перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Премьера нового альбома группы «Пони» «Веселись и пой»

«Афиша» представляет пятый и лучший альбом «Пони», московской инди-группы, играющей умные и красивые песни равно по мотивам русского рока и Radiohead, — а сами музыканты комментируют содеянное и называют 11 песен, сформировавших их творческую позицию: от «Кирпичей» до Broken Social Scene.

Тут правильно будет начать с дисклеймера. Итак: основатели группы «Пони» являются представителями того же социального круга, что и музыкальная редакция «Афиши»; мы с ними давно знакомы и поддерживаем приятельские отношения; кроме прочего, лидер ансамбля Алексей Пономарев еще и работает в Lenta.ru, которая входит в ту же компанию, что и «Афиша». Конечно, это конфликт интересов; в этой связи дальше можно не читать — но если по правде, то конфликт этот последние пять лет скорее препятствовал попаданию «Пони» на эти страницы: к своим и требования завышенные. Почему они появляются здесь сейчас? Потому что, по-моему, очень красиво выросли. «Пони» начинали как милая (здесь это дурное словечко, кажется, подходит как нельзя лучше) группа для студентов РГГУ и прочей юной гуманитарной интеллигенции — и логичным образом довольно долго не могли выйти из этой приятной зоны комфорта: исполняли ловкие, необременительные и необязательные песни про кухни, романы, прогулки, велосипеды и прочие вещи выходного толка, сочиняли певучие шестидесятнические мелодии, собирали небольшие клубы и так далее, и тому подобное; в общем, жили, как живут еще десятки, а то и сотни групп в одной только Москве. При всей сомнительности названия «Веселись и пой» их пятый альбом — другое дело: ловкость и мелодическая легкость остались при них, однако в уютный романтический мир песен «Пони», кажется, вторглась окружающая реальность. Стало грустнее — и стало интереснее. К тому же здесь теперь очень к месту играют на трубе. К тому же «Веселись и пой» записывал Олег Баранов — экс-гитарист Tequilajazzz, один из главных нынешних российских звукорежиссеров, занимающихся молодыми группами; благодаря ему в музыке «Пони» появилось больше какой-то внутренней стати, четкости. Понятно, что проницательный слушатель без труда разберет эти песни на источники вдохновения: Radiohead, «Сплин», Broken Social Scene, те же The Beatles, да мало ли еще кто; однако ж в этих песнях безошибочно опознается самоощущение немалого количества людей в 2013 году — и это уже очень немало. И если вкратце пересказать, о чем этот альбом, то я бы сказал так: это блюз непростого человека, пытающегося сохранить присутствие духа в обстоятельствах, которые способствуют исключительно его отсутствию.

В сущности, у двух условных направлений новой русской музыки имеются ровно противоположные проблемы. Среди модников и западников отчаянно не хватает ненормальных групп — людей, которые немножко позабыли бы про качество, профессионализм и стратегии продвижений во имя своих оголтелых устремлений. Среди русскоязычных же, по-моему, не хватает групп нормальных; групп, которые брались бы за музыку общедоступную, традиционную, если угодно, форматную, — и развивали бы ее, играли так, чтобы она была адекватна сегодняшнему дню и сегодняшнему слушателю. Такими были «Обе две»; такими до некоторой степени являются «Петля пристрастия» (хотя, увы, это мало кто замечает); так вот «Пони» в своем нынешнем виде, по-моему, тоже такие. Это хорошая нормальная группа — и честное слово, я имею в виду комплимент.

