Новые лица хип-хопа Асап Роки, Чайлдиш Гамбино, Экшен Бронсон и другие

В жанре хип-хоп сейчас происходит чуть ли не больше событий, чем во всех других, вместе взятых, — и новые герои в нем тоже появляются постоянно. «Афиша» выбрала десять заслуживающих внимания рэперов, которые уже сделали себе имя или должны его сделать в ближайшем будущем, и рассмотрела их подробно.

Архив

Асап Роки/A$AP Rocky

None

кто такой Пожалуй, самая яркая на данный момент звезда хип-хопа последнего поколения: мрачный, медленный, «обсаженный» южный рэп с ленивой читкой — преимущественно о наркотиках, но по большому счету ни о чем. Слово «swag» в каждой строчке, биты от модного продюсера Клэмса Казино — все ультрамодные признаки сразу, собравшиеся в одном человеке.

что есть В значительной степени успех Асапа Роки объясняется редким для хип-хоп-исполнителя безупречным чувством стиля. У него все настолько в порядке с харизмой, что ему не обязательно даже что-либо говорить для того, чтобы на него обратили внимание, — заметьте, что Роки вообще не кривляется. С ним некомфортно, в нем чувствуются опасность и авантюризм, и поэтому хочется все время следить за ним, чтобы не пропустить что-то важное, что, кажется, вот-вот с ним случится. Еще Роки классно выглядит: резкая, даже болезная худоба, косички, клетчатые рубашки, идиотские желтые очки в тонкой оправе, белый платочек на шее, бейсболки с надписями вроде «Funeral». Его злая, но расслабленная, отрешенная, но обволакивающая музыка — универсальный, естественный, понятный и доступный хип-хоп. Главное в Асапе — это та самая органика, которая отличает настоящую рок-звезду от обычного исполнителя.

 

 

команда Объединение A$AP Mob, в которое входят еще много человек, чьи прозвища начинаются со слова A$AP — правда, никто из них ничего заметного пока не выпустил. Впрочем, у рэпера уже собралась другая компания, прямиком из высшей лиги: он записывается с Ашером и Крисом Брауном, а в данный момент катается по Соединенным Штатам в компании Кендрика Ламара, The Weeknd и Дрейка.

цитата «Всегда мне уваженье, со связью все в порядке/Везу я кокаин, важнее президента/Свэг такой большой, не нужно ожерелье/Укачу на бумере, телки под впечатленьем» («Peso»).

 

 

что слушать Прошлогодний, напичканный выдающимися битами Клэмса Казино микстейп «LiveLoveA$AP» — фактически самая обсуждаемая рэп-пластинка 2011 года — звучит очень здорово и год спустя. Примерно через месяц Асап грозится выпустить свой первый полноценный альбом «LongLiveA$AP» — первый релиз в рамках подписанного с Sony впечатляющего контракта на $3 млн. В сети уже имеется первый сингл с грядущего альбома «Goldie» — немного более коммерческая и поверхностная версия того, что было на микстейпе, но все равно заслуживающая внимания.

Спейсгостпаррп/Spaceghostpurrp

None

кто такой Уроженец Майами. В многословной, напечатанной капслоком биографии на своей странице в фейсбуке отрекомендовывается «недооцененным рэпером из 90-х» — притом что в 2000 году ему исполнилось девять лет, — объявляет себя спасителем хип-хопа и трогательно рассказывает, как натирал до белизны свои кроссовки Air Jordan’s под Three 6 Mafia, диджея Скрю и Ноториуса Би Ай Джи.

что есть Эмси с именем, с трудом поддающимся транслитерации, — яркий представитель подхваченной прогрессивными информационными изданиями волны мрачного и грузного обкуренного рэпа. Монотонная «убитая» читка, вязкие биты практически в жанре chopped & screwed, намеки на девяностые. При этом Спейсгостпаррпа от коллег по жанру отличает контроль качества, целеустремленность и даже напористость: там, где многие, что называется, «присыпают», этому мужчине, кажется, есть что сообщить слушателю.

