перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Русский подростковый хип-хоп: попытка антологии

Песня про шашлычок, дуэт Bad Boys, читающий про то, как хорошо «в озере купаться», трое молодых людей, протестующих против взломов аккаунтов «вКонтакте», — разнообразные ролики с наивным школьным рэпом то и дело становятся массовыми мемами. Меж тем это не одиночные флуктуации универсума, а представители огромных размеров низовой культуры, на которую имеет смысл обратить внимание. «Афиша» провела свое исследование.

[альтернативный текст для изображения]

Группа Bad Boys в золотом составе: вскоре после этого ролика Серега (справа) покинет ансамбль

 

В дискуссиях о популярности и социальной значимости русского хип-хопа, как правило, забывается один существенный аргумент — может быть, даже самый существенный. А именно: можно спорить о том, кто более кредитоспособен — аудитория Гуфа или аудитория Стаса Михайлова; можно спорить о том, кто собирает больше аншлагов и ездит по большему количеству регионов; однако непреложный факт заключается в следующем: именно русский хип-хоп породил отдельную низовую культуру невероятных масштабов. Если закопаться в недра YouTube и «вКонтакте», быстро выясняется: именно рэп — а вовсе не рок, например, — сейчас является главным объектом подражания и самореализации для подростков. Школьники младших, средних и старших классов не только слушают рэп — они его еще и делают, причем в промышленных количествах. Отдельные попадающие в сферу общественного внимания мемоемкие произведения (вроде группы Bad Boys из поселка Никольское, чей портрет красуется выше) — это отнюдь не какие-то спорадические дикости, а просто самые удивительные и выдающиеся проявления этой новой массовой культуры. И игнорировать ее — ну, это, по крайней мере, означает лишать себя большого удовольствия. Я думаю, многие еще помнят группу «Птицу емъ» и их блестящий альбом — так вот, было бы категорически неверно трактовать их песни от имени школьников просто как остроумный конструкт, ловкую придумку; отнюдь — это работа на более чем существующем поле, возведение в ранг высокого искусства самого что ни на есть низкого. Грубо говоря, реальность гораздо страшнее, чем песни группы «Птицу емъ».

 

 

«Грубо говоря, реальность гораздо страшнее, чем песни группы «Птицу емъ»

 

 

Разумеется, равно с эстетической и этической точки зрения русский школьный хип-хоп — это, если вдуматься, ужасно, а если не вдуматься — смешно на уровне сайтов «Башорг» и Lurkmore. В этой связи выдвигать тут оценочные суждения и критическую аналитику по поводу было бы попросту неадекватно предмету. Но тема существует — и заслуживает того, чтобы ее раскрыли. Поэтому мы решили поступить иначе. В сущности, школьный хип-хоп, если слегка пренебречь погрешностями, вполне себе проходит по разряду нового сетевого постфольклора (нетлора, как это еще иногда называют) — ну то есть да, произведения его вполне себе авторские, но автор в большинстве случаев непринципиален, и функционирует эта музыка абсолютно как определенного типа мемы. В этой связи она вполне себе заслуживает наукообразного описания — которое мы вам и предлагаем. Разумеется, не претендуя на то, что тема этим исчерпана; разумеется, это всего лишь пролегомены. Итак.

 

Дефиниция

Прежде всего, следует определить, о чем именно мы говорим. Корректнее всего будет сделать это так: речь пойдет о дилетантском хип-хопе, сделанном людьми подросткового возраста, как правило, на домашнем оборудовании и функционирующем в границах социальных сетей и — шире — интернета; профессиональная музыкальная индустрия сюда не добивает — да и исполнители в ней совсем не нуждаются. Слово «школьный» в данном случае — некоторая условность; понятно, что возраст музыкантов зачастую определяется на глаз, и некоторые из них вполне могут быть уже студентами; по всей видимости, возраст артистов, практикующих такую музыку, — от 10 до 20 лет. Чтоб избежать путаницы в дальнейшем, обозначим сферу исследования термином «кид-хоп»: что в этих песнях всегда присутствует, так это инфантилизм. Можно было бы прибегнуть и к термину «трэш-хоп» — но он автоматически покрывает собой и взрослый любительский рэп, а это тема более широкая и куда менее интересная.

 

Мотивировка

Чтобы достоверно выяснить причины возникновения этой культуры, пришлось бы взять множество интервью и провести большое социологическое исследование, на которое у нас пока нет ресурсов. Тем не менее попытаемся выдвинуть несколько гипотез относительно того, чем обусловлено существование русского кид-хопа. 

