перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Выбор молодых музыкантов: первая десятка

«Афиша» попросила несколько десятков музыкантов молодых русских групп составить списки лучших, по их мнению, русских альбомов всех времен. Теперь мы публикуем результаты опроса. Сегодня — десятка победителей

10. «Кино» «Это не любовь» (1985)

10. «Кино» «Это не любовь» (1985)
[альтернативный текст для изображения]

Илья Черепко-Самохвалов, «Кассиопея», «Петля пристрастия»»

«В альбоме «Это не любовь» мне нравится практически все: и наличие очень уместной драм-машины, и изобретательный бас Титова, и то, как гитарки бренчат, и дурашливые «шалалала», «ду-ду-ду-ду», «ооооо», и спецэффекты, и даже заметные отсылки к музыке The Smiths, а кое-где и прямые цитаты из The Cure, только подчеркивающие своевременность музыки «Кино». Все это, разумеется, не считая самих песен, от которых весело и радостно, и жалко, что они не написаны тобой. Поскольку я знакомился с «Кино» справа налево, то есть от поздних альбомов к более ранним, то и «Это не любовь» я целиком прослушал уже в относительно зрелом возрасте — и не особенно впечатлился, поскольку находил их слишком легкомысленными для человека, умеющего дать прикурить с ножевой раной в животе и уйти в ночь под звуки «Группы крови». Но зато с песни про Сашу началась история моих взаимоотношений с гитарой. Главный негодяй и садист нашего двора Кудрявцев почти силой заставил меня разучить два каких-то левых аккорда, на которых, по его мнению, держалась вышеупомянутая композиция, и напел совсем уж хуевый мотив. Спустя неделю я, никогда не слышавший оригинала, завывал про мастера слова и клинка и пользовался бешеным успехом. Так что ноги «Петли пристрастия» растут как раз из места, где любят книги про героев и про месть. Первое время я думал, что Цой – певец из Казахстана, что песни, где он поет про город, посвящены Алма-Ате. Очень удивился, когда выяснилось, что это не так, и открытие это по времени совпало с прослушиванием «Это не любовь». Цой оказался не совсем тем, кем представлялся поначалу, и вдобавок ко всему стал больше походить на живого человека. Прекрасный образец русской поп-музыки — вот что такое этот альбом».

 

9. «Егор и Опизденевшие» «Сто лет одиночества» (1993)

9. «Егор и Опизденевшие» «Сто лет одиночества» (1993)
[альтернативный текст для изображения]

Роман Литвинов, Mujuice

«У меня с «Гражданской обороной» странные отношения — когда все ее слушали в школе, это страшно раздражало, потому что я в тот момент слушал Sonic Youth и все такое прочее. Но когда я смог послушать и оценить вне этого контекста, отбросить предрассудки — я понял, что это одна из самых ярких фигур в нашей музыке. Просто к этому не сразу приходишь из-за предвзятости к аудитории. Конечно, Летов очень страшный — но очень сильный, в том числе и в плане работы со звуком: скажем, на «Сто лет одиночества» слышно, как он умеет работать с дилеем и с прочими эффектами. И вообще этот альбом — это, на мой взгляд, такой пик, хорошая середина: уже такой оголтелый рок пропал — а совсем психоделика еще не настала. (Хотя последний его альбом, «Зачем снятся сны», меня тоже потом потряс.) Конечно, Летов очень неоднозначный персонаж, это очень радикальная форма — но по-своему важнейший. Повлиял ли он на что-то, мне трудно сказать — во всяком случае, из тех русских музыкантов, которые мне нравятся, его мало кто хвалит. Влияние, может быть, плохое есть — Летов ведь колоссально отличается от всего прочего надрывного говнорока, но это еще надо почувствовать. Мне кажется, многие его неправильно поняли. Но это естественный процесс — ты не можешь планировать, как мутирует то, что ты делаешь».

 

8. «Аквариум» «Радио Африка» (1983)

8. «Аквариум» «Радио Африка» (1983)
[альтернативный текст для изображения]

Аполлон, «Комба БАКХ»

«Тут главное что: в широком ходу в Советском Союзе были две пластинки «Аквариума». Конечно, кто-то мог раздобыть что-то другое, но «Радио Африка» был издан очень большим тиражом, и у всех, кто покупал пластинки, конечно, он появился. Альбом получился очень разносторонний — там есть легкие песенки типа «Мальчика Евграфа», а есть совсем забойные вроде «Змеи» или «Тибетского танго»; то есть есть яркие контрасты. Конечно, самая известная там песня это «Рок-н-ролл мертв», которую я будучи ребенком слушал внимательно и доверчиво: я понял, что рок-н-ролл мертв, поверил. Наверное, так оно и есть. Сейчас рок-н-ролльные вибрации, например, есть в музыке дэнсхолл — но там какая-то мертвечинка присутствует, в силу синтетичности музыки. Мне было очень интересно слушать эту пластинку, на «Радио Африке» все песни разные, и между дорожками там не паузы, а такой звук, как будто радио крутят, и впоследствии я на этих радиошумах делал скрэтчи. Мне еще очень нравится песня «Капитан Африка» — хоть я и не люблю саксофон и Бутмана не люблю, но в этой песне он очень здорово звучит, и по музыке лично мне больше всего она нравится. И на «Комбу БАКХ» «Радио Африка», может быть, повлиял этой самой контрастностью — тем что там есть и очень мрачные темы, и полная бессмыслица типа «Пум пум-пум пу-хи-хи хи».

