Как изменились крупнейшие музыкальные социальные сети
На прошлой неделе значительно обновились сразу два больших сайта, ставящих своей целью обеспечить прямую коммуникацию между слушателем и музыкантом: забытый было MySpace громко перезапустился с новой песней своего владельца Джастина Тимберлейка, а востребованный Bandcamp превратился в социальную сеть. «Афиша» выяснила причины и следствия этих изменений.
Что это было
MySpace: Cоциальная сеть с акцентом на официальные страницы музыкантов, ставшая в 2005-м самой посещаемой в мире. Позже популярность начала снижаться, и сайт сначала уступил лидерство фейсбуку, а затем и вовсе оказался в отчаянном положении (меры вроде редизайна не помогали). В 2011-м компания была перепродана за скромные $35 млн, и новые владельцы во главе с Джастином Тимберлейком решили все исправить.
Bandcamp: Cайт, где музыканты могут без участия лейбла размещать свои записи для продажи. Неудивительно, что собрались на нем независимые артисты (самые громкие имена — Аманда Палмер, Суфьян Стивенс и Dub FX). Дизайн крайне минималистичен, хотя при желании музыканты могут навести дизайна.
Что изменилось
MySpace: Почти все, кроме громадного музыкального каталога. Если раньше музыку на MySpace слушали лишь в ознакомительных целях, то теперь встроенный онлайн-плеер имеет в виду, что музыку в интернете надо легально потреблять только с его помощью. Если в прошлой жизни многие использовали сайт как социальную сеть, где можно переписываться с одноклассником, то теперь во главу угла решительно поставлена музыка — собственно, и запустился сайт с премьеры нового сингла совладельца Джастина Тимберлейка, таким образом объявившего о возвращении в музыку. Кардинально изменен и внешний вид — на обновленном сайте царит горизонтальная прокрутка, удобная на планшете, однако раздражающая многих владельцев компьютеров.
Bandcamp: К аккаунтам для музыкантов добавились «пользовательские». Речь не о превращении сайта в полноценную соцсеть вроде той же MySpace, а лишь об отдельных востребованных функциях: теперь меломан может демонстрировать всем желающим список уже купленного, оставлять комментарии к любимым записям и вносить в вишлист то, что собирается купить в будущем. О других вебдванольных функциях вроде дружбы и ленты новостей речь пока не идет — но это кажется логичным следующим шагом.
Что это значит для них
MySpace: Пытаться отвоевать человечество у фейсбука уже поздно, однако сайт может попытаться успешно конкурировать со стриминговыми сервисами вроде Spotify. Впрочем, случаев, когда сервис, который уже по сути похоронили, по-настоящему возрождался, немного.
Bandcamp: Поскольку поклонники независимой музыки любят образовывать сообщества по интересам, Bandcamp может из простого магазина превратиться в «место встречи», где слушатели советуют друг другу неизвестные имена и хвастаются новыми покупками. В любом случае просто пользоваться сайтом теперь стало несколько удобнее — раньше на аккаунты любимых музыкантов было трудно даже подписаться по RSS.
Что это значит для индустрии
MySpace: Cайт планирует в будущем продавать подписку на мобильную версию, билеты на концерты, мерчандайз и возможность скачивать музыку. Но получится ли сейчас привлечь новым синглом Тимберлейка достаточно людей, чтобы это приносило значимые в масштабах индустрии отчисления, — еще вопрос.
Bandcamp: Как сообщают создатели Bandcamp, уже на этапе тестирования новых функций был заметен рост числа покупок, и вполне возможно, что оборот сайта увеличится в разы. Многие поклонники независимой музыки рады отдавать за нее деньги, но сначала ее нужно найти — и функция «посмотреть, что еще слушают люди, купившие любимый мной альбом» тут как нельзя кстати. Для человека фанатичного лазать по чужим фонотекам, запуская одним кликом любую заинтересовавшую запись и покупая ее с той же легкостью, — не менее затягивающий процесс, чем для красивой женщины поход в торговый центр после зарплаты.