 

Премьера: «Пони» — «Веселись и пой»

Пони «Веселись и пой»

Скачать альбом (архив, 99 мб)

 

Алексей Пономарев

вокалист, гитарист и автор текстов «Пони»

«Фактически это первый наш «настоящий» альбом — то есть альбом, который мы сочинили и записали именно группой, а не песни Алексея Пономарева, сыгранные при чьем-то участии. В некотором роде подход к написанию песен у нас тут был немножко аукцыоновский: мы старались использовать поменьше аккордов, делали некий луп и дальше вокруг него напевали мелодии, что-то наигрывали и так далее. Ну и, естественно, наличие Олега Баранова тоже очень сильно на все повлияло, потому что он совсем иначе смотрит на какие-то творческие вещи, чем те, кто нас записывал раньше. Баранову, поскольку он из Петербурга, не нравилась в нас эта московская интеллигентность — и он постарался из нас мимимишность вытравить. Чем, в принципе, мы и сами остались довольны.

Может быть, это прозвучит самонадеянно, но для нас единственно правильным в нынешней ситуации в России и в шоу-бизнесе кажется путь канадской независимой сцены. The Arcade Fire, Broken Social Scene, вот этой всей тусовки; людей, которые делают музыку в свое удовольствие: если нужно выйти на сцену всемером — выходят, если хочется записать странный инструмент — записывают, если хотят сделать огромный альбом — делают. 10 лет назад все хотели попасть на «Наше радио» и выступить на «Нашествии». Сейчас на это глупо рассчитывать. С распространением интернета все стало даже более цивилизованно, и все перестали по этому поводу париться. Мы перестали, во всяком случае. Так что «Пони» сейчас — это такой оркестр, который исполняет песни.

Когда о нашей группе говорят «студенческая»… Да, когда-то на наши концерты ходила исключительно студенческая тусовка и конкретно тусовка РГГУ. Но люди, которые были в этой тусовке, теперь стали главными редакторами «Афиши», «Большого города» и так далее. Немножко смешно уже нас называть студенческим роком.

 

Остроумный клип на песню «Вслед», который «Пони» умудрились снять в московском метро. На альбом, впрочем, песня вошла в несколько другом виде

 

 

Мы на этот раз не использовали весь материал подряд — и это тоже для нас было ново. Меня сейчас, когда я переслушиваю «Велотрек», некоторые вещи подбешивают. Ну вот все то, за что «Пони» любят сравнивать с группой «Старый приятель», какие-то попытки сделать песни в духе Пола Маккартни с текстом, который lighthearted, незамороченный, дурацкий. На «Веселись и пой» мы старались такого избежать. Одна песня в итоге вообще сократилась до одного куплета, например. Еще одну — кстати, с общественно-политическими мотивами, «Музыка революции» называется, — вообще выкинули целиком.

Как говорил Владимир Владимирович, это был непростой год. Реальность резонирует, конечно. Музыка для меня скорее убежище от нее, хотя иногда все-таки что-то ломается. Мы не стали включать в альбом песню «Постпанк-молебен», решив, что это было разовое высказывание, но, конечно, мотивы общей тревожности остаются и в других песнях. Так что «Веселись и пой» — это такое издевательство над слушателем в некотором смысле. Мы подумали, что это название неплохо подходит к альбому с песнями, которые трудно подпевать на концертах, как наши ранние студенческие хиты.

С «Постпанк-молебном» была еще дурацкая история: мы играли в передаче «Живые» на «Маяке», хорошо играли — и в конце исполнили «Постпанк-молебен». Вся команда в студии была шокирована. Люди решили, что их уволят немедленно — там были уже какие-то прецеденты с Туттой Ларсен и Васей Обломовым. Потом еще писали во «ВКонтакте», что, мол, редакция «Маяка» не имеет к этому отношения, песня была исполнена без нашего ведома… Вырезали «Постпанк-молебен» из записи эфира. В общем, по прошествии времени кажется, что они сами подняли слишком много шума и пыли.

