перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Итоги голосования

«Афиша» проводит итоги опроса, предлагавшего всем желающим выбрать лучшие пластинки первых шести месяцев 2013-го, — и делает вывод: этот год с точки зрения музыки — чуть ли не лучший за последние десять лет.

Итоги голосования: топ-31

1. Daft Punk «Random Access Memories» [106]

2. Земфира ««Жить в твоей голове» [102]

3. The National «Trouble Will Find Me» [75]

4. Kanye West «Yeezus» [67]

5. Atoms for Peace «Amok» [66]

6. The Knife «Shaking the Habitual» [58]

7. Nick Cave & The Bad Seeds «Push the Sky Away» [50]

8. James Blake «Оvergrown» [47]

9. Vampire Weekend «Modern Vampires of the City» [45]

10. David Bowie «The Next Day» [44]

11. Queens of the Stone Age «…Like Clockwork» [39]

12. Justin Timberlake «The 20/20 Experience» [37]

13. Rhye «Woman» [33]

14. Jon Hopkins «Immunity» [32]

15-16. Savages «Silence Yourself» [30]

15-16. Woodkid «Golden Age» [30]

17. Foals «Holy Fire» [29]

18. My Bloody Valentine «m b v» [28]

19-21. «Петля пристрастия» «Фобос» [25]

19-21. Depeche Mode «Delta Machine» [25]

19-21. Primal Scream «More Light» [25]

22. Sigur Rós «Kveikur» [23]

23. Yeah Yeah Yeahs «Mosquito» [21]

24. Tesla Boy «The Universe Made of Darkness» [20]

25. Emika «Dva» [18]

26-27. Moderat «II» [15]

26-27. Disclosure «Settle» [15]

28. Black Sabbath «13» [14]

29-31. These New Puritans «Field of Reeds» [13]

29-31. Devendra Banhart «Mala» [13]

29-31. The Flaming Lips «The Terror»

NB: При первом подведении итогов счетная комиссия допустила ряд ошибок, вследствие чего пришлось произвести подсчет еще раз, вследствие чего итоги голосования несколько изменились. Редакция приносит свои извинения.

 

Год авторитетов

В этих результатах нет почти ничего удивительного — зато они отменно позволяют утрясти в голове общую картину минувшего полугодия и осознать, насколько плотным и представительным с музыкальной точки зрения оказывается пока 2013-й. Страшно сказать: Дэвид Боуи, записавший свой первый альбом за 10 лет, даже не попал в первую тридцатку, — и тут даже неважно, собственно, качество этого альбома: обычные такие люди оказываются близко к вершине просто за счет громкого имени. Но только не в этом году. (Данный тезис посрамлен пересчетом итогов голосования — Прим.ред.) В первой десятке — все знакомые лица: Daft Punk, Том Йорк, Канье Уэст, Ник Кейв, Дэвид Боуи, The National, Земфира и прочие люди, давно и заслуженно обеспечившие себе попадания во все списки подобного рода, но когда последний раз такое было, чтобы все они выпускали пластинки почти одновременно — даже и не вспомнить. Впрочем, и на дисбаланс и засилье ветеранов не пожалуешься: в той же десятке — двое представителей новой элиты, заявивших о себе более-менее в последнюю пятилетку (Джеймс Блейк и Vampire Weekend); всего в списке — пять дебютных альбомов, примерно столько же, сколько было в предыдущие два года. Пожалуй, единственные, кто действительно слегка проиграл из-за всего этого изобилия, — это русские: всего четыре отечественных представителя по сравнению с семью в 2012-м и 2011-м; но и тут надо честно признать, что по этой части год пока послабее предыдущих (а в последний месяц и вовсе царит печальное затишье).

А самое захватывающее — что это еще не все: в августе будет «Мумий Тролль», уже в сентябре разом выходят новые записи Nine Inch Nails, Джанель Монэ, MGMT, Дрейка и Goldfrapp — а также Моби, Марка Лейнегана и даже Элтона Джона со Стингом. Отсюда, видимо, и рекордное количество участников нашего опроса — в полтора раза больше, чем год назад, например: музыку стали слушать просто-напросто больше людей. Короче говоря, можно сколько угодно бурчать в комментариях по поводу упадка культуры — объективные подсчеты наглядно показывают, что более яркого, насыщенного и во многих отношениях революционного года, чем 2013-й, не было очень давно.