команда Дружит с Асапом Роки и с целым набором гораздо менее известных личностей вроде Metro Zu, Sortahuman, PeteyWeedey, а также с лейблом под названием Raider Klan, про который пока мало кто слышал, но есть вероятность, что скоро услышат.

строчка «Еще один день, еще один доллар/Гляжу на всех этих людей, чувак/Общество, созданное роботами, это общество/Им всем нужны эти деньги/Поэтому они превращают нас в хомячков» («The Black God»)

 

 

что слушать Выдаваемая за дебютный альбом компиляция лучшего материала с многочисленных микстейпов носит название «Mysterious Phonk: The Chronicles of SpvcxxGhxztPvrrp» и вышла 11 июня на лейбле 4AD, где хип-хопа не водилось отродясь. Бронебойная часовая коллекция звуков из самых темных подворотен Майами, атмосферная, но содержательная и собранная запись.

Скулбой Кью/Schoolboy Q

None

кто такой Взрослый (25 лет) человек с интересной биографией — что, как ни странно, большая редкость в современном рэпе. В школе — успешный игрок в американский футбол и успешный драгдилер. Имеет за плечами полугодовую отсидку за участие в групповом изнасиловании; в интервью говорит, что изнасилования — обычное дело в Калифорнии и что в подобных развлечениях он участвовал лет с 12. Еще заявляет, что был рожден для того, чтобы читать рэп.

что есть Довольно специфический вариант все того же наркорэпа: много слов, интересные, и, скорее всего, заранее прописанные рифмы, ритмичная читка. Проработанный звук, много деталей, часто семплируются живые инструменты, есть даже гитары, флейты и некоторое подобие эстрадных оркестровок. Скулбой Кью получил свое прозвище из-за того, что всеми силами пытался задержаться в школе, чтобы продолжать играть в футбол, когда большинство одноклассников вылетали оттуда без особых сожалений. Его хип-хоп — это музыка отличника-наркомана: Скулбой Кью совсем не против «придавить» с непутевыми друзьями, однако заметно, что он умудряется выкраивать время на выполнение домашних заданий.

 

 

команда Объединение Black Hippy, в которое также входят Кендрик Ламар и Эб-Соул, они же гостят на его записях. Еще Скулбой Кью записывается с Асапом Роки и Карренси — что называется, все свои.

цитата «Делаю вывод, что вам, ниггеры, нужен заем/Кончайте слать СМСки и делайте уже песни/Моя иностранная телка называет меня «марикон»/Всегда занимаюсь тем, что никогда не видел и не знал» («Gangsta in Designer»)

 

 

что слушать В начале года вышел второй полноценный альбом Скулбоя Кью под названием «Habits & Contradictions» — одна из самых заметных хип-хоп-записей года, сразу же задавшая стандарт качества на двенадцать месяцев вперед. На «Habits & Contradictions» находится место и типичной Калифорнии, и югу, и chopped & screwed, при этом проходных треков нет вовсе.

Чайлдиш Гамбино/Childish Gambino

None

кто такой Уроженец Калифорнии по имени Дональд Гловер — новичок с большой натяжкой. Один из сценаристов популярного сериала «30 Rock», стендап-комик, исполнитель главной роли в умеренно известном ситкоме «Community» и — как ни удивительно — до недавнего времени серьезный претендент на роль Питера Паркера в перезапущенном «Человеке-пауке». В конце 2011 года вышел первый официальный альбом Гловера «Camp», однако в рэпе он довольно давно: микстейпы, EP и отдельные треки Гамбино выпускал в течение последних четырех лет.

что есть На самом деле ничего хорошего. Более раздражающего рэпера, чем Чайлдиш Гамбино, еще поискать — и это в жанре, где каждый второй пытается сделать так, чтобы его ненавидели. У Гловера невероятно писклявая и крикливая читка, слащавый попсовый звук в диапазоне от дешевых и довольно безвкусных подражаний Канье Уэсту с оркестровками и пением до третьесортного хауса в стиле Давида Гетты. Читает при этом Чайлдиш Гамбино в основном про то, как пачками заваливает девочек, которые что-то слышали про то, что он снимается на телевидении.