 

«Капитан Африка»

7. «Кино» «Группа крови» (1988)

7. «Кино» «Группа крови» (1988)
[альтернативный текст для изображения]

Евгений Новиков, Manicure

«У нас в списке было много альбомов группы «Кино», но это, наверное самая удачная и успешная их запись. Я, как и многие, начал слушать «Кино» еще в школе. И как мне тогда казалось, что это дико круто, так и сейчас до сих пор кажется. Когда я стал играть музыку, я, например, стал изучать, как звучат барабаны — и оказалось, что они используют драм-машину на этом альбоме, в детстве же я об этом не задумывался никогда. Если говорить про русскую музыку вообще, то мне кажется, что «Кино» главная группа, они на всех оказались огромное влияние. На «Группе крови» мне очень нравятся песни «Попробуй спеть вместе со мной» и «Прохожий», хотя там все песни очень хорошие».

 

6. «Агата Кристи» «Опиум» (1995)

6. «Агата Кристи» «Опиум» (1995)
[альтернативный текст для изображения]

Павел Еремеев, Usssy, Kruzr Ken, «Я слева сверху»

«Знакомство с творчеством «Агаты Кристи» у меня началось с этого альбома. Я был на даче, по-моему, и по радио услышал «Сказочную тайгу» — главный хит с «Опиума». Мне она очень понравилась, и я потом постоянно слушал эту радиостанцию, чтобы еще раз поймать эту песню. Тогда еще не было компакт-дисков, и я где-то в Москве купил кассету и заслушивал ее до дыр. Сам не знаю, почему мне нравилось. В «Агате Кристи» было что-то скандальное, и звучание мне казалось очень необычным. И первый концерт, на который я пошел в своей жизни, был как раз концерт «Агаты Кристи». Но потом постепенно все сошло на нет. Я недавно переслушивал «Опиум», и сейчас уже совершенно не могу понять, почему я тогда так перся. Может быть, «Агату Кристи» важно было послушать в том смысле, что она прививала любовь к какому-то определенному направлению, какое-то чувство вкуса. Это достаточно деструктивная, скажем, по текстам музыка, там сплошной декаданс — но когда я в детстве это слушал, я все понимал, и мне это нравилось. Может быть, я курить даже начал из-за «Агаты Кристи», потому что я смотрел на музыкантов, которые стоят на сцене с сигаретой, и мне тоже хотелось».

 

5. Земфира «Земфира» (1999)

5. Земфира «Земфира» (1999)
[альтернативный текст для изображения]

Оля Чубарова и Антон Залыгин, Cheese People

Оля: «Ассоциативный ряд, наверное. банален для моих сверстников - мне 14, весна, бычки и говно в талом снегу, романтика! «Анечка-а-ааа просила снять маечки...» ...Заслушав на кассетном магнитофоне переписанную у кого-то в школе кассету, я подсадила на Земфиру и сестру. Она потом нарыла где-то статей, откуда я узнала, что песни-то, оказывается, со смыслом, да еще и о реальных людях! Слышу «Ромашки» - вижу сестру в синем сарафане на платформах по тогдашней моде. В общем, первый альбом Земфиры мне душу будоражит! Ах, где мои розовые Роверсы?!»
Антон: «Не скажу, что рьяно фанател от творчества Земфиры, но даже в пору юношеского максимализма испытывал уважение. По крайней мере, из тех русскоязычных исполнителей, которых тогда крутили по радио, Земфира заставляла прислушаться и к текстам и к аранжировкам. В связи с чем и получил от папы матюков, когда первый раз услышал ее из отцовской машины во время ремонта — ибо заслушался и упорно не слышал обращение «дай мне уже, бля, ключ на девять!». В общем, из того, что было «на волне» в то время, Земфира была на голову выше всех. Мне даже кажется, что я был на ее концерте — но поскольку времена были бурные, до сих пор не могу вспомнить, Земфира это была или Tequilajazzz — помню только, что лежал на полу в ЦСК ВВС и целовался».