 

Маркетинг побеждает все

Почему же при прочих равных выигрывают Daft Punk? (А не Земфира, как многим могло показаться по беглому просмотру комментариев.) Понятно, конечно, что «Get Lucky» играет из каждого утюга и явно не перестанет это делать как минимум до конца лета, — но вряд ли дело только в этом. Понятно, что возвращение больших звезд досетевой эпохи всегда вызывает определенный ажиотаж и дает некие гарантии, — но вряд ли дело только в этом. Понятно, что «Random Access Memories» — при всех возможных и обоснованных к нему претензиях — это альбом, который легко гонять по кругу, запись, которая ничего особенно не требует от слушателя, зато предлагает ему изрядное количество опций (и слушатель, который толком не знаком с классическим диско и в первый раз слышит имя Джорджо Мородера, тут даже предпочтительнее, чем просвещенный), — но вряд ли дело только в этом. Понятно, что сами французы могут сколько угодно рассказывать про то, что мир соскучился по «настоящей» музыке, а вся современная электроника бездушная и одинаковая, — дело точно вообще не в этом. Что Daft Punk всегда умели делать по-настоящему грамотно и ярко — это продавать и упаковывать себя, и «Random Access Memories» — не исключение. 15-секундные тизеры в формате рекламного ролика, внезапный отрезок из «Get Lucky», показанный на фестивале Coachella, серия короткометражных фильмов, в которых соратники и творческие отцы рассказывали, каково им было с Daft Punk, а Daft Punk — с ними, новый дизайн шлемов, ну и так далее: группа и ее менеджмент сделали все, чтобы эту пластинку ждали с нетерпением даже те, кому она еще пару месяцев назад была совершенно по барабану. В наше время, когда вокруг имеется скорее избыток, чем недостаток музыки, срежиссировать такую драматургию — это серьезное достижение. Результат, впрочем, тоже налицо: за «Random Access Memories» проголосовал каждый пятый участник опроса.

Да и с Земфирой ситуация в каком-то смысле похожая: певица напрочь отказалась от любой промоактивности, зато «Жить в твоей голове» все слушали, хвалили и ругали одновременно — и 14 февраля в России не было более важных новостей, чем одна-единственная ссылка на «Яндекс.Музыку». И это тоже редкий и ценный в наши дни опыт.

 

Песню «Get Lucky» уже «спел» Барак Обама — в общем-то, это в эпоху YouTube знак наивысшего признания

 

 

The National — народная группа

Три года назад альбом «High Violet» в аналогичном голосовании уверенно занял первую строчку — но нынешний подиум в каком-то смысле даже ценнее. Кажется, даже сама группа The National понимает, что записала самый дежурный (не то чтобы обязательно в плохом смысле) свой альбом; про уровень конкуренции мы уже сказали — и все равно Мэтт Бернингер со товарищи оказываются в первой тройке и обгоняют гораздо более обсуждаемых Канье Уэста и The Knife. Знак? Знак. Я давно уже при каждом удобном случае говорю московским промоутерам, что The National по своему статусу в России ничуть не уступает британским звездам 80-х и 90-х с их гарантированной ностальгической аудиторией и что они могли бы хоть собрать клуб Stadium, хоть стать фестивальными хедлайнерами. Пока мне, кажется, не верят. Вряд ли несколько десятков голосов в голосовании, не претендующем на объективность, их убедят — но меня лично убеждают. И более того — ведь и сами The National к России относятся с любовью и уважением: тут тебе и клип, скопированный с Мамонова, и просто добрые воспоминания о концерте в Москве. Может, пора бы уже, а?

 

 

Джон Хопкинс недаром едет на Пикник «Афиши»

Тринадцатое место для единственного альбома во всем списке, на котором нет песен с вокалом, — реальное достижение. И заслуженное. Как обычно происходит в таких случаях, наверняка появятся комментарии в духе: «а чего вы ждали, «Афиша» же писала, что это лучшая электронная пластинка года, вот все и повелись». Редакция продолжает думать, что ее читатели лучше, но даже если и так — ну и правильно сделали.

Джон Хопкинс выступит на Пикнике «Афиши» в следующую субботу, 13 июля, в Коломенском. Его концерт начнется на сцене Škoda Drive в 21.30

 

«Петля пристрастия» >> Tesla Boy

Несомненно, группа Tesla Boy выпустила очень крепкий, четкий и расчетливый альбом. Безусловно, на его презентацию на Bosco Fresh Fest пришли 12 тысяч человек, а на презентацию альбома «Фобос» в China-Town-Cafe — примерно сто пятьдесят. И вообще — Антон Севидов в Лондоне, Нью-Йорке и Мехико, а Илья Черепко-Самохвалов — в Минске и в лучшем случае в Москве; а все эти смешные цифры в голосовании ничего не доказывают. Но мы все-таки порадуемся. Потому и порадуемся, что убедительных оснований для этой радости, в сущности, нет. Это будет очень в духе группы «Петля пристрастия».

 

Ошибка в тексте
Отправить