 

 

команда Сотрудничает со шведским композитором Людвигом Геранссоном, работающим с Гловером над сериалом «Community» и еще несколькими схожими ситкомами. Больше ни с кем.

цитата «В фейсбуке мне шлют сообщенья пацаны из колледжей/Телочки такие: «Приезжай к нам в универ, дашь концерт, потрахаемся»/Рэп — он как волшебство/А раньше называли пидором и Орео/И ржали надо мной, указывали пальцем» («Firefly»)

 

 

что слушать Альбом «Camp» — поп-рэп в его самых нетолерантных и издевательских формах. Танцевальный сингл «Heartbeat» вы, скорее всего, уже слышали — эту композицию крутят даже по местным радио и телеканалам.

Экшен Бронсон/Action Bronson

None

кто такой Нью-йоркский белый рыжий толстяк из Квинса с албанскими и еврейскими корнями. До рэпа работал шеф-поваром в одном из нью-йоркских ресторанов, в своих композициях регулярно сворачивает на тему питания.

что есть Хип-хоп — поистине народная музыка, в которой важно удовлетворять запросы самых различных категорий населения. Экшен Бронсон, несмотря на то что проживает в мегаполисе, обслуживает самые низы социальной лестницы США; он классический представитель прослойки «уайт трэш» — имеются в виду неприятные, проживающие в трейлерах люди, которые занимаются непонятно чем, живут на пособие, бьют жен и много матерятся. Бронсон и сам из таких: широкой общественности он стал известен примерно месяц назад, когда запостил в твиттер сделанную на телефон фотографию валяющейся на асфальте пьяной женщины латиноамериканской внешности, назвал ее «мексиканским трансвеститом» и гордо заявил, что один из его товарищей не то вылил ей на голову бутылку воды, не то попросту на нее помочился. При всей своей тупой агрессивности, граничащей с дебилизмом, Бронсон — отличный рэпер с превосходным, хоть и сильно напоминающим Гостфейс Киллу, флоу, сильный фристайлер с чутьем на биты. Бронсон читает плавно и уверенно, чеканит слова и там, где необходимо, способен добавить эмоций — большой нью-йоркский гангста-стиль, которого в последнее время не хватало.

 

 

команда Пока что Бронсон преимущественно варится в собственном окружении. При этом на YouTube имеются его совместные композиции с другим белым рэпером и автором великой песни «I Love College» Ашером Ротом, а также с самим Гостфейсом — правда, там довольно трудно разобрать, где кто. Еще у Бронсона имеется совместный альбом с не слишком известным, но уважаемым битмейкером Статик Селектой.

строчка «Это не кот в мешке, это кот, который рэп читает/Это Бронсон, представляю Квинс, Нью-Йорк/Да — примат-тяжеловес с мозгами из Гарварда/Забиваю штакеты цитрусовыми с цедрой лайма» («Barry Horowitz»)

 

 

что слушать Прошлогодний альбом «Dr. Lecter» — несмотря на низость и пошлость затрагиваемых тем, сделанный с большим вкусом и размахом хорроркор. Бронсоном, при всех оговорках, тяжело не восхищаться: в каждом треке он читает как дышит; он по-старомодному груб и невежественен, но жутко остроумен.

Death Grips

None

кто такие Хип-хоп-трио из Сакраменто: эмси и двое продюсеров, один из которых белый и во время концертов садится за барабанную установку (на ней он играет в авант-роковой группе Hella). Прошлогодний микстейп «Exmilitary», а за ним и вышедший в апреле дебютный альбом «The Money Store» наделали шума в далеких от рэпа кругах, а в самих рэп-кругах вызвали нечто вроде смуты.

что есть Индустриальный рэп, каким его еще не слышали. Звучит это как слетевший с катушек и окончательно осатаневший от агрессии Ил-Пи: грязно записанный, суетливый, скоростной и крикливый рубленый хип-хоп непонятно о чем, но, скорее всего, об апокалипсисе. Пару лет назад в узких кругах большой популярностью пользовался граймовый микстейп творческого объединения Slew Dem — пластинка такой пробивной силы, что казалось, на ней были записаны пулеметные очереди, но никак не музыка. Death Grips движутся примерно в том же направлении, только звучат как минометная установка с функцией психотропного оружия.