 

4. «Мумий Тролль» «Икра» (1997)

4. «Мумий Тролль» «Икра» (1997)
[альтернативный текст для изображения]

Миша Оттер, Miiisha, Cops on Fire, Ларик Сурапов

«Мумий Тролль» оказался в списке моих любимых русских музыкантов, потому что их музыка тронула меня, срезонировав с моими романтическими переживаниями 2 года назад. В том возрасте, когда все слушали «МТ», мы слушали Курехина, «Звуков Му» и Джона Зорна. А вот потом мне понравилось, как чудесный распиздяйский подход Ильи Лагутенко к стихам сочетается с его манерой исполнения и аранжировками. Некоторое количество «таинственности» в его лирике компенсируется изрядной долей иронии — и результат не звучит вульгарно. Его подход вынудил меня задуматься о моем взгляде на написание слов к песням (в поп-музыке стихи не обязательно должны быть технически сложными и обладать суперконкретным посылом). Даже сейчас избранные песни с этого альбома лежат у меня в портативном переносном плеере».

 

3. Tequilajazzz «Целлулоид» (1998)

3. Tequilajazzz «Целлулоид» (1998)
[альтернативный текст для изображения]

Иван Смирнов, «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки»

«Целлулоид» я первый раз послушал в девяносто девятом. Это была, кажется, Евпатория: на пляжах в бесконечном рипите стоял первый альбом Земфиры, «Наше радио» усиленно ротировало песню Валерии про самолет, родители жарили на кухне съемной квартиры южные баклажаны и никак не могли вспомнить фамилию нового премьер-министра. Совершенно не помню, как «Целлулоид» материализовался, но понравились тогда только песни про зимнее солнце и мелодию прошлого лета, а остальное как-то мимо пролетело. Года через четыре послушал снова, и вот тогда уже накрыло. И дело не в достоинствах, за которые «Tequilajazzz» особо всеми любимы – исполнительском мастерстве и некой «добрососедской» атмосфере песен — а немножко в другом. Тут в музыке и текстах постоянно присутствует какая-то «фиксация образа», и это очень интересно. Если проще – важен не смысл и цель, и даже не чувства и эмоции, а именно попытка зафиксировать то, что тебя сейчас окружает. Это как у Тютчева – что вижу, то пою. А потом цепляешься за это, музыка и текст нарастает-нарастает, и в итоге выходит нечто занятное: с одной стороны, совершенно детское, а с другой — в нем еще можно копаться и копаться. «Сколько на свете чудес: Космос, Париж, Мерседес» — казалось бы, набор забавных слов, а копнуть – так это что-то совсем онтологическое – три уровня восприятия человеком бытия. «Целлулоид» из всех их альбомов в этом плане самый занятный. Да и вообще — это же невероятно круто, когда брутальный лысый жилистый мужик исполняет такие детские и в то же время изобретательные песни!»

 

2. «Аукцыон» «Птица» (1994)

2. «Аукцыон» «Птица» (1994)
[альтернативный текст для изображения]

Алексей Отраднов, «Барто»

«Впервые мы услышали альбом «Птица» в середине 90-х. Мы тогда жили в Коломне, и, как ни странно, в Коломне «Аукцыон» был очень популярен среди музыкантов. Наш басист, сын заведующего роддомом города, дал нам целую подборку «Аукцыона» — но сразу и надолго зацепила именно «Птица». Этот альбом как-то резко выбивался из всего, что мы тогда слушали, — и стилистически, и эмоционально. В нем сочетались какая-то безысходность и надежда, что ли. Плюс эстетика совершенно обалденная. Сложно говорить, повлиял ли альбом на русскую музыку. Мне кажется, есть группы, которые можно тиражировать — например, «Кино». В каждом городе есть свое «Кино». А есть группы, которые так и остались вещью в себе: «Аукцыон», «Звуки Му», Tequilajazzz. И в этом их прелесть. «Птица» не столько повлияла на русскую музыку, сколько показала, что можно играть вот так, совершенно ни на что не оглядываясь. «Птица, я, птица» — это как ощущение свободы, которое необходимо каждому музыканту».

 

1. «Мумий Тролль» «Морская» (1997)

1. «Мумий Тролль» «Морская» (1997)
[альтернативный текст для изображения]

Андрей Касай, Narkotiki

«В то время я жил в Амурске — это маленький такой городок, и у нас там с музычкой вообще все плохо было. Узнавали о группах от старших ребят, которые съездили в Хабаровск, например, и привезли какой-нибудь журнал. В основном музло было западное, и котировался тогда в основном всякий металл. «Морскую» я впервые услышал у Ждана (Ждан Филиппов — сооснователь Narkotiki — Прим. ред.) — и помню, как тогда подумал: «Какого хрена происходит? Что они делают? Что это такое, мать их?». Было непривычно слышать как пацаны на гитарах, барабанах, да еще и на русском языке фигачат не то рок, не то поп — но мне это дико понравилось. К тому же они были родом из Владивостока. Вообще, «Мумий Тролль» — уникальная для России группа. Они играют русскую музыку не по-русски. Они первыми добавили в музыку секс. И после них стало появляться много групп, которые делали музыку по похожим схемам. Как минимум все поняли, что рок — это необязательно немытые волосы и дикий ор вместо пения. Ну а для нас это просто группа из детства, которая в свое время в каком-то смысле сломала нам мозг — в том плане, что оказалось, что вот так тоже можно играть».

 

Ошибка в тексте
Отправить