— элитизм Усилиями Тимати и его многочисленных коллег хип-хоп, спутанный с R’n’B, стал ассоциироваться с социальным успехом — в том его понимании, какое принято в современной России, то есть — с обладанием деньгами, связями и женщинами. Совершенно логично, что дети, как самая впечатлительная категория населения, активнее других пытаются примерить этот успех на себя.

 

 

«Рэп кажется подросткам наиболее логичной областью для манифестации собственной крутости»

 

 

— самоутверждение Усилиями «Касты», Гуфа, Басты и их многочисленных коллег в области русского хип-хоп-мейнстрима — да и попросту благодаря родовым свойствам жанра — рэп кажется наиболее логичной областью для манифестации собственной крутости. Естественно, поскольку основной целью детского музицирования является, как правило, «чтобы телки давали» (простите за отступление от научного дискурса), рэп в этой связи становится особенно привлекательной музыкой — куда более привлекательной, чем рок-н-ролл, ассоциирующийся, кажется, преимущественно с грязными балахонами и немытыми волосами.

— простота средств производства кроме прочего, на гитаре и других инструментах надо все-таки как-никак учиться играть. Для создания хип-хоп-трека достаточно микрофона (зачастую того же, что используется для разговоров по скайпу) и освоения простейшей программы по производству бита; впрочем, многие представители кид-хопа спокойно обходятся и без второго навыка.

 

Специфика бытования

— география Как ни странно, судя по нашему исследованию, кид-хоп происходит в основном из регионов — причем даже не из областных столиц, а, как правило, из совсем странных населенных пунктов: поселков городского типа, райцентров и т.д. В Москве, где, по идее, искомые средства производства доступнее всего, кид-хопа нет или почти нет. Объяснение такому феномену тоже, впрочем, найти просто — все-таки чем больше населенный пункт, тем больше какой-никакой уровень просвещенности; кид-хоп же изначально предполагает некоторую культурную темноту.

 

 

«Главной средой обитания кид-хопа является социальная сеть «вКонтакте»

 

 

— «вКонтакте» как среда обитания Главной средой обитания кид-хопа всецело является социальная сеть «вКонтакте» — а никакой не YouTube и никакие не специализированные ресурсы. Это, впрочем, предсказуемо и объяснимо — поскольку, во-первых, «вКонтакте» вообще является главным пространством виртуальной жизнью российских подростков, отдельным исполинским миром, в котором черт знает что происходит. А во-вторых, технологически там все устроено для кид-хопа максимально удобным образом: можно с помощью разнообразных хитрых приемов оповещать о своих произведениях максимально широкую аудиторию, можно, напротив, выкладывать музыку только для друзей — подразумевая, впрочем, что таланты и поклонники также могут ее найти. Ну и в-третьих, выкладывать там все тоже очень удобно (для целевой аудитории, конечно же) — как и создавать фан-группы и вести прочую социальную деятельность.

— приоритет видео над аудио Очень важный момент: как правило, произведения кид-хопа существуют — или, по крайней мере, распространяются — прежде всего в виде видеороликов; песни в виде отдельных аудио-треков если и существуют, то мало кого волнуют. Причины, опять же, ясны. Клип — это гораздо более «круто», чем просто песня; в клипе можно показать лицо и правильные жесты (см. пункт «самоутверждение»); мемоемкость у клипов тоже гораздо выше. Основных типов клипов два: первый — просто трек, записанный у компьютера на веб-камеру; второй — попытки сделать профессиональный ролик, «как на MTV». Внешний вид исполнителей, как правило, являет собой жестокую невынужденную пародию на массовые представления о том, как выглядят рэперы: кепки набекрень, капюшоны, худи, черные очки и прочая атрибутика; без цепей и перстней, правда, обходятся.

— единичность Как правило, любой трек кид-хопа изнутри себя предполагает некую континуальную карьеру: мы будто бы видим некоторый мелкий эпизод из творческой жизни артиста, которая богата и насыщена; нередко сообщается количество альбомов или номер данного трека на одном из альбомов. Тем не менее факт тот, что, за редким исключением, кид-хоп-треки существуют в единичном экземпляре — ну или в нескольких; случаи, когда удается найти больше четырех-пяти произведений одного автора, крайне редки. Объяснений этому можно предложить несколько. Первая: на поверхность выплывают самые яркие вещи, остальные циркулируют даже вне интернета, в кругу друзей и поклонников; как своего рода новая кассетная культура. Вторая: как и всякая игрушка, кид-хоп своим исполнителям быстро надоедает. Третья: они только начинают, и мы еще просто-напросто всего не слышали.