команда Death Grips сами по себе — зато уже сделали, например, ремиксы для Бьорк.

цитата «Гетто из глубин пространства/Мне откроет что-то/То, что я не видел/Загадка намекнет, что/Смерти дверь/Неосторожный шаг/И электричеством взойдется пол» («I’ve Seen Footage»)

 

 

что слушать Вышедший на лейбле Epic (где также обитают, например, AC/DC и певица Анастейша) альбом «The Money Store» — спид-метал от хип-хопа, в котором граймовые скорости и агрессия встречаются с урбанистическим индастриалом. Поначалу кажется, что выдержать даже сорок минут такой музыки — задача неимоверно тяжелая, потом хочется поставить пластинку на повтор. Death Grips погружают в атмосферу враждебную и неуютную, в которой, однако, быстро осваиваешься и которой быстро начинаешь проникаться; это примерно как посетить станцию метро «Текстильщики» — неприятно, но бодрит, прочищает мозги и трамбует мысли.

Эб-Соул/Ab-Soul

None

кто такой Двадцатипятилетний, немного смахивающий на городского сумасшедшего участник объединения Black Hippy, в котором состоит вместе с Кендриком Ламаром и Скулбоем Кью. Биография на фейсбуке состоит из одного слова: «Гений».

что есть Эб-Соулу не хватает стиля, он забавно выглядит, у него высокий голос, поэтому свои слабые места он изо всех сил пытается превратить в достоинства. Его хип-хоп — тот, который называется словом «сознательный»: поверх простых, но сделанных не без претензий битов Эб-Соул читает о политической ситуации в стране, проблемах черных, ворье на Уолл-стрит, терроризме и прочих вещах, которыми современные рэперы интересуются все меньше.

команда Помимо верных товарищей Ламара и Скулбоя Кью на дебютной пластинке Эб-Соула «Control System» читает Дэнни Браун, а также огромное количество людей, чьи имена никому ничего не скажут. Еще в прошлом году Эб-Соул гостил на альбоме заслуженного деятеля андеграунда Мерса.

цитата «Дорогой Барак/Я знаю, что ты кукла, но должное тебе отдам/Ты нагло людям врешь за просто так/И мне это даже нравится, не останавливайся» («Terrorist Threats»)

 

 

что слушать Вышедший в мае «Control System» ожидает традиционная судьба крепкого рэп-альбома со смыслом — то есть никто на Эб-Соула внимания не обратит, за исключением критиков и фанатиков, старающихся отслушивать весь выходящий хип-хоп пачками. И зря, «Control System» заслуживает большего: в каждом треке Эб-Соул выкладывается полностью, имеются даже пробивные хиты — вроде той же «Terrorist Threats».

Элли Бой/Alley Boy

None

кто такой Один из наиболее обсуждаемых в данный момент рэперов из Атланты — стабильного источника поставок первосортного южного хип-хопа, кранка и прочих запретных удовольствий. Двадцатисемилетний бывший драгдилер и заключенный, ныне метящий в высшую лигу и дерзко набрасывающийся на авторитетов жанра вроде Ти Ая и Янг Джизи.

что есть Вполне традиционный так называемый трэп-рэп — южный гангста-рэп про наркотики с синтезаторами, ухающими басами и абсолютно безмозглыми текстами, которые все равно не разобрать из-за акцента и оглушительного бита. Элли Бой не отличается оригинальностью, но наркорэп с юга — вообще жанр, в котором быть оригинальным непросто. Тем не менее есть и козыри: во-первых, правильные друзья, без которых в хип-хопе вообще никуда, а во-вторых — определенная гибкость, позволяющая ему успешно выступать в лирических моментах (трек о братской любви «When I Die») и развивать впечатляющие скорости (совместный трек с одним из лучших современных эмси Фредди Гиббсом «Rob Me a Nigga»). Впрочем, чаще всего от Элли Боя можно услышать раскатистые громыхающие рулады про то, что «наша банда лучше всех».

