перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

От «Диснея» и 'N Sync до Финчера и Джей-Зи

Сегодня выходит в свет «The 20/20 Experience» — новый альбом самого успешного белого поп-певца 2000-х Джастина Тимберлейка, записанный после долгого перерыва в музыкальной карьере. «Афиша» внимательно послушала диск, сделала свои выводы — и вспомнила, из чего складывался извилистый творческий путь Тимберлейка: от подросткового дуэта с Райаном Гослингом до кинематографического секса с Милой Кунис.

Что Джастин Тимберлейк — большой артист, видно, как говорится, по одежке

Еще пару лет назад создавалось ощущение, что самому Джастину Тимберлейку выход потенциального нового альбома интересен примерно в последнюю очередь — притом, что хайп вокруг предположительного возвращения артиста не утихал годами. Самую меткую характеристику шестилетнего загула, в который с удовольствием ушел певец (кино, телевидение, продюсирование, мода, рестораны, гольф, что только не), озвучила на московской пресс-конференции его партнер по фильму «Секс по дружбе» Мила Кунис: «А шо вы хотите, шоб он делал?»

Действительно, что? «The 20/20 Experience» призван снять этот вопрос целиком и полностью. Формально это ровно то, что мы ждали от блондина из 'N Sync все эти годы: развитие идей «FutureSex/LoveSounds», одного из лучших поп-альбомов нулевых, в более взрослом ключе (меньше танцев, больше чувств), обновленный звук (меньше прямой бочки, больше отсылок к классическому соулу и Глории Эстефан — что роднит «The 20/20 Experience» c последним диском Бейонсе, где столь же храбро игнорировался евродэнс) и характерное сочетание игривости с расслабленностью. На деле все не столь очевидно: окончательному коронованию Тимберлейка как главной поп-звезды мужского пола мешает тот факт, что эту церемонию уже попытались провести, причем не один раз. Обставленное с пафосом выступление на «Грэмми», трейлер объявления о выходе первого сингла (да, именно так), аристократические фотосессии — такой активный напор мог оправдать лишь новый «My Beautiful Dark Twisted Fantasy», бескомпромиссное и дикое авторское заявление.

 

Новейший кинематографический клип на песню «Mirrors» из нового альбома Тимберлейка

 

 

Конечно, «The 20/20 Experience» не таков — просто потому что природа дарований Канье и Джей-Ти различна. Тимберлейк не революционер, а интерпретатор — один из лучших в индустрии. В своей карьере он уже успел крайне успешно попритворяться поздним Джексоном и поздним Принсом — теперь настала пора Принса раннего, ну и немного Стиви Уандера. Звук в «The 20/20 Experience» намеренно приглушен; хитрые биты, когда-то находившиеся на первом плане благодаря Тимбаленду и Фарреллу Уильямсу, теперь призваны обслуживать вокальные партии — куда более вкрадчивые и техничные, чем обычно. Бросается в глаза и то, что семь из десяти треков длятся дольше семи минут — это не признак мегаломании, а скорее структурный прием: каждая склеенная по кусочкам песня слушается как некий звуковой мудборд, где картинки тщательно подобраны друг к другу по настроению. В этой новой интимности — как и в том, что темп тут то как у вязкой баллады, то как у припева в абстрактном рэп-хите — сложно не увидеть влияние Фрэнка Оушена и The Weeknd (для которых сам Джастин, в свою очередь, является ориентиром). Но Тимберлейк не играет на их поле и не претендует на их лавры, он просто использует новый синтаксис в знакомом языке, чтобы сказать о своем. И возможно, он прав: тихий диалог со слушателем в исторической перспективе ценнее сиюминутных прокламаций — а несовершенный, но выстраданный альбом для большого артиста часто важнее неоспоримого суперхита.

 

20 главных моментов в карьере Джастина Тимберлейка

 

1. «Дисней». Телевизионный дебют (1993)

Впервые телезрители увидели юного Тимберлейка в «Клубе Микки-Мауса» — детском шоу начала 90-х. В числе «мышкетеров», помимо Джастина, можно было обнаружить будущую герлфренд певца Бритни Спирс, будущего соратника по 'N Sync Джей Си Чейсиза, ездившую с Тимберлейком в совместный тур Кристину Агилеру — и Райана Гослинга, исполнявшего тогда не мрачный фолк под пианино, а нежный R’n’B.