 

Музыка

Как правило, кид-хоп создается с помощью самых простых музыкальных программ — плюс надо понимать, что его представители в первую очередь равняют себя не на западные образцы, а на отечественные. Встречаются, правда, и вполне профессиональные образцы — впрочем, гораздо чаще встречаются прецеденты воровства чужих минусов (что, с другой стороны, вполне в контексте хип-хоповых традиций). Некоторые артисты ленятся и вообще читают поверх чужих слов; некоторые — как будет видно из примеров ниже — используют в качестве подложек совсем уж неочевидные источники; разумеется, очень распространена и практика кавер-версий.

 

Источники

Раз уж у нас наукообразное исследование, приведем источники, из которых имеет смысл черпать основную информацию о кид-хопе (поскольку задать конкретный поисковый запрос, конечно, сложно). В нашем случае это комьюнити «вКонтакте» «Тру хип-хап», специализирующееся на такого рода материале; YouTube-канал пользователя lesmonn и YouTube-канал пользователя rapfreaksru (соответствующий сайт, увы, не работает) — а также все то, что к тамошним роликам вылезает в списке «related videos».

 

Типология

Ну и самое главное. Я просмотрел и прослушал около двух сотен роликов и песен, которые можно отнести к кид-хопу, — что, конечно, далеко не все, но все-таки это количество представляется достаточным для репрезентативной выборки. На основании этих изысканий удалось составить условную типологию хип-хопа, в которую вписываются большинство высказываний в данном жанре. Типология, разумеется, сугубо условная и совсем ненаучная — в частности, критерии, по которым выделяются разные типы, неоднородны. Однако общее представление о феномене она, кажется, все-таки дает. Перечень субжанров мы вам и представляем — с многочисленными примерами. Предупреждение: в большинстве примеров много нисколько не изящного мата — причем срывающегося с губ, обладателям которых запрещает ругаться мама. Будьте бдительны.

 

Ранец-рэп

Самый зрелищный, веселый и заманчивый подвид. Выделяется прежде всего на основании возрастного критерия: это рэп, который читают совсем детишки. Неизбежным следствием являются проблемы с дикцией, интересные особенности читки, а также низкое качество аппаратуры — читают представители ранец-рэпа зачастую и правда на микрофон от скайпа, в связи с чем слов почти не слышно. Примеры. [NB: Разумеется, в каждом конкретном случае примеров куда больше приведенных; мы выбрали самые яркие и типичные.

 

MC Dimanche «Шашлычок»

Один из первых представителей жанра, привлекших общественное внимание. Тут обходятся без музыки вовсе, ограничиваясь, так сказать, битбоксом. Что это за человек и что с ним стало теперь, неизвестно.

 

 

 

Bad Boys

Главные звезды хип-хопа, дуэт из города Никольское, что расположен в Ленинградской области. Два жизнерадостных юноши, которые читают рэп про свою жизнь. Bad Boys стали столь заметным мемом, что про них уже сняли сюжеты MTV, А1 и СТС; это одна из немногих групп, у которых действительно масса материала — и даже есть директор и официальный сайт. Более того: есть у них уже и непростые повороты в биографии — молодой человек по имени Серега (на видео — слева) в какой-то момент устал от негативных комментариев и ушел из группы, после чего лидер коллектива Вано взял в состав человека по имени Сергеич. В отличие от большинства представителей кид-хопа, почти не ругаются и не ругают и вообще пребывают на позитиве (даже название Bad Boys придумано по принципу оксюморона — на контрасте с внешним видом и песнями группы). Песня «pro Озеро» — самый популярный трек Bad Boys; набрав соответствующий запрос в YouTube, можно найти еще множество их сочинений, а также ответы на вопросы поклонников в пяти частях.

 

 

 

Бентли

Еще один плодовитый и последовательный представитель ранец-рэпа. Мальчик из Оренбурга, на самом деле уже записавший несколько альбомов. Более того — судя по всему, Бентли болен ДЦП; при этом музицирует и читает профессиональнее большинства коллег по цеху — и, в общем, заслуживает всяческого уважения. Клипов и треков Бентли в интернете также масса, это всего лишь один пример.

 

 

 

Sland и Dan-B «Хомячок»

Мощнейший трек памяти покойного хомячка. Обратите внимание на предмет, который эмси слева использует в качестве микрофона.

 

 

 

DeeneS MC и Белый Ап «Выше облаков»

Дуэт из Уфы. Без комментариев.