команда Согласно легенде, убедил мотающего срок Элли Боя перейти с крэка на рэп его давний друг Гуччи Мэйн. Еще Элли Бой гостит на новом альбоме другого атлантского безумца Ваки Флоки Флейма, состоит в дружеских отношениях с Фредди Гибсом и лично знаком с Биг Критом.

цитата «Они видели лишь голду и черную маску/Бросил тачку за углом, открутив номера/Ниггеры лишь выпендриваются, но я реально спущу курок/Достану АК и спрошу, где мешок» («Rob Me a Nigga»)

 

 

что слушать Вышедший в этом году микстейп «Nigganati», содержащий дисс-хит «I Want In» и несильно уступающий в качестве последнему альбому того же Ваки Флоки Флейма.

Джонни NY u./Johnny NY u.

None

кто такой Житель Нью-Йорка, о котором мало что известно — кроме того, что он каким-то образом связан с лавкой стрит-арта RA-NYC, торгующей граффити и футболками, а также ведет твиттер, в котором читает больше людей, чем читают его.

что есть Расслабленный солнечный сознательный рэп — теплые, построенные на семплах из фолковых пластинок и саундтреков к золотой эпохе Голливуда биты; пафос — позитивный черный умник выходит прогуляться светлым утром в Бруклине. Джонни читает очень похоже на намного более известного рэпера Блу — те же учтивость, спокойствие и уверенность в голосе, размышления о любви, современном обществе и окружающей несправедливости.

команда Приятельствует и записывается с другими такими же неизвестными пользователями твиттера, никого хоть сколько-нибудь заметного.

цитата «Мы встретили друг друга на карусели/Наши лица озарила усмешка, разросшаяся до улыбки/Не могли отвести глаз друг от друга/Это с первого взгляда, сразу можно сказать» («Carousel»)

 

 

что слушать Микстейп «Thorned Roses» — удивительно качественно спродюсированная для подобного проекта, с большой любовью сделанная бесплатная запись, прекрасно подходящая для гуляний по городу летним днем; местами чересчур задумчивая, но всегда превосходно держащая необходимый ритм.

Лил Агли Мейн/Lil Ugly Mane

кто такой Воскрешающий лучшие времена жанра chopped & screwed белый человек из Ричмонда. Ужасные обложки, альбомы на кассетах, запитченная читка, семплирующие нью-эйдж-биты, тексты про отрубленные конечности, убийства, траву и автоматы.

что есть Лил Агли Мейн — это не без огонька исполненная клоунада, вполне способная со временем превратиться в больше, чем просто шутку. Видно, что Мейн настроен серьезно: на фейсбуке он называет себя «бизнесмен», а вокруг проекта уже сложился плотный круг почитателей, оставляющих к выложенным на YouTube композициям комментарии типа «я специально не скачиваю этот трек, а слушаю его в браузере, чтобы у Лил Агли Мейна было больше просмотров». Мейн — всего лишь один из множества проектов человека, которого зовут не то Шон Кемп, не то Трэвис; еще он играет электропоп под именем Sex of Distance и диджеит, однако лишь у Лил Агли Мейна есть шансы превратиться в мем если не уровня Лил Би, то где-то близко.

команда Агли Мейн пишет у себя на страничке, что записывал совместные треки только с рэперами Супой Сортахьюманом и Дензелом Карри, однако упорно ходит слух о том, что он как-то связан со Спейсгостпаррпом.

цитата «Терроризирую район, ты на пути, чего не валишь?/Я и Супа Сортахьюман накрутили с грамма сигару/Отдыхаем/Чувствую себя поджаренным, как крылышки Баффало/Хотел вам всем сообщить, что в сумке еще полно бабла» («Radiation (Lung Pollution)»)

 

 

что слушать Вышедший в январе микстейп «Mista Thug Isolation» — запись, переосмысляющая 90-е на манер новых мемов и привносящая в них повышенный градус безумия. Слушать зажеванные биты и шизоидные тексты вроде «Надеюсь, что ты в это влезешь, а то твоя задница может совершить лунное затмение» практически невозможно, но и выключить тоже не получается — слишком затягивает.