 

 

2. 'N Sync покоряет Европу (1997)

Важнейшая причина тому, что 'N Sync стала одним из самых успешных бойз-бендов в истории, — швед Макс Мартин, впоследствии приложивший руку к таким нетленкам, как «Baby One More Time», «Since U Been Gone», «I Kissed a Girl» и «We Are Never Ever Getting Back Together». «Tearin’ Up My Heart» — второй и самый характерный сингл с первого диска 'N Sync, который сначала вызвал ажиотаж в Германии (и только потом группе предложили контракт с американским лейблом RCA).

 

 

3. Американский успех 'N Sync. Вторые после Backstreet Boys (1998)

Как видно из этого клипа, при исполнении баллад в 'N Sync Тимберлейк слегка отходил на второй план — а остальные доказывали, что, несмотря на вычурный репертуар, не забыли свои корни чисто вокальной группы.

 

 

4. Пик популярности и распад 'N Sync (2001–2002)

В составе группы N'Sync

Последний (и лучший) сингл 'N Sync «Girlfriend» стал своего рода мостиком к сольной карьере Тимберлейка. Основные компоненты уже на месте: куда более открытая сексуальность, звук, поставленный The Neptunes, ленивый темп, фирменная ухмылка Джей-Ти из-под бровей. В прошлом году Джастин Бибер внимательно изучил стилистику песни и клипа — и ненавязчиво назвал результат «Boyfriend».

 

 

5. Альбом «Justified» и первый успех у критиков (2002)

Дебютный сольный сингл Тимберлейка «Like I Love You» был хорош — но был целиком и полностью обязан The Neptunes, которые тогда почти единолично определяли звук мейнстримного радио. Первым заявлением, заставившим всех относиться к певцу серьезно, стала баллада «Cry Me a River», спродюсированная очухавшимся после смерти Алии Тимбалендом, — элегантный средний палец, адресованный сердцеедке Спирс.

 

 

6. Уже не мальчик (2003)

У «Justified» до сих пор репутация альбома, на котором Тимберлейк изображает Майкла Джексона — исполняя песни, от которых Король поп-музыки в свое время отказался. Но одна вещь, предсказывающая дальнейшую траекторию артиста, там все же есть: в «Señorita» можно найти плавающую мелодию, отсылки к древнему соулу и кубинской музыке, а также хитрый бэк-вокал.

 

 

7. Джастин и The Black Eyed Peas (2003)

Об этом мало кто помнит — но тем, что The Black Eyed Peas превратились из добротной независимой рэп-группы в машину по производству незамысловатых поп-хитов, мы отчасти обязаны и Тимберлейку. В 2003 году Джастин помог в написании припева к «Where Is the Love?», первому синглу The Black Eyed Peas с новой вокалисткой Ферги, — а заодно вставил в песню свой бэк-вокал. Сингл стал одной из самых продаваемых записей года, дальнейшее известно.

 

 

8. Джастин и «Макдоналдс» (2003)

Тимберлейк в начале сольной карьеры, 2004

Один из самых странных эпизодов в карьере Тимберлейка — партнерство с «Макдоналдс», которое было призвано сделать бренд более привлекательным для молодежи. Единственное следствие этого сотрудничества, достойного места в истории, — спродюсированный теми же The Neptunes сингл «I'm Lovin' It», эксплуатирующий навязшее в ушах «пара-па-па-паа» в припеве.

 

 

9. Джастин и рэперы (2004–2010)

В перерыве между первым и вторым альбомом Джастин довольно естественно вписался в роль того-человека-который-поет-припевы-рэперам; одним из первых — и до сих пор лучшим — примером этого является фанковый сингл Снуп Догга.

 

 

10. «FutureSex/LoveSounds». Триумф (2006)

На втором альбоме Тимберлейк предстал не мальчиком из бойз-бенда, пытающимся добиться признания, а правой рукой Тимбаленда и одной из главных звезд современного R’n’B. Лучшее свидетельство тому — «My Love», песня года по версии, на минуточку, Pitchfork: по этим переливчатым синтезаторам, щелкающему биту и фальцету Джастина меломаны будущего будут идентифицировать поп-музыку нулевых.

