— Disklavier IV — условно отнесен к аналоговым приборам, настоящее фортепиано с цифровым управлением, на нем написан трек «Aisatsana».

Ритм-машины

«Тут интересна не только классика компании Roland 80-х годов — Roland TR-606 (в списке шутливо обозначена как TR-666), TR-808 и R8, но и менее популярные ритм-машины компаний Pearl и Korg. Судя по списку, ритм-машины Афекса модифицированы: им добавлено миди-управление, сделаны отдельные выходы для удобства записи и обработки».

Цифровые синтезаторы

«Как и с ритм-машинами, в списке Афекса есть все: от классических синтезаторов до самых простых.

«Плюс Casio FZ-10 — тот самый синтезатор фирмы Casio, название которого Афекс проговаривает в нескольких треках альбома. «Casio FZ», — шипит обработанным голосом Ричард. Кстати, по слухам, именно на «Selected Ambient Works 85–92» использовался схожий аппарат».

Модульные синтезаторы

«Как уже было сказано о комнате Mod Room, видно, что у Афекса огромная подборка самых серьезных модульных аппаратов — от Doepfer до Cwejman. Какие именно модульные приборы были использованы для записи, не сообщается, но, учитывая внушительный размер самой системы, речь может идти о 10–20 модулях, работающих одновременно. Также заслуживает внимания и редкая система Serge Modular и уже упомянутый Arp 2500, тоже являющийся, по сути, модульным синтезатором».

Пространственная обработка и эффекты

«Тут собраны настоящие шедевры и раритеты. От первых в мире ревербераторов компании EMT 70-х годов размером с большой шкаф (EMT140) до более распространенных, но тоже дорогих и эталонных приборов AMS RMX16, Lexicon 480L и Lexicon PCM70. Интересен также и классический винтажный гармонайзер компании Eventide — Eventide H949, а также современные приборы той же компании, так горячо любимые коллегой Афекса Squarepusher, — Eventide H3500, Eventide 4000DSP. Использована также и широкая линейка API 500 — она применяется на серьезных студиях для обработки и усиления сигнала».

Микшерные пульты и системы записи

«Слухи о том, что для сведения и записи Ричард использует небольшие микшерные пульты, подтвердились. Если не считать огромного пульта Neotek Élite 64, то остальные, судя по всему, небольшие 8–16-канальные, компактные приборы, позволяющие быстро сводить и записывать свою работу. Стоит упомянуть Calrec Minimixer, Allen & Heath MixWizard, Alice Mixer, SSL X-Desk. Из систем записи интересна винтажная и дорогая ленточная Nagra IV-S, с помощью которой записан фортепианный трек «Aisatsana», и портативное устройство записи Sound Devices 722, которое использовано практически в каждом треке». 

A Designs Pacifica

Савелий Шестак Савелий Шестак участник музыкальных проектов Moa Pillar, «Синекдоха Монток», Monoleak

«Это что-то вроде реинкарнации золотой эпохи 70-х, когда транзисторы были в таком же почете, как и «теплая ламповая утопия». Очень простой, без излишеств, со своими причудами, но без компрессора этот прибор многим не понравится. Я сам долго его искал в Москве. Ничего не получилось. Когда наконец-то заказал, позвонили и сказали, что все-таки нет. Купил вместо него Neve 1073. Практически то же самое».

Allen & Heath MixWizard 

«Это обычный микшер. Стоит пылится дома, даже рассказывать про него нечего. Но интересно, что он использовал его с Midas, Alice, Soundcraft и Solid State Logic. Послушав «Syro», я не могу точно сказать даже зачем».

Fulltone Tape Echo 

«Это ленточный дилей. Эту штуку, я думаю, мечтают покрутить много ребят с гитарами. Я пробовал похожий Roland. Интересно, весело, но сейчас я предпочитаю все дилеи и ревербераторы использовать плагинные. Вообще весь этот список — это своего рода хороший старый канон звукозаписи. Много винтажных штук, названия вроде API, Chandler Limited, Klark Teknik и подобные заставляют облизываться многих молодых (и не только) музыкантов. Но меня сейчас больше привлекает и удивляет «продакшен на коленках», чем крутые огромные студии».

Meinl Water Udu

Алексей Летко Алексей Летко диджей, музыкант, сооснователь лейбла Rollex Records

«Раньше я играл в разных группах на ударной установке, и когда понял, что очень медленно развиваюсь и плохо играю, то, естественно, пошел заниматься к преподавателю. Он был абсолютно отъехавший чувак, поэтому и играл безумно круто! На занятия он приносил кучу всякой разной перкуссии и знакомил нас с их особенностями. Так я впервые увидел эту глиняную хреновину. Очень специфический инструмент; создается впечатление, что внутри находится вода. По форме он выглядит как кувшин с водой, а название Udu идет от нигерийского и значит «керамика». Играть на нем надо сидя, держа на коленях. Диапазон звуков огромный: начиная с очень звонкого и заканчивая максимально глухим, но в основе своей — басовый. Здесь можно посмотреть, как на этом инструменте играют вживую».