 

«Постпанк-молебен», песня, косвенно посвященная процессу Pussy Riot; одна из самых тонких политических песен на русском за последний год

 

 

У нас уже есть некоторая тусовка на уровне музыкантов. Те же наши друзья из Uphill Work — когда я слышу их новые вещи на репетициях или на концертах, меня это часто вдохновляет, я понимаю, что можно сделать прикольнее. Мы часто играем с «Краснознаменной дивизией имени моей бабушки». С Kira Lao дружим. Вообще, у Витоса (Виктор Давыдов, сооснователь и басист «Пони». — Прим. ред.) есть мегапроект — записать с участием наших друзей-инди-музыкантов детскую пластинку в духе «Али-Бабы и 40 разбойников». Правда, для этого надо сначала ее сочинить.

В какой-то момент что-то щелкает — и статус группы меняется. Даже сейчас у нас все по-новому по сравнению с тем, что было, скажем, два года назад. Когда мы записывали «Велотрек», был полный тухляк. От группы могло ничего не остаться — и осталось только потому, что мне хотелось записать эти песни. На концерты ходило очень мало людей. Но после того как мы собрали новый состав и стали, что ли, более актуальными и вменяемыми, публика стала подтягиваться. И сейчас, когда мы выступаем на каких-то сборных концертах, часто подходят и говорят — слышали вас первый раз, здорово. И это, наверное, самая правильная стратегия — зарабатывать себе места на хороших фестивалях и таким образом расширять аудиторию. Ну а как еще? Радио? Я недавно заходил на сайт «Нашего радио», там первое место в хит-параде занимала группа «Крематорий». Это в 2013 году. Мне кажется, этот факт четко характеризует общее состояние станции. Нам правильно бы было двигаться в сторону условной «Стрелки», но, наверное, уже не получится. Мы вряд ли когда-нибудь станем полноценными хипстерами, да и музыка другая. Но, мне кажется, сейчас многие в похожей ситуации. Вот, например, Moremoney, вообще моя любимая сейчас русская группа, — они вроде как модные и актуальные, но они не собирают толпу, как Tesla Boy, и на радио дороги нет. Тут нет какого-то одного ответа — что делать. Музыку играть и получать от этого кайф, вот что».

 

11 песен, которые сделали группу «Пони»

По просьбе «Афиши» участники «Пони» составили плейлист из песен, которые изменили их как музыкантов, и прокомментировали каждую

 

 

1. «Наутилус Помпилиус» «Эта музыка будет вечной»

Алексей Пономарев (голос, гитара): «Когда я учился в школе, то класса до девятого не признавал практически никакой русской музыки. Слушал The Beatles, Моррисона, The Who, вот это все. Потом влюбился в свою одноклассницу, которой нравился «Наутилус», и начал постепенно проникаться Бутусовым. А через него и другими русскими рокерами, которые тогда были еще вполне на подъеме. Заодно более-менее научился играть на гитаре и начал сочинять песни сам. Ну и конечно, моим первым русскоязычным образцом для подражания в этом деле был Бутусов. Потом уже добавились всякие Васильевы и Гребенщиковы».

 

2. The Kinks «Village Green»

Виктор Давыдов (бас): «С этой песней у меня связано первое воспоминание о каком-либо западном роке в принципе. Мой отец всегда работает под музыку, и когда я был маленький, часто приходил к нему ее послушать. Играло у него все на свете, но мне трехлетнему особенно полюбилась эта песня — видимо, из-за пронзительной мелодии припева — и я ее часто напевал. Потом The Kinks на много лет выпали из моего поля зрения, и когда я снова стал их слушать уже лет в 17, «Village Green» сразу всплыла. Мы даже пару раз исполняли ее на концертах — например, в уже закрытом клубе «Форпост», где мы с Лешей выступали еще как дуэт».

 

3. «Мои ракеты вверх» «Anymore»

Анна Шварц (барабаны): «Великие группы вроде Radiohead и прочих The Beatles казались мне слишком гениальными — настолько, что мне было страшно всерьез думать о занятии музыкой. «Мои ракеты вверх» в этом плане стали для меня более показательным примером — это вполне обычные парни из Москвы, выступавшие в клубах. Но несмотря на их сравнительно небольшую известность, я считаю их невероятно крутыми музыкантами».