 

 

11. От музыке к кино (2007)

В 2006 году вышла недооцененная криминальная драма Ника Кассаветеса «Альфа Дог» — там Тимберлейка, играющего мелкого преступника, который сочувствует собственной жертве, впервые заметили как актера. Через год Кассаветес написал сценарий к клипу Тимберлейка, больше похожему на короткометражку: такими раньше славился как раз Майкл Джексон, а позже — Леди Гага. Нуар, автомобильные погони, алкоголь, Скарлетт Йоханссон — что вам еще нужно от клипа?

 

 

12. Хит для Тимбаленда (2007)

Пиком славы Тимбаленда стал второй его сольный альбом, вышедший в 2007 году. Состоял он из одних коллабораций — а хедлайнерами диска стали Нелли Фуртадо (которую за год до этого продюсер вывел в суперзвезды) и, конечно, Тимберлейк. «Give It to Me», в которой поют оба, — последний удачный хит Тимбы золотого периода: перезагрузить его талант удалось только на «The 20/20 Experience».

 

 

13. Король и королева: дуэт с Бейонсе (2007)

В позапрошлом году, на пике увлечения мировой поп-музыки евродэнсом, Бейонсе записала альбом чистого R’n’B — одновременно старомодный и заигрывающий с передовыми электронными трендами. В 2012-м Джастин сделал примерно то же самое — а их совместный трек 2007 года с переиздания «FutureSex/LoveSounds» предвосхитил неизбежные параллели.

 

 

14. Saturday Night Live: танцы и хиханьки (2008)

С взрослым телевидением дела у Джастина сложились еще лучше, чем с детским: он один из самых желанных гостей для скетч-шоу и вечерних интервью. Тимберлейк отвечает телевизору взаимностью: прошлая неделя, к примеру, ознаменовалась каждодневным появлением артиста в шоу Джимми Фэллона. Пожалуй, самым запоминающимся скетчем с участием Джей-Ти за последние годы можно назвать вот эту пародию на клип все той же Бейонсе «Single Ladies».

 

 

15. Тимберлейк как почетный гость (2009)

Камео в песне Сиары, изначально написанной для самого Джастина, — самое яркое, что случилось в его музыкальной карьере за ту пятилетку, что он потратил на кино. Эта тягучая ода сексуальности вполне тянет на неизданный трек со второго альбома певца.

 

 

16. Тимберлейк-продюсер (2010)

Продюсерская карьера Джей-Ти (его лейбл Tennman был основан в 2007 году), прямо скажем, не сложилась. Единственная артистка, которую можно считать удачным открытием Тимберлейка, — голландка Эсме Дентерс — исчезла так же быстро, как появилась, оставив после себя только занятный сингл, в котором поет и сам продюсер.

 

 

17. «Социальная сеть» (2010)

Роль основателя Napster Шона Паркера, социопата, вруна и плейбоя, — возможно, главное кинодостижение Джастина Тимберлейка на данный момент. Персонаж Джастина идеально дополняет обсессивного интроверта Цукерберга в исполнении Джесси Айзенберга: их непростой симбиоз — один из самых интересных моментов выдающейся «Социальной сети» Дэвида Финчера.

 

 

18. Больше хиханек. The Lonely Island (2011)

Джастин — частый гость в треках комедийного трио The Lonely Island, и не зря: при его участии вышла «Dick in a Box», точнейшая пародия на Р.Келли (во многом предопределившая существование The Lonely Island на постоянной основе) и «Motherlover» — клубный хит про обмен матерями.

 

 

19. Тимберлейк-кинозвезда. «Секс по дружбе» (2012)

Тимберлейк, зачитывающий наизусть куплеты из хита мальчуковой рэп-группы Kriss Kross, — один из самых милых моментов и без того отличного ромкома про ни к чему не обязывающий (но не на самом деле) секс с Милой Кунис. Теперь его фамилия в титрах уже не повод для удивления («Как? Он еще и поет?»); более того, за последние годы наверняка успело подрасти поколение фанаток, для которых Тимберлейк — в первую очередь актер.

 

 

20. Возвращение в музыку. «Suit & Tie» (2013)

Сказать, что возвращение Джей-Ти на сцену прошло помпезно — не сказать ничего. Джей-Зи, рояль, шампанское, ч/б, явные кивки в сторону Синатры и старого Голливуда, мускулистый плясовой соул — сингл «Suit & Tie», конечно, может вызывать определенные вопросы, но неубедительным его никак не назовешь.

 

 

 

Альбом Джастина Тимберлейка «The 20/20 Experience» вышел на лейбле Sony Music. Приобрести его можно, например, здесь.

Ошибка в тексте
Отправить