 

 

 

Дмитрий Кривоногов

Мальчик из Архангельска исполняет вместе с мамой кавер-версию некой группы SpaSity (мне лично неизвестной). Невероятно трогательное зрелище.

 

 

 

Женя рэпер

Редкий пример имитации ранец-рэпом гламурного дискурса.

 

 

Shark-o

Типичный представитель ранец-рэпа и его друг о творческих планах. Ролик дает исчерпывающую картину того, как артисты кид-хопа представляют себе рэп-культуру.

 

 

 

Варя Стрижак «Школьный хип-хоп»

Редчайший пример абсолютно профессионального ранец-рэпа — или, в данном конкретном случае, ранец-R’n’B. Клип, видимо, снят на родительские деньги — и, видимо, в Москве. Мораль, впрочем, совпадает с месседжем многих представителей ранец-рэпа. Учитывая высокое качество продакшена и картинки, нельзя исключать, что это стилизация и вирусный промоушен какого-нибудь сериала.

 

 

 

Диссы

Самый распространенный жанр в кид-хопе — что тоже объясняется элементарно: наиболее очевидный способ самоутвердиться — сделать это за чей-нибудь счет. За чей — могут быть варианты. Либо за счет одноклассников или других неизвестных слушателю персонажей; либо за счет других рэперов — более или менее известных.

 

МС Воронеж «Дисс на Врежика»

Наиболее популярный представитель подтипа. Кто такой Врежик и что он сделал своим одноклассникам по седьмой параллели — не вполне понятно, но посыл у артистов жесткий. Один из немногих треков кид-хопа, отлично себя чувствующий и без видеосопровождения. Этим же людям приписывается мощный досуговый манифест «Затусуйся под МС», но верифицировать авторство в данном случае не представляется возможным.

 

 

S-54 «Ответ взломщикам «вКонтакте»

Один из самых свежих мемов кид-хопа. Трое молодых людей обращают свой гнев на взломщиков аккаунтов «вКонтакте»; обратите внимание на поведение жидкости в стоящем перед монитором стакане, не поддающееся объяснению с точки зрения законов физики. Проблематика, ясное дело, для кид-хопа крайне близкая и важная; существует даже отдельная подкатегория YouTube-роликов, озаглавленных «жертва «вКонтакте» и представляющих собой монологи пострадавших.

 

 

 

Stimyl «Дисс на Дерти Монка»

Мальчик обкладывает последними словами репера Дерти Монка (кажется, отдельный интернет-феномен, который мы пока не исследовали). Самое здесь интересное — фоновый ковер, а также — главным образом — музыка, на которую дисс положен; советуем прислушаться.

 

 

 

MC Kasak

Интересен и симптоматичен мобильный телефон в качестве музыкального ресурса.

 

 

 

MC Jaguar «Дисс на Бентли»

Попытка опорочить честь вышеупомянутого рэпера Бентли: артисты кид-хопа зачастую воюют и между собой.

 

 

Еще одним подвидом в этом жанре является дисс, так сказать, на мироздание в целом; попытка самоутверждения за счет превознесения себя супротив всего остального — либо манифест о собственной значимости в контексте рэп-музыки.

 

Few MCz «Холод строк»

«Мне не нужны ваши грязные бумажки» и все такое прочее.

 

 

 

Калибр 7.62 «Фейки-пи...болы»

Название трека и первая строчка дают исчерпывающее представление об авторской позиции.

 

 

 

Lucky Girl Li

Девочка о своей миссии в хип-хопе и его значении в жизни людей.

 

 

 

MC Free «Суровые законы»

Интересный план с детской площадкой в конце первой минуты.

 

 

Local heroes

Как мы уже говорили, большая часть кид-хопа происходит из регионов России — логичным образом, многие эмси читают и поют о родине. Которая, как правило, представляется центром мира; с концептом «района» все это тоже тесно связано. Данный тип дает еще и представление о географии кид-хопа — весьма обширной.

 

Big Size «Я вырос в Лианозово»

Он вырос в Лианозово.

 

 

 

Эспеш и Тот Самый МС «Никольский Шит»

Еще один плодовитый и более-менее профессиональный представитель кид-хопа родом из города Никольска Пензенской области. Эспеш записал альбом и, кажется, не один; имеет и собственную продюсерскую группировку; в данном треке используется даже автотюн.

 

 

 

DiSK «Мы из Кыштыма»

Кыштым находится в 90 километрах от города Челябинска. Досуг кыштымской молодежи, если судить по треку, состоит из того, чтобы «поиграть в фифу», «рвануть на озеро», а также «свозить в огород бабулю».