 

4. The Who «Dogs»

Алексей Шмариович (гитара): «Эта песня стала приятной неожиданностью, потому что обнаружил я ее случайно, уже переслушав все основные записи The Who. В тот момент моих знаний английского хватало, чтобы понять полностью лишь одну строчку — «There was nothing in my life bigger than beer». «Отлично, — подумал я, — пиво, собаки и что-то там про любовь. В этой песне абсолютное счастье».

Пономарев: «The Who были самым большим моим увлечением в поздние школьные годы, ради них я был готов на любые жертвы. Например, написал сочинение по «Герою нашего времени» на 25 листов, чтобы родители дали мне денег на дорогущий японский сборник раритетов из магазина «Трансильвания». И, пожалуй, главной достопримечательностью на этом диске была «Dogs».

Давыдов: «У The Who я люблю много всего — знаю «Tommy» наизусть, например. Но эта песня всегда стояла особняком. Дело не в том, что она нетипичная и редкая. Мне кажется, это одна из самых крутых песен о любви — с пронзительной поп-мелодией в припеве и с текстом от имени простого чувака с простыми развлечениями. Это сочетание очень берет за душу».

 

5. Miles Davis «Flamenco Sketches»

Давыдов: «Альбом «Kind of Blue» — это такой джазовый «Сержант Пеппер», очень влиятельная и уже попсовая запись, по которой учатся играть джаз. «Flamenco Sketches» — вообще уникальная композиция: они не написали жесткую гармонию, а просто выбрали некую последовательность гамм, и каждый солист (среди которых кроме Майлса были еще Колтрейн, Кэннонболл Эддерли и Билл Эванс) мог «сидеть» на одной гамме столько, сколько пожелает. Таким образом, количество тактов в каждом куплете не было известно заранее. Одна из мечт — научиться воплощать такого рода идеи в роке, где форма — вещь гораздо более железобетонная».

 

6. «Аукцыон» «Девушки поют»

Пономарев: «Очень люблю почти весь «Аукцыон» и сольного Леню Федорова, а эту песню выбрал, потому что именно она и другие вещи с одноименной пластинки в какой-то степени подтолкнули нас к концепции нового альбома «Пони». Большинство песен с этого диска «Ы» держатся на двух-трех повторяющихся аккордах, так же и мы — на одну и ту же гармонию-луп сочиняли несколько разных мелодий и составляли из них песню».

 

 

 

«Radiohead вдохновляют нас прежде всего своим нестандартным подходом к музыке в общем, аранжировкам и т.д. В этом смысле, как нам кажется, они прямые наследники The Beatles»

 

 

 

7. The Beach Boys «Good Vibrations»

Пономарев: «Совсем другой принцип сочинения песен был у Брайана Уилсона, и мы тоже пытались следовать за ним в какой-то момент (эти попытки, вылившиеся, например, в песню «Последний день Помпеи», в свое время даже были отмечены калифорнийским музкритиком Дэвидом Макфадьеном на его сайте Far from Moscow). Впрочем, такие сложносочиненные композиции из нескольких микропесен оказались весьма непросты для исполнения живьем».

Давыдов: «У меня был бутлег на нескольких дисках, где были только многочисленные дубли записи этой песни. Я его заслушал до дыр — столько там всего интересного. К сожалению, в финальной версии комплексность аранжировок сложно оценить из-за толстого слоя голосов сверху. А вообще записи Брайана Уилсона 1966-1967 годов надо изучать в вузах — и то, как здесь применена стена звука, и как построены эти песни гармонически, и как они аранжированы».

 

8. Radiohead «There There»

Пономарев: «Альбом «Hail to the Thief» стал первым новым альбомом Radiohead, который я послушал уже будучи их страстным поклонником, а не просто зная об их существовании. И песня «There There» — особенно на концертах, когда Джонни, Эд и Фил барабанят втроем — всегда производила очень сильное впечатление. В юные годы это увлечение, конечно, подталкивало к тому, чтобы косить (как правило, без особого успеха) под сонграйтерский и певческий стиль Йорка, а сейчас Radiohead вдохновляют нас прежде всего своим нестандартным подходом к музыке в общем, аранжировкам и т.д. В этом смысле, как нам кажется, они прямые наследники The Beatles».