Yamaha RX11

«Я купил себе такую драм-машинку у Сереги Липского из Simple Symmetry и первые два месяца вообще ничего в ней не понимал, тупо тыкал на кнопочки. С ней достаточно долго пришлось разбираться, но звучок у нее улетный! Это одна из первых восьмибитных драм-машинок, прямиком из начала 80-х».

Roland 727

«Не помню, у кого я увидел ее впервые, мне кажется, у Лени Липелиса, ему Матиас Агайо презентовал вроде, но могу ошибаться. Я несколько раз на ней играл, впечатлений масса! Очень простая в обращении перкуссия, аналог Roland 707. Поскольку я очень люблю афроэлектронику, то я сразу влюбился в эту машинку! Вообще если говорить о списке оборудования Афекса, использованного при записи «Syro», то он очень сильно впечатляет, но мне кажется, что я даже и половины наименований оттуда никогда не видел и не слышал».

Осцилляторы и модули


Станислав Шарифуллин Станислав Шарифуллин музыкант проекта Hmot

«Честно говоря, у меня крайне неоднозначные чувства — относительно как самого альбома, так и этого списка. В том плане, что хвастовство девайсами уже давно является предметом отдельной дисциплины специальной Олимпиады для музыкантов, и не очень понятно, зачем это Афексу. Впрочем, производители самих устройств от этого, пожалуй, только выиграют — получился такой специфический пиар. И звук на альбоме отличный. Если конкретно по списку, то отметил бы синтезаторные модули еврорэк-формата. Набор там достаточно странный, только осцилляторы и одинаковые фильтры. То есть зачем нужны сразу три фильтра Cwejman, каждый из которых в свою очередь состоит еще из четырех, и где на альбоме это можно услышать — непонятно. Хотя, учитывая все остальное оборудование, это, пожалуй, даже логично. Еще интересно, что все «голоса» аналоговые, в том плане, что и Intellijel, и с недавних пор Make Noise производят замечательные цифровые осцилляторы такого формата. Вообще я фанат Make Noise — у меня есть несколько их модулей, уже полгода хочу приобрести как раз DPO (это сложный двойной осциллятор наподобие тех, что использовал в своих системах Дон Букла), но все как-то не удается. Cwejman — тоже очень круто, но дорого».

RME Fireface 800

Максим Николаев Максим Николаев
«Выбор RME Fireface 800 мне понятен и близок, поскольку девайс очень сложно убить. Судя по всему, Афекс Твин таскал эту аудиокарту за собой по всему миру, а совершать подобные злодейства по отношению к цифровой аппаратуре можно только с избранными представителями. Не лучший звук, на мой вкус, но очень хорошо сделана. Один мой знакомый английский диджей, зависнув на новогодние праздники в Москве, несколько дней непрерывно поливал ее пивом и посыпал сигаретным и другим пеплом — и хоть бы хны. Сломал он ее, только умудрившись вбить в разъем карты кабель не тем концом. Уважаю и человека за серьезность намерений, и карту — за нежелание сдаваться сразу».

Roland TR-808

«Драм-машины Roland TR — даже не знаю, что про них сказать. Это просто эталон звука драм-машин для электронной музыки. Далеко не самые лучшие по качеству звучания и уж точно не по приближенности к звуку реальных ударных, но есть в них благородная упоротость и свой особый характер, который делает их незаменимыми. Я пробовал много современных аппаратов, но TR вне конкуренции до сих пор. Сам факт, что основу саунда трэпа и большей части современного хип-хопа вообще составляют звуки Roland TR-808, выпущенной больше 30 лет назад, говорит о многом. К сожалению, попытка реинкарнации серии TR под брендом AIRA полностью провалилась — полное говно, не ходите, дети, в Африку гулять, пользуйтесь семплами».

Yamaha DX7

«Yamaha DX7 — мечта детства и первый прибор, по-настоящему открывший дорогу так называемому пресетному звуку, то есть звуку, основанному на готовых фабричных тембрах. Поскольку в DX7 используется метод FM-синтеза, а не обычный субтрактивный, как в аналоговых синтезаторах, то там черт ногу сломит и как делать свои звуки, наверное, знает только профессор, который все это изобрел. В любом случае пресетов накопилось уже столько, что можно не париться по поводу создания своих тембров, а получать удовольствие от их перебирания. Звук абсолютно богомерзкий и одновременно прекрасный как никакой другой, впрочем, как и вся поп-музыка 80-х, сыгранная практически исключительно на машинах этой серии».

Ошибка в тексте
Отправить