 

 

 

Федул и Витто «Из ганжубаса»

Рэп про город Кондопога, известный по вспышке межнациональной розни (она тут, впрочем, не упоминается).

 

 

 

 

K2 «Район»

О районе кид-хоперы тоже читают — причем, кажется, всем районом.

 

 

 

MC Сатан «Про подъезд»

Некоторые даже читают про подъезд.

 

 

 

Экзистенциальная философия

Было бы странно, если бы кид-хоперы не задумывались о смысле жизни — и они, разумеется, задумываются. Две основные подтемы тут — любовь и тяготы, которые ждут нас на жизненном пути. В каком-то смысле этот поджанр является проекцией на хип-хоп наивной подростковой лирики, которую школьники массово начинают сочинять в определенном возрасте. Про секс читают редко или не читают вовсе — что логично.

 

Gusenglam «Жанна»

Печальная история о том, как девочка обманула мальчика. С картинками.

 

 

 

Oryl «Друзья»

Ранец-рэп о том, что такое настоящий друг.

 

 

 

Неизвестная девочка тоже читает про друзей

К вопросу о постфольклорной природе кид-хопа — в данном случае неизвестно даже имя артистки, но это никого не останавливает.

 

 

 

MC Спаун «Для любимой»

Монолог разбитого сердца.

 

 

 

Bad Gun «Только ты и никого больше»

Монолог счастливого влюбленного.

 

 

 

Данила Fox feat. MC Gold «Школа»

Школа, разумеется, тоже одна из важных экзистенциальных проблем кид-хоперов. Запись с концерта дает представление о том, какими вообще бывают концерты подобных артистов.

 

 

 

MC Gloomy «Теракт»

Кид-хоперы редко демонстрируют гражданскую позицию; это — один из редчайших случаев.

 

 

 

Gangsta Wannabes

Одной из главных ролевых моделей для кид-хопа является «гангста» — это можно было заметить уже и из целого ряда предыдущих роликов. Правда что это такое, артисты зачастую представляют себе не очень четко — так что высказывания на гангста-темы сводятся к отыгрыванию штампов или попытках имитации местного гоп-хопа.

 

MC Den и MC Shark

Ранец-рэп также не чужд гангста-тематики.

 

 

 

The BAZZ

Одна из главных ролевых моделей для кид-гангста — Витя АК-47. Вплоть до внешнего вида. Также впроброс упоминается о ненависти к выходцам с Кавказа.

 

 

 

Gop MC и Олег «121»

Эти люди буквально поняли группу «Кровосток».

 

 

 

«Урганы» «Гангста мир»

Группа «Урганы» уверяет слушателей, что Урга — вовсе не территория любви.

 

 

 

Неизвестный ансамбль

По мнению кид-хопа, гангста можно быть и на лестничной площадке. В некотором смысле это тоже дисс на мироздание.

 

 

 

Постскриптум

Что сказать в финале? Разумеется, все это смешно. И разумеется, все это по-своему страшно. И разумеется, как говорили в одном великом фильме, «без этой информации мы могли бы обойтись». Но вот какую важную вещь тут, по-моему, надо понимать. Те, кто выходили 11 декабря на Манежную площадь, а 15-го декабря стягивались к торговому центру «Европейский», — это в значительной части люди того же типа, склада и возраста, как те, кто производит русский кид-хоп (недаром и договоренности о сходках заключались в основном «вКонтакте»). И если они и не слушают сверстников или не производят подобные вещи сами, они, во всяком случае, точно слушают тех, на кого эти сверстники равняются. И я, конечно, не хочу сказать, что социальная ответственность у Гуфа, Нойза МС и Басты сейчас куда больше, чем социальная ответственность у, допустим, Шевчука (мне в целом кажется глубоко порочной концепция социальной ответственности). Я вообще ничего не хочу сказать. Но учитывать это обстоятельство, мне кажется, следует. И еще один момент. Разумеется, подобного добра наверняка навалом и на Западе — и тем более на родине хип-хопа. И наверняка тамошний кид-хоп в большинстве своем не менее дикий и дурацкий. Но при этом там есть, например, подростковая группировка Odd Future, которая делает рэп более злой, изобретательный и мощный, чем большинство их взрослых коллег (их упоминал Дмитрий Мартов в своих итогах года; про них будет немного в следующем номере «Афиши»). И при этом, когда вводишь абстрактный запрос на английском в YouTube, он выдает такого вот смешного паренька.

 

 

Делайте выводы. Или не делайте.

Ошибка в тексте
Отправить