Давыдов: «Я Radiohead оценил довольно поздно — чтобы продраться за первое впечатление («тоска») и открыть все, что за ним спрятано, понадобилось время. В Radiohead круто многое, но я особенно ценю басиста Колина. Мне близка его манера играть не корневые ноты аккорда, а всякие обращения и другие ступени, близка его любовь к закольцованным рисункам, ну и несколько олдовое звукоизвлечение».

 

9. «Кирпичи» «Треп»

Пономарев: «Тексты многих ранних песен «Кирпичей» мы помним наизусть до сих пор. Этот трек мой самый любимый — там есть все эти вставочки «пьем пивчагу, хорошо проводим время», заимствование из саундтрека к «Собаке Баскервилей» (мы, кстати, тоже использовали эту тему в своем раннем студенческом хите «Как заставить сдаться Олю»), и вообще веселье зашкаливает. Мне и сейчас кажется, что ранние «Кирпичи» стоили всех нынешних мегапопулярных чуваков вроде Басты, «Касты» и Гуфа вместе взятых».

Давыдов: «Вообще, «Кирпичи» — моя любимая русскоязычная группа. А «Смерть на рейве» стал для меня когда-то первым примером музыкальной вменяемости: «дам тому в табло, кто скажет, что я не рокер/дам тому в табло, кто скажет, что я не рэпер». То есть совершенно неважно, ты рэпер или металлист — просто играй, что хочется».

 

10. PJ Harvey «The Words That Maketh Murder»

Давыдов: «В 2011 году мне повезло побывать на концерте Пи Джей Харви в Италии. Я ехал и думал — как это будет выглядеть? Под ее песни не хочется танцевать, им сложно подпевать (как подпевать словам «I’ve seen soldiers fall like lumps of meat»?). Я оказался, в общем, прав — большинство людей на площади просто стояло и слушало, и я тоже просто стоял. И вдруг, как раз на этой песне, ощутил характерный спазм, обычно предшествующий слезам, хотя за секунду до этого ничего особенного не чувствовал — даже обычного на концерте ажиотажа. Это был первый и почти единственный раз в моей жизни, когда музыка проникла внутрь так глубоко, при этом даже не используя обычных для рока громких и ярких средств».

Пономарев: «Благодаря Пи Джей и ее последнему альбому «Let England Shake» мы, например, обзавелись автохарпом, который тут же и прописали в паре-тройке новых песен».

Шварц: «У Пи Джей мне ближе всего альбом «Rid of Me» (и особенно песня «50 ft Queenie»). Это рок-н-ролл, это в меру агрессивно, это женственно, это сексуально в конце концов. Таким для меня рок и должен быть».

 

11. Broken Social Scene «Anthems for a Seventeen Year Old Girl»

Давыдов: «Мечтаю когда-нибудь написать песню вроде этой — с простой, но торкающей музыкой и милым неидиотским текстом, который укладывается в восемь строчек».

Пономарев: «Пожалуй, на сегодняшний день у групп вроде «Пони» не остается другого пути, кроме как ориентироваться на канадскую независимую музыку. Как только мы поняли, что делаем музыку прежде всего для собственного удовольствия, а не для попадания на какое-то там радио или фестиваль «Нашествие», мы почувствовали большое облегчение и прилив творческих сил. А эту конкретную песню у BSS я просто больше всего люблю».

 

По случаю выхода альбома «Веселись и пой» группа «Пони» выступит сегодня, 5 июня, в московском клубе Gogol' и в следующую субботу, 15 июня, в петербургском Fish Fabrique Nouvelle

Ошибка в тексте
Отправить