перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Chaos in Heathrow: драматический женский фортепианный поп из Новгорода

Про новгородскую девушку Риту Попову, которая поет порывистые песни под пианино, актерствует и небезуспешно изображает местную Аманду Палмер, мы уже вкратце писали. Теперь «Афиша» представляет первый сингл Chaos in Heathrow, где одним подражательством дело уже не ограничивается.

Рита Попова на фоне новгородских красот — и никакого Хитроу

 

Много на свете бывает странных музыкальных названий, но Chaos in Heathrow, конечно, поначалу ставят в некоторый ступор — причем тут вообще лондонский аэропорт? У меня тоже до сих пор нет ответа на этот вопрос, но с хаосом — по крайней мере по прослушивании первого сингла группы (в которой состоит всего-то один человек, новгородская девушка Рита Попова, в этом году закончившая местный вуз по переводческой специальности) — становится более-менее понятно: каждая песня здесь как будто играет сама с собой в классики, прыгает по камешкам среди огромной лужи, показывает язык, смеется сквозь слезы и плачет, смеясь. Инструментов — всего ничего: фортепиано, укулеле, перкуссия (немного), гитара (совсем чуть-чуть); все сделано в одиночку. Песни — саркастические побасенки про горилл, любовь и даже Первый канал; театрализованные монологи девушки эксцентричной натуры. Первая ассоциация — понятное дело, Аманда Палмер, и было бы нелепо делать вид, что Chaos in Heathrow не находятся от нее в прямой зависимости. Впрочем, тут, как водится, следует «но». Во-первых, как известно, значительная часть новой русской музыки (в том числе успешной) вообще строится по модели трансляции сюда оттуда — а поскольку Аманда Палмер нам, как известно, родная душа, она на эту трансляцию более чем напрашивается. Во-вторых, «давать Аманду Палмер» — это, между прочим, тоже задача неочевидная; для этого нужны как минимум завидные актерские способности — и у Поповой они, по-моему, есть, в особенности это видно на концертах. В-третьих... В-третьих, собственно, можно и отнестись к тому, что сейчас из себя представляют Chaos in Heathrow, как к театру — никого же не смущает, когда в сто пятый раз ставят Чехова, главное, чтоб по-своему. Современная поп-музыка вообще на восемьдесят процентов и состоит из более или менее талантливых спектаклей по мотивам — ну вот и у Поповой (пока что) именно он, но свой: меньше секса и сарказма, больше инфантилизма; к тому же две песни из трех по-русски — что уже любопытно. В общем, как показывает практика, занятных поющих девушек много не бывает — вот еще одна, и первый ее сингл «Contact High» звучит вот так.

 

 

По традиции слово предоставляется самому автору сингла.

 

«У меня классическая история — бабушка отдала в музыкальную школу учиться играть на пианино. При этом дома пианино никогда не было — и когда я еще училась в начальной школе, родители купили мне синтезатор. А я смотрела выступления всяких поп-групп по телевизору и видела, что на пианино редко кто играет, а на синтезаторе — очень даже; и подумала — может, в этом какой-то намек есть, что и мне надо чем-то подобным заниматься? Лелеяла мечту стать поп-звездой типа Spice Girls или Бритни Спирс, но потом подросла и поняла, что это не мое. Плюс мне повезло — в детстве я смотрела MTV, но не русское, а английское. И все, что видела, перерабатывала в голове и примеряла на себя. Эти мысли и натолкнули на то, чтобы делать что-то самой. Конечно, года два после окончания музыкальной школы я инструмент ненавидела, как все. Там же никому не интересно, что у тебя в голове, там надо вещи по программе играть. Но потом я себе призналась, что играть на пианино все-таки люблю. И сочинять песни — это то, чем мне хотелось бы заниматься по жизни.

Я никогда не стремилась создать группу. В Новгороде очень мало сольных исполнителей — и я никогда не могла понять почему. Может, люди просто боятся выступать в одиночку? Когда я начала давать концерты, мне потом многие говорили — мол, ты такая смелая, как ты без поддержки играешь? Ну так а с другой стороны — я знаю, что если налажаю, вина в этом будет только моя; я несу за все ответственность.

Эта фраза, Chaos in Heathrow, появилась спонтанно. Я долго вела записную книжку, куда записывала цитаты интересные, словосочетания и так далее. И вот однажды, в 2008 году, я сидела в интернете и там увидела заголовок в ленте новостей — как раз речь шла о хаосе в Хитроу. Мне это чисто фонетически понравилось. Сама статья была неинтересной — ну, чемоданы потеряли в аэропорту, подумаешь. Но словосочетание я запомнила. Ну и к тому же Хитроу — это же аэропорт, место, где все должно быть по часам, как по расписанию, а когда там случается хаос, это всех приводит в неистовство. В моей музыке тоже, наверное, есть такая беспорядочность, недисциплинированность. Я очень много всего придумываю на концертах и никогда не составляю сет-листы.

 

Некоторую часть концертного репертуара Chaos in Heathrow составляют кавер-версии

 

 

Первое впечатление от Аманды Палмер у меня, на самом деле, не очень хорошим было. Мне поначалу сложно было привыкнуть к ее манере пения — но что-то во мне говорило, что эта музыка может быть мне близка, и я начала слушать дальше. Но, честно говоря, я бы не сказала, что много у нее беру в музыкальном плане. Мне больше нравится ее деятельность. У нее же не только свои песни — у нее есть проект Evelyn Evelyn с Джейсоном Уэбли, она записывает каверы на Radiohead под укулеле, мюзиклы ставит, да еще такие длинные посты в блоге пишет, что я вообще не понимаю, как у человека может быть столько энергии. Этот темп ее меня очень вдохновляет, мне хотелось бы, чтобы у меня идеи тоже лились вот таким потоком. А что касается сравнений — ну, я считаю, что они мне льстят.

Если говорить о любимых музыкантах, первый, кто приходит в голову, — Девендра Банхарт. Мне нравится, как он преподносит свои песни, я смотрела его концерты — в них совсем нет напряжения, он везде чувствует себя как дома. Еще есть такая певица Биши, английская, но индийского происхождения, некоторое время Патрика Вулфа разогревала. Она играет на ситаре и поет, плюс она внешне мощная женщина, и у нее всегда очень интересно придуманные костюмы. Мне вообще не очень нравится, когда этническую музыку пытаются вместить в современные рамки, но у нее получается очень живо — и голос очень красивый. Ну и еще — Sons & Daughters. Адель, которая у них поет, моя любимая, наверное, вокалистка; к тому же в их музыке есть гармония, у них всего в меру, если я когда-нибудь буду делать группу — буду именно на них равняться.

Понятно, что когда я смотрела английское MTV, там русские группы не крутили. И писать я начала по-английски, потому что все мои кумиры пели по-английски. Но в последний год стала сильно интересоваться музыкой на русском языке, вот была в Петербурге на концерте «Петли пристрастия» — ну это вообще ураган, и тексты у них очень крутые: когда предложение заканчивается, уже забываешь, как оно начиналось, очень интересно все это в голове распутывать. И я подумала, что надо поставить себе такое задание: спеть по-русски, это же мой родной язык. И мне кажется, я с заданием справилась — но тут уж, конечно, судить слушателю».

 

Первый сингл Chaos in Heathrow «Contact High» можно скачать здесь.

Презентация сингла — то есть концерт Chaos in Heathrow — пройдет завтра в клубе China Town.

[Хотя понятно, конечно, что всем сейчас не до того.]

Ошибка в тексте
Отправить